В России общий объем расходов на интернет вещей в сфере бизнеса в 2020 г. составил $3,93 млрд. Такие данные приводит IDC по итогам исследования. IDC ожидает, что рынок интернета вещей в нашей стране вырастет до $8,57 млрд в 2025 г. Среднегодовой темп роста в период с 2021 г. по 2025 г. составит 16,8%.
© ComNews
30.07.2021

Эксперты IDC отмечают, что 2020 г. заставил компании пересмотреть свои инвестиции в ИТ, что привело к сокращению расходов на интернет вещей (IoT) в России. Сосредоточившись на обеспечении безопасной удаленной среды для сотрудников, клиентов и партнеров, некоторые компании отложили инвестиции в технологии интернета вещей.

Те же компании, которые продолжили уже начатые инициативы или смогли запустить проекты в нестабильной рабочей ситуации, получили видимое преимущество в операционных процессах, благодаря анализу данных от решений Интернета вещей и сокращению зависимости от человеческих ресурсов.

Несмотря на последствия колебаний расходов на IoT, рост рынка ускорится в 2021 г., благодаря цифровым инициативам компаний из разных отраслей.

В 2020 г. лидирующими отраслями по затратам на интернет вещей стали производство и добыча, общая доля которых составила около 30%, за ними следуют транспорт и инфраструктура, включающая коммуникации и коммунальное хозяйство.

По оценкам IDC, затраты со стороны компаний заказчиков на ИТ- и бизнес-услуги составляют около 40%. Сервисные компании помогают заказчикам разрабатывать стратегии использования технологий интернета вещей и разрабатывать бизнес-сценарии, обеспечивающие преимущества для бизнеса. Также растущий спрос на аналитику, основанную на данных интернета вещей, требует внешней экспертизы в области бизнес-аналитики.

На втором месте остались инвестиции в оборудование - серверные мощности и устройства. Расходы на аппаратное обеспечение остаются значительными, поскольку число "вещей", которые доставляют данные, продолжает расти. Компании внедряют новые и расширяют существующие сценарии использования с помощью установки различных устройств.

Директор по исследованиям "IDC Россия и СНГ" Елена Семеновская отмечает, что доля инвестиций в ИТ-оборудование составляет около 35%.

В 2020 г. категория программного обеспечения составила третью по величине долю на рынке IoT. Программные приложения отражают отраслевые задачи, в то время как использование платформы интернета вещей способствует более быстрой разработке и развертыванию приложений.

Елена Семеновская выделяет следующие тренды, влияющие на рынок интернета вещей: цифровизация крупных компаний и растущий спрос на аналитику операционных процессов, и в целом переход к цифровому ведению бизнеса, избавление от ручного труда за счет дополнения IoT-элементами ИИ и машинного обучения.

По прогнозам ПАО "МТС", в 2021 г. объем рынка IoT в России достигнет 117 млрд руб., что на 15% больше, чем в 2020 г. До 2023 г. включительно он будет расти со среднегодовым темпом 16,5%.

Как отмечают в МТС, наибольшую динамику в ближайшие три года будут демонстрировать сегменты ЖКХ (+39% к 2023 г.) и промышленность (+19% к 2023 г.).

Основными драйверами развития IоТ остаются государственные инициативы, связанные с переходом к цифровой экономике, а также растущая конкуренция, подчеркивают в МТС. Они продолжат стимулировать запуск новых проектов на базе решений IoT в разных отраслях.

В пресс-службе АО "ЭР-Телеком Холдинг" (ТМ "Дом.ru") не разделяют представленного в исследовании оптимизма. Возможен ограниченный рост проникновения IoT-решений в добывающих отраслях, сельском хозяйстве, инфраструктуре умных городов и в сферах, граничащих с государством.

В пресс-службе Tele2 считают, что результаты исследования завышенные. "Мы наблюдаем интерес потенциальных заказчиков к рынку интернета вещей, но массовой готовности корпоративных клиентов закупать и инвестировать в такие решения пока нет. На развитие сферы IoT будет, безусловно, влиять массовый переход на автоматизированные системы для сбора и анализа данных в рамках развития инициативы "Индустрия 4.0". В отличие от IDC, мы считаем, что сфера ЖКХ будет доминировать в использовании решений IoT: сейчас большинство запросов заказчиков приходятся именно на энергетику. Второе место, по нашим наблюдениям, будут делить промышленность и добыча. А вот транспорт мы ставим на третье место по интеграции IoT-решений", - отметили в пресс-службе Tele2.

Руководитель по IoT ПАО "МегаФон" Наталья Бурчилина согласна с описанными трендами и ожидает значительный рост инвестиций в IoT со стороны отраслей и компаний, уже успевших адаптироваться к условиям глобальной пандемии. На рынке IoT-связи наиболее емкими отраслями являются транспорт, логистика, ретейл, финансы и ЖКХ, развитие которого во многом стимулируется государством.

