По данным исследования Google, Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС и Центра перспективных управленческих решений, в пандемию COVID-19 треть российских компаний в первой половине 2020 г. понесли убытки более 1,5 млрд руб. Две трети представителей бизнеса пришли к выводу, что вести бизнес в новых условиях тяжело или вовсе невозможно. 57% опрошенных представителей бизнеса рассказали, что пандемия побудила их заняться цифровизацией процессов.
© ComNews
02.04.2021

Значительная часть бизнеса и органов государственной власти запустили процессы цифровизации, которые повысили их внутреннюю эффективность: 54% представителей малых и средних предприятий перевели бухгалтерию в онлайн, а 81% перешли на электронный документооборот. "Уровень цифровизации бизнеса повысился и составляет 50 из 100 возможных единиц. Основными барьерами для цифровизации бизнеса остаются недостаток ресурсов и бюджетные ограничения; значимость этих барьеров увеличилась с началом кризиса", - говорится в исследовании РАНХиГС.

Пандемия привела к росту сектора интернет-торговли. Согласно результатам исследования, за ближайшие четыре года общий добавочный рост российского e-commerce может составить около 4,4 трлн руб., при суммарной величине рынка за это время порядка 23,3 трлн руб.

"Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, обнародованный правительством РФ в июне, включает около 500 мер, и больше 100 из них относятся к сфере цифровизации и IT. На претворение в жизнь связанных с цифровизацией проектов в 2020 г. и 2021 г. было намечено выделить из бюджета 79,8 млрд и 256,2 млрд руб. соответственно", - сказано в исследовании Google, РАНХиГС и Центра перспективных управленческих решений. Специалисты делают вывод, что кризис увеличил темпы цифровизации сектора госуправления.

В связи с кризисом граждане ищут новые источники дохода с пониманием необходимости получать дополнительное образование или осваивать новую профессию. Такой подход населения привел к росту спроса на образовательные услуги, в том числе и в онлайн-формате. За время пандемии 19% респондентов прошли онлайн-курсы, а 10% опрошенных освоили новую профессию.

Кроме того, повысилась вовлеченность населения в использование цифровых сервисов: треть опрошенных утверждают, что за время пандемии стали чаще пользоваться такими услугами. Это поведение характерно для наиболее экономически активных групп населения - людей в возрасте от 31 до 45 лет. Почти половина населения (45%) испытывает трудности с освоением новых технологий. Готовность и способность быстро учиться, переучиваться, осваивать цифровые технологии демонстрируют в основном жители Москвы, Петербурга и крупных региональных центров. "Для достижения целей цифровой трансформации в масштабе страны государству следует направить свои усилия на то, чтобы население более широко осваивало новые навыки, в первую очередь цифровые", - рекомендуют авторы исследования.

Большинство представителей российского бизнеса - это "цифровые оптимисты" (58%). Эти респонденты позитивно относятся к развитию технологий и уверены, что научные подходы создают новые возможности для бизнеса и цифровизации компаний.

"COVID-19 выступил катализатором цифровизации, которая давно назрела. Но в докризисных условиях большинство компаний ею не занимались. Оно было ориентировано на тактические решения, а не на стратегическую трансформацию", - говорит ведущий социолог Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Павел Степанцов. При этом компании, которые занялись цифровизацией, уже более уверенно чувствуют себя на рынке. Их представители в 1,5 раза чаще позитивно оценивают экономическую обстановку и смотрят в будущее с большим оптимизмом.

По результатам исследования, в четверти российских компаний процессы цифровизации не идут. Чтобы избежать социальной напряженности и усиления экономического неравенства, авторы рекомендуют властям более активно вовлекать граждан и бизнес в цифровую экономику, стимулировать освоение цифровых технологий. Чтобы повысить экономическую стабильность и самостоятельность населения, госорганам, уверены исследователи, целесообразно кооперироваться с основными игроками высокотехнологичного бизнеса и развивать правовое сопровождение цифрового сектора экономики. Наиболее востребованные меры поддержки бизнеса, по мнению авторов опросов: снижение административно-регуляторной нагрузки; финансовая поддержка МСП, которые отстают по темпам цифровизации; гранты и целевые субсидии компаниям, которые готовы меняться и оптимизировать внутренние процессы на основании "цифры"; повышение цифровой бизнес-грамотности рядовых сотрудников; создание единого дата-хаба для бизнеса и органов власти, в агрегации и интеллектуальной обработке открытых данных.

"Исследование Google и РАНХиГС получилось достаточно полным и интересным, - говорит директор по трансформации бизнеса интегратора "Крок" Полина Хабарова. - Единственный недостаток - не учтен один из ключевых аспектов цифровой трансформации: обучение в самом широком смысле этого слова. ИТ прежде всего строится на молодых кадрах, поэтому крайне важно внедрять дисциплины цифровой культуры еще со школы - например, этику поведения в социальных сетях или правила работы с информацией и новостями. Примерами цифровых лидеров по праву считаются Япония, Сингапур, скандинавские страны - у коллег есть чему поучиться, и большинство их инициатив могут быть реализованы в России", - добавила представитель "Крок".

По словам директора по маркетингу компании "Техносерв" Максима Гарусева, одними только цифровыми преобразованиями проблему экономического спада в пандемию не решить, так как в России много традиционных отраслей - в частности, в среде малого и среднего предпринимательства велика доля торговли. "Восстановление после пандемии потребует широкого пакета мер по экономическому восстановлению, а цифровая трансформация бизнеса, повышение уровня освоения цифровых технологий у граждан будут в определенной мере катализаторами преодоления экономического спада", - подытожил представитель "Техносерва".

Центр подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, АНО "Центр перспективных управленческих решений" и компания Google провели исследование в два этапа: качественное интервьюирование и количественный опрос в октябре-декабре прошлого года. В исследовании участвовали госслужащие, представители бизнеса, экономические эксперты. В формате фокус-групп и опросов также привлекали обыкновенных граждан. Всего исследователи опросили 500 представителей компаний, 150 человек были из ИТ-сферы.

Новости из связанных рубрик