Новости / август 2021
Бизнес распробовал облака

2020 г. дал заметный стимул для развития облачных технологий в корпоративном сегменте: 41% компаний, работающих в облаках, увеличили количество используемых услуг за время пандемии. Для трети из них облачная инфраструктура стала основным инструментом масштабирования бизнеса, а для 18% облака послужили средством организации удаленной работы. Таковы результаты опроса, проведенного Mail.ru Cloud Solutions.
© ComNews
03.08.2021

Облачная платформа Mail.ru Cloud Solutions провела опрос специалистов из более 100 компаний. Представители разных отраслей ответили на вопросы об использовании облачных сервисов, их преимуществах и недостатках. Результаты показали, что специалисты считают облака наиболее выгодным и эффективным инструментом для масштабирования ИТ-инфраструктуры. Большинство опрошенных компаний (52%) уже работают в облаках, а 10% планируют начать использовать облачные технологии для бизнеса в ближайшее время.

2020 г. дал заметный стимул для развития облачных технологий в корпоративном сегменте: 41% компаний, работающих в облаках, увеличили количество используемых услуг за время пандемии. Для трети из них облачная инфраструктура стала основным инструментом масштабирования бизнеса, а для 18% облака послужили средством организации удаленной работы. Кроме того, 15% опрошенных компаний смогли справиться с кратно возросшей нагрузкой на ИТ-инфраструктуру исключительно за счет быстрого масштабирования вычислительных мощностей с помощью облаков.

При этом 29% опрошенных специалистов уверены, что облака дешевле построения и содержания собственной инфраструктуры, а 23% - что стоимость примерно равна. 26% респондентов затруднились ответить на вопрос.

Среди преимуществ облака 43% специалистов обозначили практически неограниченные ресурсы и готовую инфраструктуру, 30% - возможность быстро масштабировать вычислительные ресурсы, а 23% опрошенных привлекает модель оплаты только за потребленные мощности (Pay-as-you-go).

Основным сдерживающим фактором для перехода в облако для большинства компаний является отсутствие профильных специалистов для работы с облаком - так считают 22% опрошенных. В то же время публичные облачные платформы берут на себя ответственность за работоспособность сервисов и не требуют от ИТ-департамента компании специфических компетенций.

В опросе приняли участие более 100 компаний из разных отраслей - ИТ, финансов, ретейла, производства, услуг, образования, госсектора. Половина компаний - из числа малого бизнеса (меньше 100 человек в штате), 21% - крупного (больше 1000 сотрудников).

"Резкое изменение окружающей нас действительности в 2020 г. помогло российскому рынку иначе взглянуть на мифы о дороговизне, сложности или небезопасности облаков. Для многих облака стали безальтернативным инструментом для поддержки непрерывности бизнес-процессов и эффективности работы. Сегодня облака стали важным элементом ИТ-ландшафта для многих компаний и окончательно утвердились как инструмент для быстрого масштабирования инфраструктуры. Мы также видим растущий спрос на готовые платформенные сервисы", - сообщил директор по маркетингу Mail.ru Cloud Solutions Вадим Кожин.

В пресс-службе ПАО "МТС" рассказали, что в 2020 г. виртуальными стали покупки, образование, развлечения, концерты и спектакли. "В прошлом году жители России сделали на 60% больше интернет-покупок, чем годом ранее. Быстро подстроиться под новые условия и поменять бизнес-модель компаниям помогали облачные технологии. По нашим оценкам, этот рынок вырос на 20-25% за прошлый год. Спрос на облачные сервисы Cloud MTS увеличился вдвое. Интерес проявляли новые клиенты, наращивали потребление облачных решений МТС текущие клиенты", - отметил представитель пресс-службы МТС.

Партнер Лиги цифровой экономики, директор практики облачных решений Михаил Бараблин сообщил, что для крупных заказчиков уровень потребления облачных сервисов сохраняет плавную динамику роста.

