Новости / март 2021
Посетители "Перекрестков" и "Пятерочек" заплатят лицом

X5 Retail Group, Сбер и Visa запустили биометрическую оплату на кассах самообслуживания в московских магазинах "Перекрестка". Таким образом можно оплатить покупки в 52 супермаркетах сети. 
© ComNews
11.03.2021

X5 Retail Group и Сбер сделали биометрическую идентификацию на основе разработок Х5 и технологии компании VisionLabs (на четверть принадлежит ПАО "Сбербанк"). По данным X5 Retail Group, к концу марта оплата по биометрии будет доступна в 150 московских "Перекрестках". В апреле ее запустят в нескольких столичных "Пятерочках". На оплату по биометрии требуется несколько секунд.

"Сейчас технология оплаты с помощью биометрии действует на 350 устройствах, однако технически к сервису может быть подключена вся сеть - более 6000 устройств в регионах присутствия Х5. Опция будет доступна также на новых кассах, которые будут устанавливаться в течение 2021 г. В базовой сборке устройства используется 3D-камера с высокой точностью распознавания и захватом глубины, что позволяет легко и быстро считывать черты лица с учетом роста человека и изменений во внешности. Высокая степень разрешения камеры позволяет обеспечить высокий уровень безопасности, исключить взлом и подмену данных (спуфинг)", - сообщили в X5 Retail Group.

По словам зампредседателя правления и руководителя розничного бизнеса Сбера Кирилла Царева, Сбер впервые запустил технологию в эксплуатацию в сети московских кофеен в прошлом году. "Уже совсем скоро бесконтактные биометрические платежные решения будут применяться повсеместно и подобный способ оплаты станет столь же обычным, как оплата банковской картой или смартфоном", - убежден он.

По словам директора по инновациям Х5 Retail Group Ивана Мельника, оплата одним взглядом технически может быть внедрена на всех кассах самообслуживания Х5 с биометрическим сенсором. "В каждом магазине, где установлены кассы разработки, биометрия запускается сразу на всех установленных аппаратах. Всего в 2021 г. технология оплаты с помощью биометрии может быть внедрена дополнительно на 7-10 тыс. устройств в 1,5-2 тыс. магазинов. Это станет одной из крупнейших установок биометрии в мире в сфере ретейла. Технология уже внедрена в стандартные процессы эквайринга и учетные системы, поэтому автоматически входит в стандарт открытия новых "Пятерочек" и "Перекрестков", - сообщил Иван Мельник.

Партнерские соглашения предполагают, что Х5 обеспечивает работу биометрии на кассах, а Сбер выступает оператором биометрии: обеспечивает эквайринг, проводит всю транзакцию - от идентификации клиента до списания средств. Visa отвечает за популяризацию нового сервиса.

Представитель пресс-службы ВТБ сообщил, что сейчас банк проводит пилоты аналогичных проектов с несколькими крупными ретейлерами, в их числе - сеть гипермаркетов "Лента". В пресс-службе банка "Открытие" рассказали, что в ближайшее время оплату по биометрии внедрять не планируют. Руководитель центра технологических исследований и цифровых инноваций Райффайзенбанка Евгения Овчинникова говорит, что пока банк только собирает биометрические данные. "Мы не видим роста интереса к Единой биометрической системе за последний год", - отметила представитель Райффайзенбанка.

В феврале правительство РФ решило увеличить собираемость биометрических данных россиян. Тогда на совещании в Минцифры, по данным "Коммерсанта", обсуждался вопрос увеличения количества способов сбора биометрической информации, так как граждане без энтузиазма передают такие данные банкам. Сейчас в ЕБС зарегистрировано около 164 тыс. граждан. В Минцифры "Коммерсанту" подтвердили, что прорабатывают вопрос по сбору биометрии в МФЦ. Оператор ЕБС ПАО "Ростелеком" заявил, что планирует выпустить мобильное приложение, в котором пользователи смогут самостоятельно собрать и зарегистрировать биометрические данные для оплаты "по лицу" (см. новость на ComNews от 10 марта 2021 г.).

Руководитель аналитического департамента Infosecurity a Softline Company Дарья Кошкина отмечает, что биометрия считается одним из самых надежных методов идентификации, так как задействует уникальные данные, обусловленные физиологией. "Не совсем правильно говорить, что россияне против биометрии. Однако определенный скепсис у некоторых граждан есть, хотя, на мой взгляд, это и странно. Мы спокойно передаем свои биометрические данные зарубежным компаниям, подтверждая оплату отпечатком пальца, ходим по улицам и магазинам, попадая в миллионы камер видеонаблюдения, указываем в соцсетях данные, размещаем фотографии с геометками. Чего бояться? Еще одной идентификации?" - недоумевает специалист Softline. Но и в таком случае, отмечает она, необходимо обязательно оставлять выбор передавать свои данные или нет за гражданами.

"Уровень технологий позволяет проводить распознавание лица покупателя даже в маске, что делает бесконтактные сервисы универсальным инструментом в ретейле, логистике, финансовом секторе, - говорит директор по стратегическому маркетингу компании-интегратора "Крок" Елена Волковская. - Главный риск - получение доступа к базе биометрических данных злоумышленниками и ее использование для удаленной идентификации, остается на совести компании-владельца".

Директор центра компетенций мультимедиа и ситуационных центров "Техносерва" Игорь Афонин предполагает, что оплата по биометрии будет популярна только среди покупателей молодого возраста. По его мнению, платформы распознавания биометрических данных уже достаточно зрелые для того, чтобы противостоять мошенническим операциям. "Риски на самом деле невелики, пока данные технологии применяются только в стационарных устройствах. Оплата на терминалах всегда происходит персонально, вряд ли кто-то будет случайно в них смотреть. Проблема случайной оплаты может возникнуть в неструктурированной толпе. Вопрос о рисках возникнет, только если данные технологии будут реализованы в мобильных терминалах", - объясняет Игорь Афонин.

По данным Visa, 74% покупателей в России ежедневно совершают оплату телефоном бесконтактно. Согласно результатам опроса компании, 54% потребителей считают бесконтактную оплату одним из самых эффективных методов защиты от COVID-19 во время шопинга, а 70% покупателей планируют платить при помощи лица в будущем.

Новости из связанных рубрик