Наталья Бурчилина подчеркивает, что лидирующую роль на рынке IoT-сервисов занимает промышленность, так как из-за слабой цифровизации и отказа от внедрения передовых технологий предприятия могут стать неконкурентоспособными. Самый быстрый рост востребованности IoT-продуктов ожидается в сегменте ретейла. Потребности компаний этого сегмента очень похожи, и положительный эффект легко масштабируется на всю розничную сеть.

Руководитель направления "Интернет вещей" ИТ-компании "Крок" Ирина Степанова отмечает, что ключевая особенность российского рынка интернета вещей - концентрация применения в крупных компаниях и инфраструктурных проектах. Если посмотреть на международную практику, то там применение IoT в домохозяйствах и физическими лицами может составлять до 15% всего рынка.

Ирина Степанова подчеркивает, что в России самый массовый сегмент на сегодняшний день - промышленность, использующая различные датчики для контроля технологических процессов, создания цифровых двойников. Однако со временем расстановка будет меняться. Уже сейчас готовятся программы массового применения IoT-устройств в ЖКХ, в том числе при строительстве новостроек, в дорожном строительстве, а также в рамках проектов, связанных с умным и безопасным городом. Кроме того, растет количество пользователей среди обычных людей, хотя маловероятно, что в ближайшее время этот сегмент будет оказывать значительное влияние на отечественный рынок.

Архитектор IoT-решений Softline Digital Семен Одинец согласен с трендами, озвученными IDC. Рынок IoT определенно будет расти, особенно в промышленном секторе, так как объемы данных, генерериуемых промышленными машинами, больше, чем в любых других отраслях.

В сфере ЖКХ и в управлении городским хозяйством применение интернета вещей позволяет городским властям добиваться прозрачности в оплате энергоресурсов и экономии, а горожанам - повышать уровень комфорта проживания в домах и в городе, отмечает Семен Одинец.

"В первую очередь это отрасли, производство продуктов в которых сопряжено со сложными физико-химическими процессами, такие как химическая, обогащение, металлургия, фармацевтика - именно здесь при помощи технологий IoT можно получать огромное количество данных для последующей аналитики и прогнозирования качества выпускаемого продукта", - подчеркивает Семен Одинец.

По его мнению, особенность российского рынка интернета вещей заключается в заказчиках - одни хотят увидеть профитабельность внедрения "на следующий день", другие пока не понимают, что это такое.

Семен Одинец считает, что эффективность производства - это основной тренд роста. Создавать качественный продукт с меньшими затратами. Это возможно только имея полноценные данные на каждой стадии производства в режиме реального времени.

Директор центра компетенций промышленного инжиниринга и автоматизации компании "Т1 Интеграция" Максим Маркин отмечает, что основные тренды по отраслям и специфике технологических сегментов вполне отражают реальность и прогноз на будущее. Цифры CAGR по сегментам рынка зависят от методики и могут быть предметом обсуждения и возможной коррекции или пояснения.

"Необходимо отметить, что абсолютные цифры прогнозов объема рынка IoT в большой степени зависят от методики и категорий подсчета объемов оборудования, ПО и услуг, включаемых в расчет. По данным исследования МТС, рынок IoT в 2020 г. составил 102,6 млрд руб., что примерно в три раза меньше, чем данные, приведенные IDC. При этом CAGR в 2020-2023 гг. практически одинаков - 16,5% у МТС и 16,8%. Это говорит об отражении реальных темпов роста в обоих прогнозах", - подчеркивает Максим Маркин.

Эксперт отмечает, что одна из важных особенностей российского рынка - это скорость внедрения и адаптации к облачным технологиям консервативных сегментов рынка. Построение Private Cloud на каждом предприятии требует больших расходов и времени на внедрение, что приводит к замедлению внедрений технологий IoT вместе с AI/ML. Поэтому необходимо рассматривать использование Public Cloud от специальных доверенных сервис-провайдеров. По его словам, необходимо также отметить высокий уровень востребованности отечественного оборудования и ПО в области IoT и недостаточность предложения в этой сфере. Инициатив по улучшению предложения достаточно много, но это требует больших затрат и времени.

Директор Ассоциации участников рынка интернета вещей (АИВ) Андрей Колесников считает, что тренду увеличения в промышленности помогают набирающие рост программы государственной поддержки, стимулирующие разработку и внедрение IoT в предприятиях реального сектора. Однако процент роста, указанный IDC, видится Андрею Колесникову слишком оптимистичным. По его оценке, в период с 2021 г. по 2023 г. CAGR составит 10%.

"Я бы добавил рост потребительского сегмента за счет умных помощников - "Алисы", "Сбердевайса" и т.д. Там стремительный рост благодаря нулевой базе. Народ озверел на карантине в прошлом году и начал активно закупать умных компаньонов", - отмечает Андрей Колесников.

Он подчеркивает, что различие между российским и глобальным рынком интернета вещей заключается только в одном сегменте: потребительский IoT в части умного дома. Программа умного дома, которая ожидается в России, будет касаться многоквартирных домов. В то время как в США и Европе это касается индивидуального строительства, и этот рынок стремительно растет.

"В России главным трендом по-прежнему является оптимизация бизнеса (расходов), так как с "новыми деньгами" напряженка", - отмечает Андрей Колесников.

Новости из связанных рубрик