Павел
Сиротинкин

старший эксперт по маркетингу, Huawei в Рос­сии
09.08.2021

Павел Сиротинкин, старший эксперт по маркетингу, Huawei в Рос­сииПавел Сиротинкин, старший эксперт по маркетингу, Huawei в Рос­сииОт "best effort" к SLA: куда идет рынок услуг операторов

Мы привыкли к тому, что значительная часть услуг связи предоставляется в формате "best effort", то есть оператор по умолчанию не дает гарантий качества, прилагая лишь некие "максимальные усилия", чтобы это качество обеспечить. Такая практика сложилась как, например, для услуг ШПД для обычных абонентов, так и для юридических лиц, не использующих дорогостоящие выделенные (физически или логически) каналы.

Предпосылки появления услуг с дифференцированным качеством

Появление и бурное развитие новых услуг, обусловленное в том числе технологическими возможностями 5G и полностью оптических сетей, диктует новые требования к инфраструктуре операторов. Говорим ли мы про гейминг, удаленную работу или обучение, дистанционное управление производством и транспортом, гибкую поддержку мульти-облачных приложений – клиент ожидает, что предоставляемый сервис будет надежным и качественным вне зависимости от текущего местонахождения.

Времена, когда оператор подключал ШПД в течение недели, а устранения аварий занимало несколько дней, прошли вместе с ужесточением конкуренции как в России, так и странах СНГ. Переход на удаленную работу и обучение, распространение онлайн-покупок и рост аудитории, качества и сценариев потребления развлекательного контента приводит нас к необходимости не просто иметь "доступ в Интернет", но постоянно быть на связи, причем соединение должно иметь высокую скорость и надежность. Аналогично существовавший долгое время ограниченный список услуг для клиентов B2B (телефония, ШПД), сейчас динамично растет. Предприятия, пройдя базовые этапы цифровизации, начинают искать новую ценность в видео аналитике, удаленном управлении производством в реальном времени, повышении безопасности и эффективности работы компании и многочисленных других интегрированных решениях.

Распространение новых услуг является и требованием рынка, и дополнительной возможностью для оператора нарастить выручку, увеличить лояльность существующих и повысить привлекательность для потенциальных клиентов.

Существующие сети ограничивают развитие портфеля услуг оператора во всех сегментах: B2C, B2H, B2B и B2G. Эти ограничения касаются скорости развертывания, надежности и возможностей индивидуализации характеристик сервисов, финансовую составляющую.

Архитектура и реализация традиционных сетей операторов предполагает оказание массовых услуг со схожим уровнем качества сервиса (SLA) для всех клиентов. Любое повышение SLA – это дополнительные затраты и усложненные бизнес-процессы, что приводит к затруднениям с обслуживанием и тиражированием. Однако не все услуги одинаково требовательны к качеству сети, что позволяет выработать сбалансированный подход к построению сетей заданных характеристик без кратного увеличения затрат.

Важно создать возможность дифференцированного подхода предоставления услуг, чтобы обеспечить повышенный уровень качества именно тем сервисам, которым это необходимо для обеспечения лучшего пользовательского опыта. Использование такого подхода позволяет избежать неэффективного избыточного расходования ресурсов.

Для возможности обеспечения различного уровня качества в сетях нового поколения используется технология "слайсинга", то есть формирования различных сетевых слоёв, имеющих разные значения надёжности, задержки, потери пакетов и т.д. Комбинируя эти требования мы можем гибко подобрать именно ту конфигурацию, которая наилучшим образом подходит под конкретную услугу для клиента с учетом его потребностей.

Операторы по всему миру создают продукты, которые учитывают требования клиентов. Например, ПАО "Ростелеком" предлагает тариф ШПД "Технологии доступа", в котором предусмотрена опция "Видеоконференции без потери качества сигнала", что достигается "приоритизацией трафика до платформ для работы и учебы". Однако реализация подобных услуг на существующих сетях – нетривиальная задача, успешная реализация которой с финансовой и технической сторон является серьезным вызовом для существующей сетевой инфраструктуры.

Развитие новых услуг предоставляет операторам широкие возможности расширения сервисных предложений. Для обеспечения технического решения этих задач компания Huawei разработала концепцию целевой сети GUIDE (Gigabit Anywhere - Ultra-Automation - Intelligent Multi-Cloud Connection - Differentiated Experience - Environmental Harmony)


Дифференцированные функциональные возможности сетей – один из пяти ключевых элементов, на основе которых создаются сети для сценариев, учитывающих текущие и перспективные тренды развития отрасли.

