По данным исследования Magram Market Research, 94,3% рынка операторов фискальных данных (ОФД) делят между собой девять компаний. При этом совокупно на долю топ-3 ОФД приходится более 50% рынка. По состоянию на февраль 2021 г. в ФНС России зарегистрировано уже около 3,4 млн онлайн-касс. В целом в список компаний, имеющих разрешение на обработку фискальных данных, включен 21 ОФД.

Елизавета
Неупокоева
© ComNews
15.03.2021

В 2021 г. в России завершится финальная стадия реализации ФЗ №54 "О применении контрольно-кассовой техники". Это означает, что абсолютно все предприниматели, включая ИП без наемных работников, обязаны будут перейти на онлайн-кассы нового поколения, передающие информацию о торговых операциях через ОФД в Федеральную налоговую службу.

По данным Magram Market Research, тройку лидеров по объему рынка за последние три года удерживают "Платформа ОФД" (26,5% по итогам 2020 г.), "Такском ОФД" (13,8%) и OFD.RU (12,2%). Расчет доли рынка каждого ОФД производился в соответствии с процентом, который занимают кассы, находящиеся на обслуживании у конкретного участника рейтинга, от всех касс, зарегистрированных в ФНС.

По результатам комплексного анализа всех параметров исследования, Magram Market Research выделяет OFD.RU, "Такском ОФД" и "СБИС" ("Тензор"), которые предоставляют своим клиентам наиболее полный список актуальных сервисов.

Исполнительный директор Magram Market Research Наталья Турунова считает, что объем рынка ОФД составляет не менее 5 млрд руб. "С 2016-го - года начала реализации ФЗ №54 до прошлого года наблюдался устойчивый рост рынка. 2020 г. оказался сложным для всех игроков, и ОФД не стали исключением. Но в ближайшее время, несомненно, следует ожидать роста активности как самих операторов фискальных данных, так и спектра предоставляемых ими услуг", - считает Наталья Турунова.

"Рост будет, но не только за счет той части ретейла, которая имеет отсрочку до июля 2021 г., а за счет развития текущих сервисов ОФД и предоставления ими все более широкого спектра услуг, востребованных потребителями. Например, в части развития сервисов по приему онлайн-платежей такую тенденцию уже продемонстрировал нам "ковидный" 2020 г., когда часть офлайн-ретейлеров начали выход на рынок e-commerce через создание собственных интернет-магазинов или организацию доставки своих товаров покупателям. Соответственно, появилась потребность в услуге по передаче фискальных данных с облачных онлайн-касс клиентов рынка e-commerce", - делится прогнозами на 2021 г. Наталья Турунова.

"Несомненно, в приоритете будут различные сервисы, облегчающие жизнь ретейлу. Это и услуги по созданию электронного документооборота, и, как уже упоминалось, сервисы по передаче фискальных данных с облачных онлайн-касс. Кроме того, важной точкой роста для развития ОФД является законодательное требование обязательной маркировки товаров и передачи кодов маркировки в систему "Честный знак". А значит, будут востребованы такие дополнительные возможности, как проверка кодов маркировки, статусов их отправки, функционал для поиска кодов и выгрузки отчетов и многое другое. То есть ретейл сам диктует ОФД, в каком направлении необходимо развиваться", - отмечает Наталья Турунова.

Директор OFD.RU Антон Румянцев считает, что объем рынка услуг операторов фискальных данных можно оценить в 5,2 млрд руб. "На сегодняшний день OFD.RU входит в тройку крупнейших игроков рынка фискальных данных. OFD.RU обслуживает 486 609 онлайн-касс и обеспечил передачу в ФНС 32 360 520 210 кассовых чеков - на 1 марта 2021 г. За три года, с 2018 г. по 2020 г., OFD.RU продемонстрировал положительную динамику в 3,2%", - отмечает Антон Румянцев.

"Во-первых, 2020 г. показал сжатие рынка ОФД, что, в свою очередь, повлечет за собой уход некоторых игроков рынка ОФД в 2021 г. Во-вторых, крупные игроки рынка, топ-5, сконцентрируются и будут и далее продолжать улучшать и развивать дополнительные сервисы и услуг. В-третьих, в 2021 г. будет наблюдаться рост рынка на 15%", - делится прогнозами на нынешний год Антон Румянцев.

"На данный момент OFD.RU сконцентрирован на развитии 10 различных сервисов и конвергентных услуг передачи фискальных данных. Мы видим постоянный и стабильный рост спроса на следующие дополнительные услуги: Ferma - сервис фискализации интернет-магазинов под ключ; Renta - сервис отслеживания выручки арендаторов для определения ставки аренды. Большинству ретейлеров, арендующих торговые помещения, даже после отмены режима самоизоляции было сложно сразу начать выплачивать фиксированную арендную плату. Им требовался некоторый период для восстановления бизнеса. Соответственно, у них появилась потребность в переходе с фиксированной арендной ставки на процент от оборота. Cервис Renta обеспечивает для арендодателей прозрачность выручки наших клиентов, что дает возможность последним перейти на желаемый формат арендной платы. Также мы предоставляем такие сервисы, как "ЭДО.Поток" - решение для обмена всеми типами юридически значимых электронных документов (счета-фактуры, акты сверки и др.) для бизнеса любого масштаба, и Venda - cервис фискализации в автоматизированных аппаратах, который дает возможность клиенту соответствовать требованиям ФЗ №54 и передавать чеки в ФНС при оплате товаров в автоматизированных аппаратах", - отмечает Антон Румянцев.

Новости из связанных рубрик