Новости / май 2021
Маршрут расстроен: сделку "Яндекс.Такси" и "Везет" проверит прокуратура

Марина
Бочкарева
27.05.2021

Прокуратура Москвы проверяет сделку "Яндекс.Такси" по покупке активов группы "Везет".

Соответствующее поручение дала Генпрокуратура, сообщили "Известиям" в ее пресс-службе. Впервые о планируемой сделке было объявлено летом 2019 года. В "Яндексе" ожидали закрыть ее до конца того же года, но тогда ФАС отказала в согласовании из-за вероятности нарушения антимонопольного законодательства — сделка могла бы привести к ухудшению конкуренции на рынке. Заключить соглашение "Яндексу" удалось только вначале 2021 года, изменив конфигурацию сделки. Юристы считают, что оспаривать ее в суде — редкая и крайняя мера, но антимонопольный орган может ей воспользоваться в случае реальных угроз конкурентной среде.

Такси подано

"Яндекс.Такси" объявил о покупке активов группы "Везет" в феврале 2021 года. Компания купила кол-центры и бизнес по заказу грузоперевозок конкурента за $178 млн.

Вскоре после этого Генпрокуратура получила депутатский запрос "в интересах водителей такси о нарушениях трудового и антимонопольного законодательства при заключении сделки", сообщили "Известиям" в ведомственном управлении по взаимодействию со СМИ. Имя автора письма там не назвали.

— Прокурору города Москвы поручено организовать соответствующую проверку и сообщить депутату о ее результатах, — резюмировали в управлении Генпрокуратуры.

В прокуратуре Москвы "Известиям" сказали, что направили "запросы в соответствующие контролирующие органы". Получение такого запроса "Известиям" подтвердил представитель ФАС. В мае антимонопольная служба направила в ответ свою обоснованную позицию по сделке, добавил он.

— Покупка "Яндексом" агрегатора такси "Везет" может негативно повлиять на уровень экономической концентрации, однако сделка не противоречит действующему антимонопольному законодательству, — отметил представитель ФАС.

В пресс-службе "Яндекс.Такси" "Известиям" сообщили, что не комментируют внутриведомственные переписки. В то же время в компании отметили, что сделка с "Везет" закрыта, а купленные активы уже интегрированы в систему "Яндекс.Такси". В пресс-службе "Везет" не ответили на запрос газеты.

История поездки

Впервые о планах купить активы "Везет" "Яндекс" объявил летом 2019 года. В корпорации рассчитывали закрыть сделку до конца того же года. Планируемое слияние уже тогда критиковали конкуренты "Яндекс.Такси". В частности, глава Gett Максим Жаворонков предостерегал о росте цен на услуги такси на 20% из-за ухудшения конкуренции на рынке.

После этого "Яндекс.Такси" трижды подавал ходатайство о покупке активов "Везет" в ФАС, каждый раз меняя конфигурацию сделки. Первое ходатайство антимонопольная служба отклонила из-за вероятности нарушения антимонопольного законодательства — сделка могла бы привести к ухудшению конкуренции на рынке. Позже еще два ходатайства компания отзывала сама. Но уже в начале 2021 года "Яндекс.Такси" объявил о покупке активов, заявив, что для совершения сделки в таком виде согласования ФАС не требуется, поскольку соглашение "подразумевает приобретение лишь части активов "Везет", действует в ограниченном количестве регионов и не распространяется на программное обеспечение". Также в компании говорили, что балансовая стоимость приобретаемых активов меньше той, которая требует согласования регулятора.

В пресс-службе ФАС "Известиям" пояснили, что ранее антимонопольная служба предлагала внести изменения в действующее законодательство, согласно которым регулятор должен согласовывать сделки с учетом не только балансовой стоимости приобретаемых активов, но и рыночной стоимости сделки. Пока эти изменения не приняты.

Если сделка будет ущемлять чьи-либо права и законные интересы, она может быть оспорена в суде, следует из статьи 166 Гражданского кодекса РФ.

— По общему правилу любую сделку можно оспорить в суде. Срок исковой давности — три года (общий срок), — отметил "Известиям" старший преподаватель департамента правовых дисциплин университета "Синергия" Александр Алексеев.

Но оспаривание соглашений в суде — редкая и крайняя мера, отметил адвокат адвокатской палаты Москвы Иван Белов.

— Судебная дисквалификация сделки — это несовременная, непопулярная и крайняя мера, которой может воспользоваться антимонопольный орган в случае реальных угроз конкурентной среде. ФАС нередко согласовывает сделку под условием и выдает предписание с указанием конкретных экономических параметров, которых должны придерживаться стороны сделки. То есть речь может идти о некоем компромиссном варианте, при котором нет необходимости разворачивать сделку целиком, — отметил он.

Что по счетчику

Как сообщал "Яндекс" в своей отчетности, выручка сегмента "Такси" компании за 2020 год выросла на 47%, до 66,9 млрд рублей. А в I квартале 2021-го корпорация сообщила об увеличении этого показателя почти вдвое по сравнению с тем же периодом прошлого года, до 26,5 млрд рублей.

В 2019-м и 2020-м "Яндекс.Такси" занимало первое место на рынке сервисов заказа такси по доле выручки, а группа "Везет" — второе, оценил глава и основатель аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. По его словам, в 2020 году доля рынка "Яндекс.Такси" составляла 27%, группы "Везет" — 8%. Совокупную долю остальных агрегаторов такси, включая "Максим", Gett и "Ситимобил", эксперт оценил в 20%. Остальные заказы приходятся на таксопарки напрямую, уточнил он.

По количеству поездок "Яндекс.Такси" и "Везет" могут занимать больше половины рынка сервисов заказа такси в России, отметил аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. В целом рост сегмента онлайн-сервисов по заказу такси в ближайшие годы замедлится по мере насыщения рынка, считает он. В качестве аргумента аналитик привел данные из отчетности "Яндекса": количество поездок в "Яндекс.Такси" в I квартале 2021 года выросло на 24%, а оборот увеличился на 44%. Год назад прирост количества поездок составлял 40% по сравнению с позапрошлым годом, а оборот сервиса — 30%.

По оценке аналитиков ВТБ-Капитал, российский рынок такси будет устойчиво расти, и к 2022 году он превысит 1 трлн рублей, а к 2025 году приблизится к отметке в 2 трлн рублей. По итогам 2020-го отрасль оценили в 696 млрд рублей без учета нелегальных перевозок, прогноз на 2021 год — 951 млрд рублей.

Новости из связанных рубрик