Технологическая основа

Для обеспечения сквозного E2E качества услуги, необходимо, чтобы соответствующий "слайс" поддерживался на всех сегментах сети и сервисного облака, задействованных в предоставлении услуги.

Доступ. Сети доступа в целевом сценарии NetX-2025 строятся на базе 10GPON+WiFi6 для фиксированного сегмента и 5G для мобильного. Эти технологии позволяют увеличить скорости до гигабитных значений, а задержки снизить до единиц миллисекунд, что может показаться избыточным, но уже востребовано на рынке Китая и Южной Кореи.


"Слайсы" с заданными уровнями качества услуг формируются исходя из сценариев массового сегмента или специфических требований конкретных клиентов. На иллюстрации выше приведен сценарий предоставления нескольких слайсов для различных групп клиентов на сети фиксированного доступа 10GPON (или через базовую станцию 5G для мобильного сценария) с дальнейшим проключением в сторону ядра сети и сервисного облака по технологии OTN. Использование полностью оптических сетей и оптической коммутации позволяет не только удовлетворить любые запросы по скорости, но и обеспечить снижение E2E задержки, что является критичным требованием многих перспективных клиентских приложений.

Сеть домашнего Wi-Fi долгое время являлась узким местом в обеспечении качества услуг для сегмента B2H. Использование Wi-Fi 6 в сочетании с концепцией FTTR ("волокно в каждую комнату") позволяет решить проблемы расширения покрытия и увеличения скорости на клиентских устройствах. Дополнительно к этому компания Huawei разработала роутер, который может приоритизировать наиболее важные для клиента приложения с помощью встроенных алгоритмов искусственного интеллекта, тем самым обеспечивая сквозной процесс обеспечения качества услуг на сегменте доступа.

IP-сеть. На уровне IP-сети используется сквозная архитектура E2E уровня 3, основанная на протоколе E2E SRv6 и EVPN для обеспечения удобного, простого и гибкого доступа и предоставления множества сервисов. Для изоляции ресурсов в соответствии с различными сценариями обслуживания используется FlexE.


  • Для соблюдения требований к доставке данных в сценариях 2С, 2В и 2Н в IP-сети 2025 реализуется защита и изоляция различных сервисов на базе SLA. Это становится возможным благодаря сквозному гибкому и жесткому слайсингу на основе FlexE и EVPN.
  • Для быстрого создания эффективных прямых канальных соединений используются протоколы уровня 2 SRv6 и EVPN, позволяющие построить комбинированную сквозную архитектуру базовой и наложенной сети.
  • Для обеспечения эффективной работы детерминированной сети iFIT использует сквозное обнаружение сетевых КПЭ по сегментам, например, потери пакетов данных и задержки передачи, а также обнаружение изменений состояния канала в режиме реального времени.

Интеллектуальная облачная сеть. Интеллектуальная облачная сеть поддерживает автоматизированные и интеллектуальные функции эксплуатации и технического обслуживания облачных сетей на основе интеллектуальных IP-сетей. Это решение позволяет быстро настраивать сеть при смене облака и функциональные возможности сервисной сети с интеграцией безопасности облачной сети


Облачная магистральная сеть. Учитывая популярность мульти- и гибридных облачных сетей, основным требованием для предприятий стало обеспечение гибкого доступа к приложениям и их планирование как в различных облачных средах, так и между ними. В связи с этим для динамического предоставления ресурсов в облачных средах по запросу требуется наличие облачных подключений и гибкой функциональной совместимости облачных сетей.

Изменение запросов рынка и появление новых услуг уже в перспективе 2025 года потребует соответствующей поддержки со стороны инфраструктуры операторов. Те провайдеры, которые смогут предложить услуги с гибкими характеристиками в соответствии с изменяющимися потребностями клиентов, смогут получить значительное конкурентное преимущество в формировании новых услуг и пакетов, повышая выручку и лояльность абонентов. Высокая пропускная способность, широкое покрытие и поддержка гибких функциональных возможностей со стороны сети станут важнейшими элементами успешного развития дифференцированных услуг для всех клиентских сегментов