По итогам I квартала 2021 г. рынки e-grocery и foodtech в России выросли в объеме на 78% год к году и составили 155 млрд руб. Темпы роста онлайн-трат в продовольственных магазинах сравнялись с показателями ресторанов, но обороты в продуктах - почти в 2,5 раза больше (108,9 млрд руб. против 46,1 млрд руб. за I квартал 2021 г.).

Елизавета
Неупокоева
© ComNews
14.05.2021

Такие данные приводят аналитики "СберИндекса". Они отмечают, что бурный рост онлайн-покупок в категории "Продуктовые магазины" начался не в течение первой волны коронавируса (апрель-май 2020 г.), а лишь во второй половине прошлого года.

В I квартале 2021 г. лидерами по доле онлайн-трат в ресторанах и на продукты питания ожидаемо стали Москва и Петербург. На столицы приходится почти 60% онлайн-трат.

Нижегородская область заняла третье место по доле онлайн-покупок в ресторанах (12,9%), а Республика Татарстан стала третьей по доле онлайн-трат на продовольствие (3,4%).

Несмотря на быстрый общий рост, только в восьми регионах доля интернет-расходов на общепит выше средней по стране и лишь в трех регионах - на продуктовые магазины. Как отмечают эксперты, высокая концентрация такого типа услуг в ограниченном количестве городов позволяет говорить о большом потенциале роста онлайн-продаж на региональных рынках.

Аналитики "СберИндекса" подчеркивают, что компании, в бизнес-модели которых изначально присутствовали онлайн-продажи, прошли пандемийный период значительно лучше остальных. Наличие этого канала обеспечило порядка 10% дополнительной выручки. А офлайн-бизнесы пострадали от пандемии даже в сегменте продовольствия, который пережил режим ограничений относительно благополучно.

"Приведенные в исследовании оценки объема в рублях характеризуют весь рынок в целом. Объем всего российского рынка e-grocery и foodtech в I квартале 2021 г., таким образом, мы оцениваем в 155 млрд руб.", - сообщили в пресс-службе Сбера.

"Значительный отрыв субъектов-лидеров позволяет предположить, что в остальных регионах России существует потенциал высоких темпов роста. Мы предполагаем, что различия между регионами будут выравниваться с течением времени", - отметили в пресс-службе Сбера.

Аналитик "Фридом Финанса" Евгений Миронюк отмечает, что объем мирового e-grocery, вероятно, уже превысил $300 млрд, с учетом этого российский сегмент занимает менее 0,7%. Даже с учетом относительно небольшой доли России в глобальной экономике, остается существенный потенциал роста.

"Оценивать долю e-grocery в продажах по всей России сложно из-за существенных различий развития сервисов в регионах. Репрезентативная статистика говорит, что в Москве и Петербурге доля e-grocery-сервисов в общем объеме продаж продуктов питания и FMCG - 2-2,5% (по данным InfoLine за 2020 г.)", - подчеркивает Евгений Миронюк.

"Ожидаем, что в России темпы роста e-grocery и foodtech будут соответствовать общим темпам роста интернет-торговли, ранее мы прогнозировали его в рамках 30-35% год к году. Таким образом, доля e-grocery-сервисов в общем объеме продаж продуктов питания и FMCG может достичь 2,6-3,3% в Москве и Петербурге. При этом foodtech в 2021 г. может показать более динамичное развитие ввиду более позднего начала развития сервисов, по сравнению с сервисами продажи FMCG, в России, что предполагает и больший потенциал", - отмечает Евгений Миронюк.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын подчеркивает, что три исследования, проведенные UBS, Cowen и Mercatus-Insiciv, дают уровень проникновения e-grocery от 4% до 5% до COVID-19. По его словам, в период изоляции сегмент вырос на 40%, и экстраполируя этот рост на следующие годы, авторы исследований "предвкушают от 20% до 22% овощей из онлайна в 2024 г.". Но в 2021 г. это будет 7-8% в развитых странах.

"Будут ли столицы опережать регионы? Здравый смысл и скачок цен на недвижимость в столичных городах подсказывают, что там концентрируется часть населения, которой проще платить за доставку, чем сходить в магазин. Кстати, в крупных городах Юго-Восточной Азии белые и голубые воротнички после окончания рабочего дня уже и не в силах дойти до магазина - по крайней мере, так описывал ситуацию в своих кейсах в проспекте эмиссии акций маркетплейса Coupang. Сочетание забирающей все время работы с относительно высокими зарплатами способствует распространению e-grocery именно в столицах. Здесь же заказы больше, продукты могут быть разнообразнее и дороже, а конкуренция вынуждает магазины использовать больше каналов доставки", - отмечает Леонид Делицын.

Новости из связанных рубрик