Александр Мельников, генеральный директор MCN Telecom
Александр Мельников, генеральный директор MCN Telecom
Александр
Мельников

генеральный директор MCN Telecom
© ComNews
27.05.2021

Оператор связи MCN Telecom, реализующий проект MVNO, в сентябре 2020 года вышел в массовый сегмент и начал предлагать услуги мобильной связи физическим лицам в субъектах РФ. О том, как развивается проект, какие цели ставит оператор как на российском, так и рынках других стран, и каким видит своего клиента корреспонденту ComNews рассказал генеральный директор MCN Telecom Александр Мельников.

- Каковы результаты деятельности компании в качестве MVNO в сегменте B2C на рынке РФ по итогам 2020 года? В частности, в каком количестве субъектов предоставляются услуги и какое количество клиентов в этом сегменте у оператора?

MCN Telecom вывел свой MVNO-проект в массовый сегмент осенью 2020 года. Изначально мы предложили услуги мобильной связи физическим лицам в восьми крупных субъектах РФ в формате домашнего региона, в остальных городах, где есть сеть радиодоступа Tele2 (хост-оператор MVNO-проекта MCN Telecom, прим.ComNews), в гостевом режиме.

Сегодня виртуальной сетью MCN Telecom охвачены 26 регионов России. До конца третьего квартала текущего года планируем присоединить к домашнему региону еще как минимум 10 субъектов РФ.

- Что сделано в сегменте B2C на рынке РФ в первом квартале 2021 г. и каких результатов компания намерена достичь по итогам всего 2021 г. (как в части расширения охвата территории предоставления услуг, так и по количеству абонентов)?

В I квартале, как и обещали, осуществили запуск услуг мобильной связи в трех новых регионах: Брянске, Калуге, Барнауле. Во II квартале двигаемся по плану: начали предоставлять услуги мобильной связи в Рязани, в ближайшее время добавится и Ярославль. Мы видим смысл в том, чтобы до конца года выйти во все 67 регионов, где присутствует Tele2. Можно назвать это целью максимум. Сейчас услугами мобильной связи MCN Telecom пользуются более 20 тыс. абонентов.

- На кого вы ориентируетесь прежде всего в части услуг мобильной связи частным лицам? Кто ваша целевая аудитория?

Своей целевой аудиторией в сегменте B2C мы видим людей, увлеченных делом, интересующихся технологиями, открытых ко всему новому, любящих путешествовать. Мы хотели бы привлекать абонентов, которые обращают внимание на детали тарифа, поскольку ценят время и деньги, способны менять привычки, готовы проверять информацию и судить о вещах скорее рационально, нежели эмоционально. Это могут быть люди, применяющие глубокие знания и компетенции в различных сферах деятельности. Главное, что их объединяет – способность применять новые подходы, менять привычный ход вещей: ведь именно эти принципы реализованы в тарифах MCN Telecom для частных клиентов.

- В чем ваши преимущества? Что необычного предлагаете абонентам?

MCN Telecom первым предложил абонентам необычный для телеком-отрасли подход к ценообразованию True Cost, когда в стоимость услуг включена себестоимость и налоги, а в абонентскую плату - вознаграждение оператора. Этот подход широко применяется в ресторанном бизнесе: скажем, посетителю предлагается заплатить условные 300 рублей за вход и возможность заказывать блюда по их себестоимости. Экономия получается довольно ощутимая. Точно так же True Cost работает и в телекоме. Есть фиксированная абонентская плата, а все остальное – минуты разговора, гигабайты интернета, SMS – по реальной стоимости, без наценок.

Например, за абонентскую плату 50 рублей в месяц абонент получает возможность совершать звонки из домашнего региона на все мобильные РФ по 1,29 рубля за минуту, на городские от 0,33 рубля за минуту до 1,99 рубля за минуту в зависимости от направления вызова. Внутрисетевые звонки бесплатные. Звонки на всех операторов РФ в гостевом регионе тарифицируются по 1,99 рубля за минуту.

Абонентская плата за мобильный интернет – 50 рублей в месяц, при этом стоимость одного Мбайта составляет 4 копейки. Ежемесячная плата за отправку SMS — 25 рублей в месяц. Цена одного сообщения — 0,18 рубля. Все исходящие SMS в гостевом регионе тарифицируются по 1,20 рубля.

Еще один популярный тариф − Fix Price – без абонентской платы с единой ценой на звонки 1,99 рубля за минуту и посекундной тарификацией, стоимостью мобильного интернета - 6 копеек за Мбайт и единой стоимостью SMS в домашнем и гостевом регионе – 1,50 рубля.

Кроме того, абонентам предлагается специальный тариф для "умных" устройств "IoT" c покилобайтной тарификацией, позволяющей экономить. Потребление интернет-трафика "умными" устройствами происходит небольшими порциями, а округление до 100 или 200 Кбайт, как правило, приводит к кратному расходу.

