Обнуление цифрового эфира
Шишулин выпускающий редактор ComNews.ru
Прошло уже три года с того времени, когда в Россмм произошел переход 20 федеральных телеканалов из аналогового в цифровое эфирное телевещание. Тем не менее региональные вещатели продолжают пользоваться аналогом, а телезрители смотрят в аналоговом эфире предлагаемый региональный контент. Более того, похоже, что уже очень скоро станет абсолютно неважно, вещает ли телеканал в "цифре" или в аналоге: на первый план выйдут другие ценные для зрителя параметры.
В 2018 году была проведена весьма внушительная информационная кампания, посвященная объединению 20 федеральных телеканалов в два цифровых мультиплекса и прекращение их эфирного вещания в аналоговом формате. Для этого были задействованы тысячи специалистов по всей стране, открыты специально к этому событию контакт-центры, призванные помочь населению. Всеми возможными способами до телезрителей в круглосуточном режиме доносили информацию о грядущем переходе. Все имеющие отношение к переходу вещания "на цифру" регуляторные органы отчитывались о проделанной работе и достигнутых успехах: от регулярных пресс-конференций Минцифры до обещаний ФАС строго следить и контролировать цены на абонентские устройства, необходимые для приема эфирных телеканалов в цифре.
Специалисты из Минцифры доходчиво объясняли гражданам, что цифровое эфирное телевещание - это светлое завтра, а аналог - пережиток прошлого и вообще "железный конь идет на смену крестьянской лошадке". Федеральные телеканалы, которым посчастливилось попасть в мультиплексы, активно призывали зрителей войти вместе в дивный новый мир цифрового эфира. С другой стороны, региональные телеканалы, которым повезло немного меньше, высказывали опасения относительно своей дальнейшей судьбы из-за рисков полного прекращения аналогового вещания.
Иными словами, накал информационного потока был высок, и складывалось впечатление, что все мы стоим на пороге новой эпохи, имя которой - "цифровое эфирное ТВ", мир уже никогда не будет прежним, все бесповоротно изменится, и у игроков рынка будет только два пути - войти в цифровое будущее или сгинуть вместе с аналоговым эфирным телевещанием под стенания и зубовный скрежет.
Прошло три года, и какую же картину мы наблюдали все это время и наблюдаем сейчас? Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) 24 декабря 2018 года приняла решение о продлении на год лицензий на аналоговое вещание для региональных каналов, до 19 августа 2020 года. Затем ГКРЧ продлила срок еще на год, до 19 августа 2021 года (это произошло 7 июля 2020 года). Этот срок подходит к концу, и региональные вещатели активно подают документы на новое продление.
Да, по данным Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ), количество компаний, вещающих в аналоге, ежегодно уменьшается. Но тем не менее, в июне 2021 года НАТ сообщила, продлевать планируется более 1600 аналоговых частот. И это без учета радиочастот, принадлежащих РТРС. Стоит оговориться, что у крупного вещателя частот может быть больше сотни.
Региональные вещатели продолжают пользоваться аналогом, а телезрители смотрят в аналоговом эфире предлагаемый региональный контент. Более того, многие из регионалов, не попавшие в мультиплексы и цифровой эфир, сумели обратить себе на пользу эту ситуацию. Они начали активно продвигать и распространять контент в иных средах: выходить на медийные площадки интернета, развивать социальные сети, создавать приложения для мобильных устройств, работать с кабельными и спутниковыми операторами. Так что у некоторых региональных вещателей аудитория с 2018 года только прибавилась.
Но самое интересное, что региональные каналы начали активно продвигать контент именно в том формате, который сейчас все больше востребован зрителями.
Все мы сегодня действительно стоим на пороге новой эпохи, но имя ей, увы, не "цифровое эфирное ТВ". Классическое эфирное линейное вещание с запрограммированной сеткой (даже цифровое) - это уходящая натура. Зрителю нужен контент тогда и там, где он пожелает его получить. Количество тех, кто привык смотреть ТВ "по старинке", сокращается и эта тенденция продолжится. Мы видим, что, по сути, становится не так важно, в цифре вещает телеканал или нет. Важно, через сколько площадок он может пробиться к своему зрителю, готов ли он предоставлять контент "по запросу", а не в сетке вещания, и какого качества контент он предоставляет.
Иными словами, очень скоро мы можем увидеть своего рода обнуление цифрового эфира как ценности для телезрителя. И не исключено, что те же региональные каналы смогут составить серьезную конкуренцию федералам из мультиплексов в новых средах распространения. В условиях того, что ценность приобретает не сетка вещания телеканала целиком или количество производимого контента, а каждая единица контента по отдельности, возрастают шансы, что местные вещатели смогут за счет меньшего по количеству, но лучшего по качеству (и/или четко таргетированного на нужную аудиторию) контента привлечь зрителей больше, чем федеральные. Ну, а опыт, полученный за эти годы регионалами в новых средах, может дать им решающее преимущество.