"По оценке Лиги, спрос увеличился в основном в сегменте малого бизнеса. Всплеск популярности в 2020 г. прошел, и сейчас рост сложно назвать взрывным, хотя он, несомненно, положительный. Для малого бизнеса облачные сервисы - реальный способ сократить расходы на собственных ИТ-специалистов. С ростом организации требования к системам усложняются и переход в облака, а также эксплуатация облачных ресурсов уже становятся самостоятельной и не такой уж простой задачей. По нашим данным, рост спроса на облачные технологии составил 10-15% за начало 2021 г. После сокращения защитных мер, связанных с пандемией, рост популярности облачных сервисов немного спадет, так как в 2020 г. сложилась определенная перенасыщенность. Думаю, такая ситуация продлится примерно до второй половины 2022 г. Полностью вернуться к "старым технологиям", конечно же, не удастся. Облачные сервисы позволяют реализовать множество возможностей как по оптимизации, так и по развитию новых направлений. В некоторых нишах ограничения на очное взаимодействие отменят, что несколько сократит необходимость в средствах удаленной работы, но кардинально ситуацию не изменит. Сотрудники и руководители уже привыкли к новшествам последних полутора лет, облачные сервисы - наша новая реальность", - подчеркнул Михаил Бараблин.

Основатель и генеральный директор сети дата-центров Oxygen Павел Кулаков подчеркивает, что облачные продукты и раньше были готовы для широкого внедрения, но было сопротивление со стороны бизнеса: многие компании, за исключением игроков тех отраслей, где облака уже показали свое преимущество, например ecommerce или стриминг, не были готовы быстро меняться и перестраиваться для широкого потребления этих продуктов. "Пандемия стала триггером, ускорила трансформацию и переход в облако бизнеса. По нашим клиентам мы видим увеличение спроса в полтора раза. Те компании, которые перешли на облака, не будут от них отказываться. Изоляция повлияла в основном на два варианта использования облака. Первый - это создание VDI, удаленные рабочие столы. Скорее всего, часть персонала снова выйдет в офис, но не все и не на полный день. Будет все шире использоваться так называемый гибридный вариант, а сотрудники будут иметь рабочее место, не привязанное к их географическому местонахождению. Второй - в облако пошли компании, которые не имели онлайн-сервисов, и им пришлось оперативно их создавать -например, доставка, веб-сайт, мобильное приложение. Эти компании, запустив направление доставки или приложение, уже не будет их закрывать, а продолжат только развивать. Третья причина - закрытие офисов вынудило закрывать и серверные комнаты из-за невозможности туда приехать в пандемию или банального отказа от аренды офисов. И здесь самое очевидное - снова арендовать офис меньшего размера, например "коворкинг", но уже без своей серверной комнаты и своих серверных мощностей, а инфраструктуру перенести в облако", - объяснил Павел Кулаков.

Он уверен, что компании, которые и раньше работали в облаке, в нем и останутся. "Те, кто перешел в пандемию, уже увидели преимущества облака. Для того чтобы уйти обратно в собственные сервера, им придется продумать обратную миграцию, так как они уже перестроили свои внутренние ИТ и адаптировали во многом ИТ-инструменты под новые реалии рынка - это будет шаг назад", - говорит Павел Кулаков.

Директор по развитию услуг Selectel Александр Тугов сообщает, что объем российского рынка публичных облачных сервисов по итогам 2020 г. составил 90,6 млрд руб., это на 24% больше, чем в 2019 г. "Выручка компании Selectel в 2020 г. выросла по сравнению с 2019 г. на 43%: бизнес на собственном опыте убедился в существовании всех преимуществ облачных технологий. Наши клиенты особенно отмечают гибкость формата оплаты pay-as-you-go, легкость масштабирования систем и скорость запуска облачной инфраструктуры. Одно можно сказать точно: в период пандемии компании обратили особое внимание на высокоуровневые услуги, которые стали ключом к решению актуальных бизнес-задач. Больше, чем у других, популярность выросла у сервисов для коммуникации, у решений для совместной работы, в том числе вне офиса, а также продуктов, необходимых для нормального функционирования компании в период географического распределения команд. К последним относится, например, VDI - Virtual Desktop Infrastructure, инфраструктура виртуальных рабочих столов. Благодаря VDI сотрудники смогли подключаться онлайн ко всем необходимым инструментам для работы вне зависимости от времени, места и мощности их персональных устройств, что было особенно актуально в период вынужденного удаленного формата", - заявил Александр Тугов.

