Объем российского рынка услуг публичного Wi-Fi в 2020 г. составил около 7 млрд руб., увеличившись почти на 2% по сравнению с прошлым годом. Такие данные приводит "ТМТ Консалтинг". Несмотря на то что введенные во II квартале 2020 г. ограничительные меры привели к снижению объемов потребления услуги, в целом рынку удалось сохранить положительную динамику.

Елизавета
Неупокоева
© ComNews
07.04.2021

Тем не менее темпы роста рынка замедлились: в 2019 г. рост выручки составил 12%, а число точек доступа увеличилось на 23%. Наиболее пострадала выручка и динамика подключений в самом массовом сегменте потребителей услуги - СМБ. В 2020 г. положительная динамика рынка сохранилась в первую очередь благодаря сегменту крупного бизнеса.

Все ведущие игроки отмечают постепенное улучшение рыночной ситуации с III квартала 2020 г., и в 2021 г. можно ожидать дальнейшего восстановления объемов продаж и темпов роста рынка.

Крупнейшими игроками на рынке публичного Wi-Fi в России в 2020 г. стали: "Ростелеком", "МаксимаТелеком", "ЭР-Телеком", "ВымпелКом".

На долю "МаксимаТелеком" в 2020 г. пришлось 48% доходов на рынке публичного Wi-Fi-доступа. В 2020 г. количество точек, находящихся под управлением компании, выросло почти на 13% (включая партнерские сети, от услуг по идентификации, авторизации и монетизации которых компания получает выручку) и достигло 10% от общего рынка. Помимо развития Wi-Fi как сервиса для конечных пользователей̆ и монетизации сети, "МаксимаТелеком" предлагает инфраструктуру для цифровизации городской̆ среды и транспорта, с учетом которой̆ выручка компании от беспроводных услуг составила 4,1 млрд руб.

"Ростелеком" в 2020 г. стал лидером по числу обслуживаемых точек публичного Wi-Fi-доступа - более 52 тыс. (без учета проекта УЦН). Количество точек за 2020 г. увеличилось на 15,5%. Выручка оператора выросла на 15% и составила 14% от общего рынка. Основной рост в 2020 г. компании обеспечили заказчики из сферы здравоохранения, а также из банковского сектора.

Количество обслуживаемых "ЭР-Телекомом" точек публичного Wi-Fi на конец 2020 г. составляло порядка 24 тыс. (на 4% больше, чем годом ранее) и достигло 12% от общего объема рынка. Выручка увеличилась на 10% и составила 17%. Рост выручки обеспечен подключением дополнительных услуг на базе Wi-Fi (дополнительные маркетинговые инструменты, оцифровка офлайн-трафика, цифровизация офисного пространства).

Количество обслуживаемых точек публичного Wi-Fi-доступа "ВымпелКома" в 2020 г. составило 30 тыс. (рост более чем на 17% по сравнению с 2019 г.). Это 17% от общего объема рынка. Выручка компании составила 5%.

Ключевым фактором развития рынка в 2021 г. станет продолжающееся смягчение карантинных ограничений и возможное полное их снятие. Таким образом, будет восстанавливаться объем продаж для традиционных потребителей услуги из сегментов СМБ, HoReCa, торговых центров и т.д.

Кроме того, среди факторов, оказывающих положительное влияние на рынок, операторы отмечают разработку новых ценностных характеристик Wi-Fi-продуктов, дополнительных маркетинговых инструментов; использование Wi-Fi в качестве источника данных для CRM-систем заказчика, для маркетинга; унификацию ИТ-инфраструктуры в рамках предприятий, сокращение затрат на содержание сетей Wi-Fi путем перехода на сервисную модель, инвестиции в технологическое развитие сетей и поиск новых конвергентных моделей, которые позволят создавать бесшовный опыт для абонентов и новые сервисы для B2B- и B2G-клиентов.

Аналитик "ТМТ Консалтинга" Ирина Якименко отмечает, что рынок вырос, несмотря на пандемию и самоизоляцию, за счет заказов от крупных клиентов операторов (медицина, банковский сектор).

