В 2020 г. совокупная выручка онлайн-кинотеатров увеличилась на рекордные 66% - до 27,8 млрд руб. Об этом сообщает аналитическая компания "ТМТ Консалтинг". По подсчетам специалистов, к концу года на более чем 8 млн домохозяйств в среднем пришлось 1,5 подписки на OTT-сервисы.
© ComNews
10.03.2021

По прогнозам "ТМТ Консалтинга", в 2021 г. рынок онлайн-кинотеатров вырастет на 42% и превысит 39 млрд руб. Основными его трендами на ближайшие годы будут рост популярности подписной модели, развитие OTT-сервисов в рамках экосистем, а также развитие кинотеатрами собственных видеопроизводств и предложение эксклюзивного контента на своих площадках.

По данным ТМТ, положительно на рынок онлайн-кинотеатров в прошлом году повлиял повышенный спрос на видеоконтент в период самоизоляции, бесплатный доступ для новых подписчиков, который давали сервисы, а также предложение кинотеатрами эксклюзивного контента, в первую очередь фильмов и сериалов собственного производства. "К концу года на более чем 8 млн домохозяйств в среднем пришлось 1,5 подписки на OTT-сервисы", - рассказала представитель ТМТ Елена Крылова.

Негативно на рынке отразились снижение кинопроизводства в пандемию, увеличение активности пиратских сервисов и уход большой доли подписчиков после окончания первоначального бесплатного пробного доступа.

"Платная модель уверенно лидирует - доходы, полученные от пользовательских платежей, составили 22,9 млрд руб. (рост на 84%). Реклама принесла видеосервисам 4,9 млрд руб. (рост на 15%). По итогам года доля выручки от пользовательских платежей в общем объеме рынка выросла на 8 п.п. и составила 82%", - отмечается в исследовании ТМТ.

Подписка стала основной бизнес-моделью онлайн-кинотеатров. В целом по рынку выручка от нее показала рост на 87%. Доля подписок в структуре пользовательских платежей увеличилась с 79% до 84%. "В структуре доходов, полученных по платной модели, на долю покупки (EST) и аренды (TVoD) фильмов и сериалов пришлось 16%, этот сегмент в 2020 г. совокупно вырос на 40%. Модель покупки принесла вдвое больше выручки по сравнению с арендой, что связано с более высокой стоимостью контента по модели EST, а также с тем, что наибольшим спросом у аудитории пользуются новинки кинопроката, распространяемые обычно по модели EST", - говорится в отчете "ТМТ".

По итогам 2020 г. в топ-3 OTT-сервисов вошли Ivi (его выручка увеличилась на 44%, 1-е место), Okko (выручка увеличилась на 44%) и Megogo (увеличилась длительность телесмотрения на сервисе на 52%).

Значимыми игроками по итогам прошлого года стали "Кинопоиск" (принадлежит "Яндексу") и Start. В 2020 г. аудитория "Кинопоиска" выросла почти в три раза, а суммарная выручка от двух медийных сервисов "Кинопоиск" и "Яндекс.Музыка" составила 5,6 млрд руб. Выручка Start увеличилась по итогам года на 172%. Число подписчиков сервиса практически удвоилось.

Amediateka выросла в прошлом году на 41%. В период самоизоляции количество пользователей сервиса выросло на 72%, количество просмотров контента увеличилось более чем на 50%.

"Общая аудитория ОТТ-видеосервисов по итогам 2020 г. выросла на 17% до 63 млн. При этом платящая аудитория выросла на 52% - к концу года она составляла 8,5 млн. Проникновение подписки среди российских домохозяйств к концу года достигло 15%. Рост платящей аудитории был связан с активным развитием подписки, особенно в период самоизоляции: просмотр видео стал одним из основных способов проведения досуга, и видеосервисы в ответ на повышенный спрос постарались привлечь как можно больше пользователей, предлагая бесплатные пробные периоды и льготные подписки. В итоге была сформирована достаточно обширная лояльная аудитория", - говорится в сообщении ТМТ.

Заместитель генерального директора кинотеатра Ivi Иван Гринин рассказал, что выручка платной модели сервиса в прошлом году выросла на 52% и составила 80% в общей выручке Ivi в 2020 г. Валовый доход кинотеатра от рекламной модели вырос на 18%.

"За прошлый год нам удалось значительно прирастить аудиторию, существенно увеличить ее вовлеченность и время смотрения пользователями контента. Мы также протестировали новые форматы представления контента, запустили Ivi Originals. Хорошую динамику показали и рекламная, и подписная модели монетизации, - сказал Иван Гринин. - Рост выручки связываем в том числе с запуском собственного производства".

В 2020 г. по МСФО выручка Okko (принадлежит ПАО "Сбербанк") увеличилась с 3,6 млрд руб. до 5,7 млрд руб. Количество платных пользователей кинотеатра выросло в 2,4 раза - до 2,6 млн человек. В Оkko считают, что ключевой фактор, который повлиял на рост рынка OTT-сервисов, - это усиление значимости экосистем и суперподписок.

"Большинство главных игроков, получив доступ к клиентам экосистем, смогли значительно увеличить выручку и базу подписчиков. Рынок в том году находился в стадии активного роста, и в 2021 г. этот тренд, мы считаем, продолжится. Однако надо понимать, что постоянно расти высокими темпами рынок не сможет в силу его ограниченной емкости. Кроме того, на рост рынка могут негативно повлиять макроэкономические факторы, такие как падение доходов населения", - отметил представитель пресс-службы Оkko. В прошлом 2020 г. подписная модель принесла сервису 3,9 млрд руб.

В пресс-службах Megogo, "Кинопоиска", Start, "Амедиатеки" и TVzavr на запрос ComNews не ответили.

Новости из связанных рубрик