Кроме того, необычно то, что из предлагаемой линейки тарифных планов абонент сам может собрать самый удобный и выгодный тариф для себя и близких, так как все услуги (звонки, SMS, интернет) подключаются по отдельности, независимо друг от друга. Так, подключая тариф True Cost с небольшой абонентской платой и возможностью совершать звонки по себестоимости, пользователь может выбрать Fix Price для SMS и IoT для интернета с покилобайтным округлением. Если услуга неактуальна в данный момент, то ее можно совсем не подключать, тем самым экономить в общем ежемесячном счете за мобильную связь.

Важно отметить, что с марта нового года международные звонки с мобильного по себестоимости стали доступны не только на тарифе True Cost, но и на всех других публичных тарифах для частных лиц (при условии, что абонент совершает звонок из домашнего региона). Цена их, начинаясь с 17 копеек за минуту разговора, варьируется в зависимости от того, в какую страну и на номер какого оператора звонит абонент.

- Какие проекты были реализованы в прошлом году в части разработки программных продуктов и развития телеком-платформы (CPaaS)? Каковы планы компании в этом направлении в текущем году?

В прошедшем году абонентам MCN Telecom как в России, так и в Европе стал доступен новый программный продукт "Голосовые роботы", который вместе с виртуальной АТС автоматизирует входящие и исходящие звонки. Для исходящих и диалогов используются два вида автообзвонов: транзакционный и массовый. В первом случае данные для обзвона выгружаются в режиме реального времени из CRM/ERP-систем с помощью API, обзвон осуществляется по настроенному сценарию, в котором можно предусмотреть соединение абонента с оператором колл-центра.

Во втором варианте список контактов загружается в автообзвон через личный кабинет из файла. В задании настраивается сценарий, то есть схема обработки звонков голосовым роботом. Выбираются параметры автообзвона и критерии завершения дозвона по контакту. Определяется период выполнения задания и расписание звонков. По результатам формируется отчет.

За прошедший год также была значительно доработана услуга "Робот-контролёр", позволяющая не упустить ни одного входящего звонка в компанию, улучшена функция синтеза и распознавания речи на виртуальной АТС. Стоимость услуги "Робот-контролер" — 199 рублей в месяц, синтеза и распознавания речи — 1950 рублей.

В части доработки нашей ВАТС стоит упомянуть о новых прямых интеграциях с CRM/ERP-системами. Кроме уже имеющихся с amoCRM, "Битрикс 24", Roistat, retailCRM, SalesPlatform, Envybox, UMI.CMS, Albato, в 2020 году были успешно завершены интеграции с платформами Apix-Drive, "1C-Рарус", S2 CRM в России и YCLIENTS, amoCRM в Европе.

Предполагаем, что новые продукты "Голосовой робот" и "Робот-контролер" за несколько лет станут драйверами и сумеют привлечь большое количество новых и действующих клиентов MCN Telecom в рамках синергии мобильной и фиксированной связи.

Совсем недавно начали предлагать новый продукт, автоматизирующий общение в мессенджерах с помощью сценариев - "Чат-боты". Услугой можно воспользоваться бесплатно.

В скором времени мы предложим малому и среднему бизнесу еще один дополнительный инструмент, позволяющий оценить отдачу от интернет-рекламы в офлайне и повысить качество работы колл-центра – динамический коллтрекинг.

- MCN Telecom также занимается развитием сети фиксированной связи в России. Как в 2020 году происходило техническое развитие этой инфраструктуры, каких результатов удалось добиться (по охвату и по количеству абонентов)?

В прошлом году MCN Telecom начал предоставлять услуги фиксированной связи еще в нескольких крупных субъектах России, в том числе Пскове, Саратове, Сыктывкаре, Улан-Уде. В состав этих услуг входят телефония, стандартные и красивые номера, виртуальная АТС с множеством бесплатных функций для малого и среднего бизнеса. На текущий момент сеть стационарной телефонной связи MCN Telecom в России охватывает 65 крупных регионов России. Если не принимать во внимание Москву, где находится наибольшее количество наших клиентов, то лидерами продаж являются Петербург, Краснодар, Новосибирск и Екатеринбург. При этом общее число B2B-клиентов в России по итогам года – более 8,5 тыс. компаний, что на 2,4% больше, чем было в предыдущий период. Показатель ARPU на одного бизнес-клиента вырос более чем на 5% и составляет 3750 рублей в месяц.

- Как вы в целом оцениваете перспективы фиксированной и мобильной связи на фоне растущей популярности мессенджеров?

