Новости / апрель 2021
"Яндекс" начал год с убытков

По итогам I квартала 2021 г. выручка компании "Яндекс" составила 73,1 млрд руб., что на 39% больше, нежели за аналогичный период 2020 г. При этом компания получила чистый убыток в 4,2 млрд руб. Аналитики отмечают, что чистые убытки связаны с низкой маржинальностью главных направлений роста выручки.
Елизавета
Неупокоева
© ComNews
29.04.2021

По данным компании, скорректированный показатель EBITDA составил 10,4 млрд руб. и увеличился на 5%. Текущие результаты позволяют прогнозировать общую выручку группы компаний "Яндекса" на уровне 315-330 млрд руб. за полный 2021 г. Прогноз по росту выручки "Поиска и портала" в рублях повышается с 14-16% (mid-teens) до 17-19% (high teens) за полный 2021 г. по сравнению с аналогичным показателем 2020 г.

Выручка за I квартал 2021 г. от продажи интернет-рекламы выросла на 20% по сравнению с аналогичным показателем, до 35,9 млрд руб., что составляет 49% от общей выручки компании в I квартале 2021 г.

Выручка, относящаяся к сегменту "Такси", без учета выручки от продажи товаров, в I квартале 2021 г. выросла на 57% (20,7 млрд руб.) по сравнению с аналогичным показателем 2020 г. и составила 28% в структуре общей выручки компании. В I квартале прошлого года она также составляла 28%. Выручка, относящаяся к этому сегменту, включает выручку сервиса онлайн-заказа такси, логистического направления, а также выручку сервисов "Яндекс.Еда" и "Яндекс.Драйв" и не включает выручку, относящуюся к продаже товаров в "Яндекс.Лавке". Рост выручки, относящейся к данному сегменту, связан с восстановлением показателей сервиса онлайн-заказа такси: количество и общая валовая стоимость поездок выросли в связи с ослаблением ограничений, вызванных пандемией коронавируса. На рост выручки также повлияли высокие результаты сервиса "Яндекс.Еда" и логистического направления.

Выручка от продажи товаров выросла на 814% в I квартале 2021 г. до 10,8 млрд руб. и составила 15% от общей выручки компании. Выручка от продажи товаров включает доходы от прямых продаж на "Яндекс.Маркете", доходы "Яндекс.Лавки", где используется модель прямой розничной продажи непосредственно потребителям, а также доходы от продаж в сегменте устройств. Повышение выручки от продажи товаров в основном обусловлено консолидацией "Яндекс.Маркета". На сопоставимой основе (с учетом доходов "Яндекс.Маркета" в I квартале 2020 г. и 2021 г.) выручка от продажи товаров выросла на 132% в годовом исчислении. Этот рост связан в основном с ростом выручки от прямых продаж на "Яндекс.Маркете", а также с высокими показателями "Яндекс.Лавки" и ростом доходов от продаж в сегменте устройств.

Прочие доходы в I квартале 2021 г. увеличились по сравнению с аналогичным показателем на 125%, до 5,5 млрд руб., и составили 8% от общей выручки компании. Прочие доходы включают доходы от продажи подписок в сегменте медиасервисов, доходы от сборов и комиссионных платежей маркетплейса "Яндекс.Маркет", а также доходы Yandex.Cloud, "Яндекс.Образования" и других сервисов. Прочие доходы на сопоставимой основе (с учетом комиссионных и прочих доходов "Яндекс.Маркета" в I квартале 2020 г. и 2021 г.) выросли на 83% в годовом исчислении. Рост прочих доходов связан в основном с ростом доходов медиасервисов от продаж подписок, а также с развитием сервиса Yandex.Cloud и ростом доходов от комиссионных сборов и платежей на "Яндекс.Маркете".

Как отмечает аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке "Фридом Финанса" Александр Осин, результаты слабые. "Чистый убыток акционеров "Яндекса" по итогам I квартала составил 3,69 млрд руб. Эта статистика значимо противоречит среднему рыночному прогнозу чистой прибыли акционеров "Яндекса" по итогам 2021 г., составляющему очень высокие для компании 32 млрд руб. Для сравнения, этот показатель в 2015-2020 гг. составлял лишь 6,6-17,8 млрд руб.", - отмечает Александр Осин.

По его словам, выручка компании увеличилась на скромные 3% (квартал к кварталу). Драйвером роста стал сегмент такси, выручка которого увеличилась на 19% (квартал к кварталу), а также сегмент медиасервисов с ростом выручки на 20%. В то же время выручка основного для бизнеса компании сегмента "Поиск и портал" упала на 5% (квартал к кварталу) до 35,15 млрд руб.

"Причины слабой статистики, как представляется, отражают характер текущего процесса восстановления, которое базируется не на росте кратко- и среднесрочной кредитно-потребительской активности и активности в сфере рекламных услуг, а происходит на базе процессов, связанных с накоплением экономическими агентами основного капитала и инвестициями в средне- и долгосрочные проекты. Эта ситуация отражена в активном опережающем росте финансовых рынков, товарного сегмента - под влиянием внешнего спроса при сравнительно слабой динамике экономики РФ за счет неоднозначных внутренних факторов. Показатели реальных зарплат, реальных розничных продаж и промпроизводства в отсутствие, в частности, целевой программы поддержки банков и заемщиков, на фоне ужесточения кредитной политики ЦБ и под влиянием охлаждения динамики ключевых для РФ мировых рынков не сумели в начале года удержаться на территории позитивного прироста в годовом исчислении. Позитивным шансом для "Яндекса" представляется восстановление финансовой стабильности в банковском секторе и ожидаемое к концу года ускорение прироста кредитования. Однако, принимая во внимание обозначенное выше отсутствие в рамках антикризисных мер целевой поддержки банков и заемщиков, темпы роста кредитной активности в РФ в среднесрочном периоде, возможно, будут сдержанными, похожими по своим показателям на период застоя, около 11-13% год к году", - подчеркивает Александр Осин.