"В 2020 г. наша выручка от услуг Wi-Fi увеличилась на 10% в сравнении с аналогичным показателем 2019 г. С III квартала 2020 г. мы наблюдаем постепенное восстановление рынка, что позволило нам уже в IV квартале выйти на докарантинный уровень по количеству организуемых ежемесячно точек публичного Wi-Fi. К сожалению, пока не стоит ожидать полного восстановления, так как из-за пандемии очень многие компании, особенно из сферы обслуживания и HoReCa, прекратили свое существование, а часть перевели свой бизнес в онлайн", - сообщили в пресс-службе АО "ЭР-Телеком Холдинг".

Традиционно услуга востребована в сфере услуг и отдыха - Retail и HoReCa, хотя в период пандемии многие компании данной отрасли приостанавливали обслуживание. Также в пресс-службе "ЭР-Телекома" отметили частые подключения в фитнес-клубах, салонах красоты, выставочных комплексах, конференц-залах, бизнес-центрах, медицинских учреждениях, банках, на АЗС и автомойках.

Ключевым фактором развития рынка в 2021 г. в пресс-службе "ЭР-Телекома" считают возможное снятие или смягчение карантинных ограничений, а также разработку новых ценностных характеристик Wi-Fi-продуктов, которые будут помогать бизнесу развиваться (привлечение новых покупателей, оцифровка офлайн-трафика, цифровизация офисного пространства и т.д.

"По нашему ощущению, рынок немного подрастет как по количеству публичных точек доступа, так и по выручке. Основной драйвер - восстановление сферы услуг и туризма после локдауна", - поделились в пресс-службе ПАО "Ростелеком" планами развития рынка на 2021 г.

В целом для "Ростелекома" год был достаточно успешен: несмотря на внешнюю конъюнктуру, планы выполнили, количество точек доступа увеличилось на 15,5%, выручка выросла. Как отметили в пресс-службе оператора, на устойчивый рост рынка значительно повлиял крупный сегмент, государство и заказчики из банковского сектора и сферы здравоохранения.

"Мы видим запрос на развитие Wi-Fi-сетей в ходе проектов по цифровой трансформации городской среды, когда сеть Wi-Fi становится частью инфраструктуры для запуска новых технологичных сервисов для жителей городов и пассажиров общественного транспорта. Такие проекты будут драйвером роста количества точек доступа, увеличивая как проникновение услуги, так и способствуя появлению новых партнерских моделей. Значительную роль здесь будут играть конвергентные сети, которые благодаря синергии Wi-Fi и 5G обеспечат качественно новый уровень сервисов как для конечных пользователей, так и для городов и бизнеса. Кроме того, к факторам роста можно отнести развитие новых стандартов беспроводных сетей - например, Wi-Fi 6.0. Переход к этой технологии позволит увеличить скорость интернет-доступа и устойчивость соединения в условиях высокой загруженности сети, например в часы пик на транспорте", - отмечает заместитель генерального директора по инфраструктурному бизнесу АО "МаксимаТелеком" Илья Черкасов.

"Мы ожидаем, что доля таких инфраструктурных проектов группы "МаксимаТелеком" продолжит расти, в том числе за счет новых решений на основе анализа данных, интернета вещей и перспективных технологий связи. Например, беспроводная сеть передачи данных "МаксимаТелеком" используется в проектах по комплексному информированию пассажиров московского метро, в работе сервиса оценки загруженности вагонов и ряде технологических решений транспортного комплекса Москвы", - подчеркивает Илья Черкасов.

"Мы наблюдаем рост спроса на услугу Wi-Fi не только как сервис для конечных пользователей, но и как часть инфраструктуры для цифрового развития городов на основе данных и цифровых технологий. Диверсификация подходов к использованию сети позволяет эффективно развивать новые проекты и управлять ожиданиями конечных пользователей и заказчиков. Кроме того, мы использовали время пандемии для модернизации сети MT_FREE в московском метро, основной этап которой завершился в 2020 г. В среднем один активный пользователь после модернизации стал скачивать за время поездки в полтора раза больше данных, чем до обновления. А максимально доступная скорость для пассажиров теперь превышает 200 Мбит/с", - отмечает Илья Черкасов.

Новости из связанных рубрик