Министерство науки и высшего образования РФ утвердило модуль "Системы искусственного интеллекта", который служит методической рекомендацией для помощи вузам при актуализации основных образовательных программ высшего образования по всем специальностям и направлениям подготовки. Изучение искусственного интеллекта планируют добавить в образовательные программы вузов уже с 1 сентября 2021 г.
© ComNews
03.08.2021

Минобрнауки РФ сформировало рабочую группу по разработке образовательных модулей в области информационных технологий, развития искусственного интеллекта и смежных дисциплин. Рабочая группа совместно с ключевыми работодателями разработала и утвердила модуль "Системы искусственного интеллекта". Модуль состоит из аннотации, рабочей программы модуля и фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по модулю.

Структура модуля адаптируется под разные специфики образовательных программ, в том числе дополнительного образования. Рабочая программа Модуля проистекает из рабочей программы, разрабатываемой образовательной организацией высшего образования самостоятельно в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Общий объем модуля составляет 108 академических часов, в том числе 36 часов практики.

"В рамках реализации федерального проекта "Искусственный интеллект" национальной программы "Цифровая экономика" Министерство науки и высшего образования РФ провело конкурс на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета организациям на разработку программ бакалавриата и программ магистратуры по профилю "Искусственный интеллект", а также на повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций высшего образования в сфере искусственного интеллекта. В вузах будут созданы 10 бакалаврских и 40 магистерских программ обучения. Не менее чем 50 региональным вузам будут предоставлены образовательные онлайн-программы по ИИ", - сообщила заместитель начальника отдела методологии в сфере высшего образования Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ Виктория Канышкина.

Директор Института дополнительного образования Университета Иннополис Мария Образцова рассказала, что разработанный модуль по ИИ позволяет освоить первичные профессиональные умения и навыки в области прикладных систем искусственного интеллекта. "Для разработки модуля по ИИ было соответствующее поручение президента РФ по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта", состоявшейся 4 декабря 2020 г. Пр-2242, п.1 д)-2: дополнение образовательных программ высшего образования по всем специальностям и направлениям подготовки разделами по изучению технологий искусственного интеллекта в целях обучения применению таких технологий в различных сферах деятельности, - говорит Мария Образцова. - На наш взгляд, такой модуль необходим еще по информационной безопасности. Эта область затрагивает все сферы жизни, и всем специалистам нужно иметь представление о кибербезопасности. Этот модуль можно разработать на основе нашего, так как он универсальный и может адаптироваться под разные программы".

Управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Марк Шерман отметил, что введение модуля искусственного интеллекта может иметь практический смысл, поскольку все больше организаций будут нуждаться в квалифицированных специалистах по этому вопросу, будет формироваться образовательная среда. "Всегда очень важно, чтобы запрос на специалистов совпадал с их подготовкой в вузах, а искусственный интеллект все больше проникает в нашу жизнь. Соответственно, профессия будет востребована: вузы смогут укрепить конкурентоспособность, готовя специалистов на злобу дня", - уверен он.

Исполнительный директор Sibling Михаил Шкляр подчеркнул, что модуль адаптируется и настраивается в зависимости от поставленных задач. "Причем их спектр может быть широким, поэтому применяться он может в самых разных отраслях. Обучение такому модулю позволит реализовывать на его базе потребности разных сегментов - от промышленности до банковского сектора. Модули смежных направлений понадобятся только в случае, если этот модуль нельзя будет использовать применительно к каким-то отдельным задачам и отраслям. Скорее всего, он будет обладать высокой степенью адаптивности. Если говорить о конкретных направлениях, где требуется такой модуль, то это, например, аналитика видеонаблюдения, позволяющая распознавать какие-либо действия людей или их скопления. Также это может быть распознавание сигналов светофора и трафика дорожного движения", - прокомментировал Михаил Шкляр.

Директор по финансам и инвестициям Центра искусственного интеллекта МТС Алексей Постернак отметил, что даже базовое понимание ИИ потенциально увеличит количество компаний в этой сфере. "Этим путем уже пошли топовые мировые университеты и внедрили модули по ИИ в программы. Например, Стэнфорд создал курс "AI & ML Basics for Non-Technical Professionals", на котором описываются основные принципы ИИ и его история. Курс доступен только для сотрудников и студентов университета. Гарвард тоже сделал обучающую программу "Introduction to AI with Python", к которой может присоединиться любой желающий. Но пока распространением знаний об ИИ в большей степени занимаются компании-визионеры: например, на Coursera есть много курсов, созданных в партнерстве с бизнесом. В дальнейшем создание аналогичных модулей может быть полезно в более узких сферах ИИ, для специализации на конкретных платформенных и других решениях. Например, для более глубокого понимания как работают умные роботы, как устроены AI-чипы, технологии speech-to-text и text-to-speech и так далее. Уже сейчас существует тренд на более узкопрофильные направления изучения ИИ. Например, Стэнфорд в партнерстве с Coursera разработал курс ИИ в здравоохранении", - привет он примеры.

Новости из связанных рубрик