С одной стороны, растет популярность мессенджеров, что в условиях снижения доходов потребителей уменьшает востребованность услуг, предоставляемых операторами связи. С другой стороны, рост фродовых звонков создает неудобства для абонентов и отталкивает их от пользования услугами оперторов связи. Если в первом случае от нас мало что зависит, то проблему фрода операторы могут и должны решать. Есть успешный зарубежный опыт по противостоянию телефонному мошенничеству. Как только в России будет создана единая эффективная система борьбы с фродом, у абонентов будет меньше причин для перехода в мессенджеры, так как качество услуг, предоставляемых последними, несопоставимо более низкое, чем у операторов связи. К тому же в последнее время мессенджеры прикладывают все больше усилий для монетизации своих услуг, а государственные органы все чаще высказывают предложения в отношении лицензирования мессенджеров, поддерживающих голосовые звонки. И первое, и второе способствует тому, что в обозримом будущем услуги онлайн-коммуникаторов для общения станут платными.

- Вы являетесь основателем MCN Telecom (ООО "МСН Телеком", Россия), а также основателем и генеральным директором MCNtelecom GmbH (Австрия) и MCNtelecom Kft (Венгрия). Все компании под одним брендом MCN Telecom. Почему были выбраны именно эти зарубежные страны, и есть ли там партнеры или компания вышла на рынки Австрии и Венгрии своими силами? В чем их сходства и различия с российским рынком?

В небольших европейских странах операторы связи на разработку ПО не тратят слишком много времени и сил, а продукты российской разработки ценятся на уровне выше среднего. Мы решили, что если у нас есть хороший продукт, то почему бы не попробовать его использовать и в зарубежных странах. Рассматривали в первую очередь Восточную Европу, где стоимость входа на рынок сопоставима с Россией. Первой страной стала Венгрия, это был 2014 год. Сделать первые шаги помогли личные контакты с венгерскими специалистами, с которыми в свое время я учился вместе на мехмате МГУ. Ну а где Венгрия - там и Австрия, и Словакия.

Как и в России, в Венгрии, Австрии, Словакии, Германии, мы предлагаем решения для малого и среднего бизнеса. Наша телеком-платформа во многом опережает аналогичные европейские программные продукты. В Европе, как и на домашнем рынке, в 2020 году был представлен наш новый программный продукт "Голосовые роботы". Работать там непросто: привлечь нового клиента в Европе сложнее, чем России, но если ты сумел его убедить в качестве услуг, то он остается с тобой практически пожизненно.

- Есть ли планы у MCN Telecom по дальнейшей международной экспансии?

Дальнейшее развитие бизнеса в Евросоюзе мы видим в установлении партнерств с альтернативными операторами, которые заинтересованы, в частности, в приземлении трафика в России. Напомню, что мы являемся одной из 10 компаний, имеющих федеральную сеть междугородной и международной связи с присутствием в 85 субъектах РФ. Мы пришли к выводу, что магистральный путь развития альтернативных операторов − это объединение усилий, взаимное предоставление имеющихся ресурсов на разных рынках.

- Как в целом вы можете охарактеризовать 2020 год? В каких аспектах влияние пандемии проявилось в бизнес-процессах и результатах компании наибольшим образом?

Прошедший год для группы MCN Telecom оказался успешнее, чем мы прогнозировали в тот период, когда локдаун внезапно накрыл весь мир и большинство наших клиентов - а это в основном малый и средний бизнес - в спешном порядке начали переводить своих сотрудников на дистанционный режим работы. В марте-апреле голосовой трафик в сети MCN Telecom в России снизился примерно на 30%. Тогда же примерно 15% наших корпоративных клиентов перестали оплачивать счета за услуги, начали уходить в финансовую блокировку. И мы больше, чем когда-либо прежде, стали думать о том, чтобы начать предлагать услуги мобильной связи частным лицам, которые с приходом режима самоизоляции стали чаще звонить и активнее потреблять мобильный интернет. К счастью, уже к сентябрю ситуация с B2B-трафиком нормализовалась. И в этот же момент мы вышли в массовый сегмент и начали предлагать услуги частным абонентам.

Если же говорить о финансовых показателях – общий рост выручки MCN Telecom в России оказался небольшим в сравнении с 2019 годом, но в условиях пандемии все же заметным: около 0,5%.

В Европе нам тоже удалось успешно пережить самый тяжелый период работы и даже обеспечить рост выручки на 3%. Клиентская база увеличилась в среднем по четырем странам на 30%. В Венгрии, где мы начали работать в 2014-м, за последние два года MCN Telecom стал заметным игроком среди альтернативных операторов фиксированной связи.

- Расскажите, пожалуйста, каким вы видите MCN Telecom в ближайшие 5 лет? Насколько сильно изменится компания и к чему будет стремиться?

Будущее компании MCN Telecom мы видим в развитии телеком-платформы и дальнейшей разработке новых программных продуктов, отвечающих самым современным трендам бизнес-коммуникаций, которые в комбинации с основными услугами фиксированной и мобильной связи можно будет предлагать бизнесу из одного источника.