По итогам I полугодия 2021 г. минимальный пакетный тариф на мобильную связь в России подорожал на 16% по сравнению со вторым полугодием 2020 г., с 281 до 326 руб. При этом операторы стали больше фокусироваться на определенных нишах рынка. Такие данные приводит Content Review по итогам исследования.
© ComNews
02.08.2021

В исследовании Content Review говорится, что в первом полугодии 2021 г. наибольшая динамика индекса доступности зафиксирована в Южном ФО, что означает, что жителям этих регионов приходится выделять на услуги связи большую, чем ранее, часть бюджета. Наименьшая динамика зафиксирована в Дальневосточном, Северо-Западном и Уральском ФО.

Как отмечают Content Review, операторы стали более фокусироваться на определенных нишах рынка. МТС предлагает большое количество тарифов, направленных на самые разные социальные группы, однако чаще всего самым доступным является "Нетариф" - конструктор, в котором можно установить минимальные пакеты услуг.

"Билайн" ориентируется на подключение нескольких абонентов к одному счету, линейка "Близкие люди" предполагает, что абонент может оформить дополнительные SIM-карты, подключаемые к его пакетам услуг, без дополнительной платы.

"МегаФон" в своей линейке "Без переплат" делает упор на тарифы с включенным интернет-трафиком, тариф "Интернет" с большим пакетом трафика чаще стоит дешевле тарифа "Звонки", где также есть пакет трафика, но пакет интернета значительно меньше.

Tele2 вдохновился бизнес-моделью T-Mobile USA, предлагая абонентам приобретать (или объединять в группы) до пяти SIM-карт, и усиленно продвигает на собственном сайте тарифы для групп, вводя абонентов, желающих ознакомиться с предложениями и тарифами для одной SIM-карты, в заблуждение.

Руководитель Content Review Сергей Половников придерживается мнения, что в течение года услуги связи подорожают на 15-16%, но этот рост будет неравномерным. На подорожание связи будет влиять желание правительства обременить новые лицензии (срок старых подходит к концу) дополнительными требованиями (покрытие вдоль дорог, в малонаселенных пунктах и прочих местах, где сети строить нерентабельно).

По оценкам Сергея Половникова, нишевое разделение практически завершилось и к концу года операторы будут конкурировать не за индивидуальных абонентов, а за социальные группы, объединенные по определенному принципу.

"Главная тенденция 2021 г. - выход "Билайна" и "МегаФона" из ценовой войны с Tele2. Она зародилась в период пандемии и самоизоляции и окончательно оформилась на рубеже 2020-2021 гг. Конкурировать по цене стало слишком дорого, лишено коммерческого смысла. МТС продолжает ценовую войну не столько с Tele2, сколько с "Ростелекомом", который также делает ставку на экосистему - связь, развлечения и прочее. К сожалению, победителей в таких войнах нет - проигрывает рынок в целом", - подчеркивает Сергей Половников.

В пресс-службе ПАО "ВымпелКом" ("Билайн") сообщили, что за последние 10 лет сменилось несколько поколений связи, однако цены на услуги мобильных операторов все эти годы существенно не менялись. При этом операторы постоянно модернизируют инфраструктуру, закупая в основном зарубежное оборудование, стоимость которого постоянно росла вместе с курсом национальной валюты. Все это рано или поздно должно было привести к увеличению цен на услуги связи.

В пресс-службе ПАО "МТС" отметили, что изменения на рынке связаны с продолжающимся трендом увеличения доли пакетных V&D-тарифов и ростом потребления мобильного интернет-трафика в целом. Объемы пакетов мобильного интернета в тарифах увеличиваются, абоненты в свою очередь выбирают тарифы с более объемными пакетами интернета.

"Показатель ARPU мы не раскрываем, можем сказать, что рост среднего чека применительно к МТС происходит во многом по причине роста пользования нетелекоммуникационными экосистемными сервисами. Отток пользователей, которые подключили две и более услуги от МТС, в три раза ниже среднего показателя, а ARPU в свою очередь, - в два раза выше", - подчеркивают в пресс-службе МТС.

В пресс-службе ПАО "МегаФон" отмечают, что минимальные пакетные тарифы не показывают полной картины, поскольку основная конкурентная борьба во многих регионах идет в среднем ценовом диапазоне тарифов, которые включают в себя большее число минут и мобильного интернет-трафика.

Руководитель департамента беспроводных технологий J`son & Partners Consulting Виталий Солонин подчеркивает, что дешевые тарифы поднялись в цене достаточно ощутимо, но в целом подорожание мобильной связи было в пределах официальной инфляции, то есть не более 7%. Этому способствовало несколько факторов - рост затрат операторов на выполнение требований закона Яровой и других законодательных инициатив (например, бесплатный доступ к социально значимым ресурсам), выпадающие доходы от международного роуминга в связи с пандемией и снижением туристических потоков, спад розничных продаж и т.д.

"С другой стороны, новые источники доходов, такие как интернет вещей, еще слишком незначительны и не могут компенсировать снижение в традиционном бизнесе. Хотя операторы активно сфокусированы на этой нише, их подходы мало чем отличаются от традиционной продажи услуг связи, в то время как основная добавленная стоимость лежит в платформенных сервисах и создании масштабных партнерских IoT-экосистем. Поэтому до тех пор, пока операторы не найдут новые источники доходов, связь будет медленно, но верно дорожать", - отмечает Виталий Солонин.

Новости из связанных рубрик