Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) на последнем заседании отказала "МегаФону" и МТС в выделении полосы радиочастот 3,4-3,8 ГГц для тестирования работы, а также в целях развертывания 5G в метрополитене нескольких городов. На предыдущем заседании ГКРЧ отказала компании Freshtel (дочерний оператор "Ростелекома") в выделении частот 3,4-3,8 ГГц для тестирования работы сети 5G в метро Москвы и Казани.
© ComNews
13.08.2021

Информация об отказе МТС и "МегаФону" следует из протокола №21-59 ГКРЧ по итогам заседания комиссии в начале августа 2021 г. В отношении МТС в протоколе сказано: "Отказать ПАО "МТС" в выделении полосы радиочастот 3400-3800 МГц для проведения научных, исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ с использованием радиоэлектронных средств сетей связи стандарта 5G/IMT2020 в рамках сухопутной подвижной службы на территории подземных сооружений метрополитенов городов Москва, Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Самара на основании отрицательного заключения о возможности выделения полос радиочастот. Отказать ПАО "МТС" в выделении полосы радиочастот 3400-3800 МГц для проведения научных, исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ с использованием радиоэлектронных средств сетей связи стандарта 5G/IMT2020 в рамках фиксированной службы на территории подземных сооружений метрополитенов городов Москва, Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Самара…".

"МегаФону" вынесли похожее решение: "Отказать ПАО "МегаФон" в выделении полосы радиочастот 3400-3800 МГц для проведения научных, исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ для определения возможности и условий развертывания в России сетей 5G/IMT2020 на территории подземных объектов инфраструктуры станций метрополитена города Санкт-Петербург на основании отрицательного заключения о возможности выделения полос радиочастот. Отказать ПАО "МегаФон" в выделении полосы радиочастот 3400-3600 МГц в рамках фиксированной службы в целях развертывания сетей связи стандарта 5G/IMT2020 на территории объектов инфраструктуры станций метрополитена городов Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Самара".

Пресс-служба Минцифры на вопрос корреспондента ComNews о том, намерено ли министерство и дальше отказывать операторам в выделении частот для тестирования 5G в метрополитене, ответила: "Напротив, аппарат Государственной комиссии по радиочастотам как орган, действующий при Минцифры России, будет обеспечивать надлежащее и своевременное рассмотрение поступающих документов, связанных с внедрением перспективных радиотехнологий. При этом решения, как и прежде, будут приниматься ГКРЧ коллегиально, с учетом позиций всех членов комиссии. Как и любая подвижная связь, 5G может использоваться для передачи информации, данных. В данном случае речь может идти об отработке перспективных технических решений в интересах служб метрополитена".

Отказано в частотах для тестирования 5G в метрополитене и "Ростелекому" (его дочерним компаниям). В решении с предыдущего заседания ГКРЧ (от 16 июня 2021 г.) сказано: "Отказать ООО "Фрештел-Татарстан" в выделении полосы 3400-3800 МГц для проведения научных, исследовательских, опытных, экспериментальных и конструкторских работ с использованием радиоэлектронных средств сетей связи 5G/IMT2020 на территории объектов инфраструктуры станций метрополитена города Казань Республики Татарстан на основании отрицательного заключения о возможности выделения полос радиочастот. Отказать ООО "Фрештел-Москва" в выделении полосы радиочастот 3400-3800 МГц для проведения научных… работ с использованием радиоэлектронных средств сетей связи 5G/IMT2020 на территории объектов инфраструктуры станций метрополитена города Москва".

Пресс-служба ПАО "Ростелеком" напомнила, что 5G активно развиваются по всему мируя: в настоящее время полторы сотни операторов запустили услуги на базе сетей пятого поколения в разных странах мира. "Зарубежный бизнес сегодня имеет важный инструмент повышения эффективности и запуска новых цифровых сервисов, доступных только в 5G. Российский же бизнес и страна в целом рискуют серьезно отстать и утратить конкурентоспособность. Поэтому мы считаем, что российскому бизнесу срочно нужны хотя бы полигоны и опытные зоны, в которых они уже сегодня (а лучше вчера) могли бы тестировать новые цифровые сервисы и подходы. Эти полигоны должны объединить вендоров, разработчиков сервисов и конечных потребителей (предприятия). Чтобы к моменту появления коммерческих сетей на них уже можно было запустить реальные, востребованные решения и сервисы. Пусть эти зоны будут в таких местах, где создание помех другим сетям связи невозможно. Например, под землей - в шахтах или метро. Важно подчеркнуть, что в метро 5G вообще не могут оказывать влияние на РЭС других операторов, поэтому отказ считаем необоснованным", - прокомментировала пресс-служба "Ростелекома".