Он считает, что прогноз роста выручки компании на 48% (год к году) до порядка 320 млрд руб., анонсированный сегодня менеджментом на этом фоне и с учетом сезонности, а также прогнозов текущего экономического тренда, предполагающего сравнительно скромный итоговый прирост ВВП РФ в 2020 г. на уровне вблизи 3%, представляется очень оптимистичным.

"Прогнозы чистой прибыли компании, возможно, будут рынком сокращаться в пределах 25-30%, что транслируется в снижение кратко- и среднесрочных оценок справедливой стоимости бумаг "Яндекса". Наш прогноз чистой прибыли компании на 2021 г. и оценка ее справедливой стоимости по итогам текущего года после выхода статистики за I квартал на данный момент снижены до 26,7 млрд руб. и 3592,83 руб. за единицу против 32,6 млрд рублей и 3983,27 руб. по итогам декабрьской переоценки", - отмечает Александр Осин.

Эксперт отмечает, что базовый - определенный общеэкономическим, отраслевым трендом и сезонностью - прогноз выручки и чистой прибыли акционеров "Яндекса" по МСФО на II квартал составляет 74,5 млрд руб. и 11,2 млрд руб. соответственно.

"Чистые убытки связаны с низкой маржинальностью главных направлений роста выручки. Маржинальность по EBITDA агрегации предложений такси составляет 14%, маржинальность "Яндекс.Маркета" пока отрицательна. А вот маржинальность по EBITDA поисковой машины составляла 47%. Поскольку новые направления начали составлять более половины выручки холдинга, вместе с ростом выручки они принесли и низкую маржинальность. Чистый убыток является итоговым результатом", - отмечает аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын.

Но, по его словам, фондовый рынок не требует сейчас от компании быть региональным прибыльным оператором, вроде столичной фиксированной телефонной связи. Основные покупатели акций компании - глобальные инвесторы, а они видят "Яндекс" как компанию роста, способную кратно увеличить выручку. А запасы наличности у компании почти неисчерпаемы, да и кредиты ей с радостью дадут банки. Стороны друг друга вполне понимают, что и иллюстрирует история сегодняшнего поведения акций. "Российские инвесторы, в общем, равнодушны и к выручке, и к прибыли, им интересен конечный результат - дивидендная доходность, а в рост с прицелом на далекое будущее они не особенно верят. Но "Яндекс" дивиденды не платит. За неимением дивидендов главное для нашего фондового игрока - предсказать поведение американских покупателей. Увидев рост выручки на 55% за квартал, наш покупатель смекнул, что ожидания заокеанского рынка оправданны, и начал потихоньку покупать - стоимость акций выросла на 1%. Действительно, догадка оказалась верной - после открытия американских бирж цена акции подрастала уже на 2,5%, причем на высоких объемах. К вечеру ажиотаж улегся", - рассказывает Леонид Делицын.

"Яндекс" уже перерос российский рекламный рынок. Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) недавно опубликовала итоги 2020 г. Выручка всего рекламного рынка составила 473,4 млрд руб., в том числе интернет-рекламы - 253 млрд руб. Но выручка "Яндекса" за прошлый год - это 218 млрд руб. Если она продолжит расти теми же темпами, что в I квартале - на 56% в сравнении с аналогичным кварталом предыдущего года, - то достигнет по итогам этого года 350 млрд руб., что это на 130 млрд руб. больше - приблизительно на выручку Mail.Ru, - чем в прошедшем году. Даже если "Яндекс" скупил бы все российские телеканалы, это пополнит его выручку лишь на 169 млрд руб. Иными словами, на рекламном рынке расти некуда, но "Яндекс" нашел, как увеличивать выручку - на рынках электронной коммерции и транспортных сервисов", - отмечает Леонид Делицын.

"Сам "Яндекс" дает более реалистический прогноз своей выручки на 2021 г. - от 315 млрд до 330 млрд руб., но и это подразумевает колоссальные темпы прироста - более 50%. С точки зрения западного инвестора, "Яндекс" сейчас - это компания, растущая не медленнее самых простых и горячих приложений американского хайтека, вроде DoorDash или AirBnB. И пока "Яндекс" удовлетворяет этим ожиданиям, высокая цена акций будет оставаться высокой. Другое дело, что новые направления - электронная коммерция и транспортные сервисы - гораздо менее маржинальны, чем основной бизнес", - подчеркивает Леонид Делицын.

Он считает, что по итогам 2021 г. компания увеличит выручку на 35-50%. Чистой прибыли от "Яндекса" в этом году фондовый рынок ожидать не будет, хотя компания вполне способна ее продемонстрировать. История с такси в основном закончена, следующий шаг - это беспилотные автомобили, управляемые искусственным интеллектом. Но этот шаг будет сделан не в этом году. В этом году, отмечает Леонид Делицын, нас ожидают большие успехи "Яндекс.Маркета".

Новости из связанных рубрик