По его мнению, бизнес продолжит использование облачных технологий и после выхода из кризиса, при этом темпы роста самого рынка по крайней мере не замедлятся. "Реальный опыт работы с облаками практически не оставляет альтернатив - возвращаться к более старым технологиям с их уровнем удобства и гибкости, а также стоимостью уже не хочется. Мы наблюдаем повышение доверия со стороны компаний к облачным технологиям. Это позитивная тенденция, которая способствует росту рынка и отказу от традиционных подходов к ведению бизнеса, включающих в себя фокус на капитальные расходы вместо более совершенной экономической модели - OPEX. Конечно, во многом решение о продлении работы с облаками будет зависеть от того, как будет функционировать каждое конкретное предприятие - удаленно (или на гибриде) или из офиса. Сейчас все говорит, что к доковидному формату уже мало кто вернется, а значит, и облака продолжат играть ключевую роль в жизни бизнеса", - рассказывает Александр Тугов.

Генеральный директор ActiveCloud в России (входит в ГК Softline) Дмитрий Яшин отмечает, что во II и III кварталах 2021 г. наблюдается заметное оживление интереса заказчиков к различным облачным сервисам. Это видно и по росту числа запросов на консультацию на четверть, и по росту объема сделок в воронке продаж почти вдвое по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. Спрос, как рассказывает Дмитрий Яшин, стал более точечным - клиенты осторожнее пополняют портфели своих ИТ-проектов облачными активностями, внимательнее оценивают ценность каждой инициативы для бизнеса. "Если в 2020 г. это было преимущественно желание быстрее приспособиться к изменившимся условиям, то сегодня это больше похоже на спокойную и прагматичную работу на перспективу. Сомневаюсь, что часть компаний откажется от использования облачных технологий после окончания пандемии. Скорее наоборот - те, кто во время изоляции не решился на заметные изменения в архитектуре своих информационных систем в силу слабо прогнозируемого денежного потока, при нормализации ситуации будут тяготеть к сокращению технологического отставания от своих более преуспевших в данном вопросе конкурентов. Сегодня, когда собственники бизнеса и топ-менеджеры все чаще рассматривают облачную модель как единственный эффективный способ роста продаж в их сфере, сложно представить, что кто-либо захочет возвращаться к старым технологиям", - прокомментировал Дмитрий Яшин.

Исполнительный директор Sibling Михаил Шкляр убежден, что спрос на облачные технологии продолжит расти, хотя, по его мнению, и не такими высокими темпами, как раньше. "В 2021 г. спрос вырастет примерно так же, как и в 2020 г., а потом начнет понемногу спадать, хотя и останется стабильно высоким. Что касается использования предприятиями таких технологий, то здесь вряд ли стоит ожидать падения спроса. Пандемия пока продолжает оказывать огромное влияние на все сферы жизни, но даже и без нее в офлайн все уже не вернется - часть процессов так и останется в сегменте онлайн. Стоит учитывать и то, что нередко перевод в онлайн повышает эффективность рабочих процессов, поэтому многие компании, которые уже могут вернуться в офлайн, этого не делают. В перспективе развитие облачных технологий продолжится, хотя в какой-то момент, конечно, наступит период пресыщения, когда такие инструменты станут уже обычной практикой и спрос на них стабилизируется. Сейчас же наблюдается скачкообразное развитие этого сектора, которое произошло бы и без пандемии, но она ему поспособствовала", - сообщил Михаил Шкляр.

По оценке директора Центра стратегического развития компании "Ланит-интеграция" Павла Сварника, несмотря на то что некоторые облачные провайдеры "выстрелили" в пандемию и рост их выручки можно оценить в 30-40%, реальный спрос на рынке увеличился, на наш взгляд, не больше чем на 20%. Павел Сварник считает, что российский рынок был достаточно зрелым еще до пандемии - в отношении как поставщиков сервисов для развертывания облачной инфраструктуры, так и самих заказчиков. В 2020 г. многие из них лишь воспользовались главным свойством облаков - быстрой масштабируемостью. Это помогло им легче адаптироваться к подвижной внешней среде.

Завкафедрой информационного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий факультета информационных технологий университета "Синергия" Александр Захаров рассказывает, что спрос на облачные технологии как самого доступного и масштабируемого средства организации ИT-инфраструктуры увеличился по ряду направлений от 50% до 200%. По его оценке, следует ожидать разумной коррекции после отмены самоизоляции, но многие технологии, например виртуальные конференции и совещания, прочно и надолго вошли в деятельность компаний. Александр Захаров уверен, что следует ожидать кратный рост направлений, связанных с обеспечением информационной безопасности облачных сервисов.

Новости из связанных рубрик