Госдума приняла в третьем чтении законопроект о штрафах за продажу гаджетов без предустановленного российского программного обеспечения (ПО). Закон вступит в силу с 1 июля 2021 г.
© ComNews
17.03.2021

Депутаты Государственной Думы приняли в третьем чтении поправки в ст.14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которыми предлагается штрафовать за продажу смартфонов и компьютеров без предустановки отечественного софта. Этот законопроект (№757430-7) депутаты внеcли в Госдуму в июле 2019 г. После этого он "завис" и в конце 2020 г. снова был внесен на рассмотрение в Госдуму.

В декабре 2020 г. Госдума приняла закон, которым отсрочила обязательную предустановку отечественного софта до 1 апреля 2021 г. Тогда же было принято решение, что предустанавливаемое ПО может быть произведено не только в России, но и в других странах ЕАЭС - Белоруссии, Казахстане, Армении или Киргизии. Конкретные перечни устройств и ПО, а также порядок предустановки должно будет определять правительство РФ.

Согласно прошедшему третье чтение законопроекту для должностных лиц штраф составит от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических - от 50 тыс. до 200 тыс. руб. Рассматривать дела о такого рода нарушениях будет Роспотребнадзор.

Владелец IT-legal компании "Катков и партнеры" Павел Катков пояснил: "Штраф обычно определяется в протоколе об административном правонарушении, и "единицей измерения" административного правонарушения тоже, как правило, является протокол. Штраф назначается в предусмотренных соответствующей статьей пределах и зависит от объема нарушения и сопутствующих обстоятельств, в том числе его злостности, повторности, массовости".

С 1 апреля вступят в силу правила, обязывающие производителей предустанавливать российские приложения на планшеты и смартфоны. Согласно утвержденным правилам, обязательными будут 16 сервисов, в том числе браузеры, поисковики, соцсети, мессенджеры, почтовые сервисы, новостные агрегаторы, приложение "Госуслуги". Поправки о предустановке российского софта приняты в декабре 2019 г. Изначально они должны были вступить в силу 1 июля 2020 г., однако сначала этот срок перенесли на 1 января 2021 г., а затем - на апрель.

Одни игроки рынка, такие как, Huawei, Mail.ru Group, Samsung, отказались комментировать законопроект, другие, например "Яндекс", не ответили на запрос ComNews.

Эксперт на рынке, пожелавший остаться неназванным, напомнил, что в первую очередь изменения были внесены в закон "О защите прав потребителей". "Статья о качестве товара была дополнена уточнением, что при продаже отдельных видов технически сложных товаров потребителю гарантируется предустановка на них определенных видов программ для ЭВМ, происходящих из России или стран ЕАЭС. Далее постановлением правительства РФ от 18 ноября 2020 г. №1867 закрепили, какие именно программы подлежат установке на определенные виды техники (смартфоны, планшеты, смарт-ТВ и др.). Соответственно, был принят подробный пакет новых норм для того, чтобы потребитель получал технику с определенной "начинкой", однако ответственность за нарушение данных положений отсутствовала.

Новый законопроект является логическим продолжением ранее внесенных изменений. Дополняется статья об ответственности за нарушение прав потребителей. Особенности порядка выявления подобного рода нарушений законом не регламентированы. Вероятно, он будет аналогичен иным действиям потребителя при некачественном товаре: если, например, смартфон не будет содержать нужных программ, потребитель вправе потребовать замены товара, уменьшения его цены, обратиться в Роспотребнадзор или суд. Спорные вопросы будут решаться в рамках экспертизы. При вынесении вопроса на административный уровень, а также при выявлении нарушений при независимых проверках на компании-нарушители будет наложен штраф", - прокомментировал эксперт.

Он отметил, что любая административная ответственность, разумеется, представляет собой дополнительную нагрузку на компании. "Вместе с тем наличие определенного требования само собой подразумевает, что за его нарушение предполагаются санкции. Соответственно, лучший вариант - не нарушать запрет. Изначально речь шла только о российских программах для ЭВМ, затем норма была распространена на софт из стран ЕАЭС. Представляется, что упор на отечественный продукт позволил бы более эффективно сформировать внутренний рынок и укрепить положение российских разработчиков", - считает эксперт.

В соответствии с требованиями постановления правительства РФ от 18 ноября 2020 г. №1867 до 1 апреля 2021 г. необходимо подать заявки от российских производителей ПО на его предварительную установку на электронных устройствах в 2022 г.

В марте 2021 г. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ провело совещание с производителями электронных устройств, в ходе которого ведомство разъяснило способы предварительной установки ПО, указанные в постановлении правительства №1867. Предварительно установленные программы будут доступны на смартфонах, планшетах, телевизорах с функцией Smart TV, ноутбуках и персональных компьютерах, произведенных после 1 апреля 2021 г. В настоящий момент производители ведут работу по подготовке электронных устройств.

Основной вопрос, который задавался министерству, касался недискриминационного отображения программ по отношению к другим изначально установленным на новых устройствах. По мнению экспертов Минцифры России, это требование предполагает равный пользовательский опыт, то есть количество действий для запуска и использования программы. Российские приложения из перечня предустановки должны находиться рядом с другими программами того же класса: обе из одной категории рядом на том же экране устройства. Производители электронных устройств не ответили на вопросы корреспондента ComNews о результатах встречи.

"Разработка проекта закона сопровождалась рядом совещаний заинтересованных участников рынка сначала в ФАС, затем в Минцифры, - рассказывает эксперт. - Учет мнения производителей всегда очень важен для планируемых изменений в законодательство, так как это позволяет выявить реальную возможность компаний выполнять требования НПА, наличие необходимых мощностей, готовность производства и иные подобные условия, которые впоследствии могут повлиять на то, чтобы норма была не "мертвой", а реально работающей. Таким образом, существующая практика совещаний в министерствах позитивно влияет на любую реформу законодательства".

Новости из связанных рубрик