Новости / март 2021
Проникновение онлайн-торговли: вглубь, но не вширь

За время пандемии (с апреля по декабрь 2020 г.) покупки россиян в онлайне принесли рынку дополнительно 1 трлн руб. Об этом сообщают аналитики "СберИндекса". При этом объем трат в интернете в феврале 2021 г. оказался на том же уровне, что и во время самоизоляции. Эксперты пришли к выводу, что наши сограждане, и прежде совершавшие покупки в интернете, еще сильнее полюбили онлайн-шопинг, а любители традиционных походов по магазинам вернулись в них, как только ограничения были смягчены.
© ComNews
12.03.2021

Согласно отчету "СберИндекса", по итогам пандемии доля трат, совершенных в России онлайн, выросла до 11,8% от общего объема. Это соответствует почти пятой части (19,5%) безналичного оборота в стране. В феврале 2021 г. доля трат в интернете оказалась на тех же уровнях, что и во время самоизоляции. Дополнительные расходы, перешедшие в Сеть, составили 3% от всего спроса домохозяйств. С апреля по декабрь 2020 г. это добавило к онлайн-рынку 1 трлн руб. Главный вывод, к которому пришли эксперты, исследуя расходы россиян в пандемию, - наши сограждане, и прежде совершавшие покупки в интернете, еще сильнее полюбили онлайн-шопинг, а любители традиционных походов по магазинам вернулись в них, как только ограничения были смягчены.

Устойчивое перераспределение расходов в пользу онлайна, по мнению аналитиков "СберИндекса", затронуло не всех. Оно произошло в группе потребителей, которые и до пандемии время от времени пользовались e-commerce и электронными сервисами. Те же, кто до самоизоляции в принципе не прибегал к онлайн-услугам, после вынужденного перерыва быстро вернулись к прежней модели поведения. Доля таких "консерваторов" устойчива во всех категориях трат, которые рассмотрели аналитики "СберИндекса" (онлайн- и офлайн-кинотеатры, рестораны и доставка еды, расходы на одежду, бытовую технику и электронику).

Формируется группа потребителей, готовых покупать одежду, бытовую технику и электронику только онлайн, на них пришлось 3,8% всех безналичных трат в этой категории в январе-феврале 2021 г.

Аналитик ГК "Финам" Артемий Шамшуков уверен, что магазины одежды будут наполнены людьми, как только снимут все ограничения. А вот с продуктами питания, по его оценке, ситуация интереснее. Доставка еды должна остаться в моде и после пандемии, особенно в больших городах, где каждая минута на счету.

"E-commerce будет играть все более заметную роль в нашей стране. Скорее всего, темпы роста данного сектора замедлятся в 2021 г. - в силу повышенного спроса во время пандемии, однако нет оснований полагать, что Россия не будет последователем глобального тренда по увеличению влияния электронной коммерции. По прогнозам eMarketer, глобальные продажи e-commerce вырастут с $4,2 трлн в 2020 г. до $6,5 трлн - уже к 2023 г.", - прогнозирует Артемий Шамшуков.

Аналитик "Фридом Финанса" Евгений Миронюк отмечает, что не согласиться со статистикой "СберИндекса" сложно, так как наиболее точные данные поступают именно от эквайринговых систем крупных банков, но и обобщить их достаточно сложно. "Данные от "СберИндекса" наиболее репрезентативны, и показатели могут быть экстраполированы на рынок в целом. С учетом того, что в целом по итогам пандемии доля трат, совершенных в России онлайн, выросла до 11,8%, а дополнительные расходы, перешедшие в Сеть, составили 3% от всего спроса домохозяйств, рост доли электронной торговли в целом совпал с прогнозами. Напомним, что ранее исследовательское агентство Data Insight предполагало среднегодовой показатель роста электронной торговли в 33,2%", - объясняет Евгений Миронюк.

По словам Евгения Миронюка, существенный рост 2020 г. создает высокую базу, которая ограничит рост 2021 г. "Прогноз российского рынка интернет-торговли в 2021 г. от Ас­со­циа­ции ком­па­ний интернет-тор­говли (АКИТ) предполагает рост в 16% в 2021 г. Это практически совпадает с данными, представленным в аналитическом исследовании eMarketer относительно мирового роста e-commerce в предыдущие годы. Ожидаем все же, что в России он окажется сильнее и будет соответствовать среднегодовому прогнозу Data Insight, в рамках 30-35%", - рассказал Евгений Миронюк.

Новости из связанных рубрик