В ПАО "ВымпелКом" рассказали, что тоже подавали подобные заявки. "Мы подаем такие заявки. В прошлом году получили отказ, в настоящее время ждем решения по новой заявке. Нужно обеспечить всех наших клиентов быстрым и качественным мобильным интернетом везде, в том числе и в метро. Инфраструктура "Билайна" в метрополитене уже построена по принципу 5G-Ready. Для массового внедрения 5G нужны тестирования, особенно на таких территориях, где наблюдается высокий уровень потребления трафика. Кроме того, с развитием 5G у метрополитена появится возможность реализовать выделенные сети нового поколения для собственных нужд", - прокомментировала пресс-служба "Билайна".

В Tele2 прокомментировали: "Наша сеть 5G в Казанском метрополитене запущена с использованием диапазона 26,5-27,5 ГГЦ. Инфраструктура пятого поколения в метро может стать основой для запуска беспилотных составов, развития системы видеонаблюдения в целях безопасности, автоматизированного поиска пропавших вещей и мониторинга эпидемиологической ситуации".

Независимый эксперт по рынкам ИТ и телеком Вадим Плесский объясняет, что 5G обеспечивает большую скорость передачи данных по сравнению с 4G и лучше утилизирует имеющийся спектр. "Эта технология идеальна для мест с массовым скоплением людей - таких как метро и стадионы. Операторы были бы рады тестировать 5G и в других точках, где пропускной способности 4G может не хватить, - на центральных площадях и улицах городов-миллионников, в крупных торговых центрах и на стадионах. Однако есть трудности с получением лицензий на частоты, даже с временными лицензиями. Особенностью метрополитена является то, что большинство его линий проходят под землей. И радиоволны в туннелях и на перронах станций изолированы от внешнего мира, они не проходят наружу через толщу земли и железобетонных перекрытий", - пояснил эксперт.

Он считает, что отказ Минцифры в предоставлении частот для использования в сетях 5G выглядит странным. "Сети 5G в метро не могут никому помешать. Можно предположить, что Минцифры любой ценой хочет увидеть сети 5G, построенные исключительно на российском оборудовании, которого сейчас нет и в ближайшем будущем не появится. А раз российского оборудования нет - то и сети 5G не нужны, - предполагает Вадим Плесский. - Таким образом, вместе с водой выплескивают и ребенка".

Однако, уверен Вадим Плесский, в Минцифры неверно оценивают мотивацию операторов и их планы. "Они исходят из того, что "операторы никуда не денутся, им сказали строить сети на российском оборудовании - так они и сделают". Но это не так. По большому счету, сети 5G операторам не нужны. В ближайшие 5-10 лет они никак не окупятся, а что будет через 10 лет - не знает никто. Операторы хотят (хотели) улучшить качество связи и пропускную способность сети для уже имеющихся абонентов. Апгрейд 5G-ready базовой станции до поддержки 5G стоит относительно недорого - его можно оценить в 10-20% от стоимости модульной БС с поддержкой 3G/4G. На более масштабные расходы, в том числе на полную замену оборудования с импортного на российское, операторы не готовы. В результате отказа в предоставлении частот под 5G российские потребители останутся с тем, что есть - то есть с 4G. Операторы сэкономят деньги - так как обновлять будет ничего не нужно. А программа развития цифровой экономики, для которой так необходимы технологии 5G, отодвинется еще на три-пять лет", - прокомментировал Вадим Плесский.

Генеральный директор ООО "Спектрум Менеджмент" Игорь Гурьянов сказал, что причина отказа никому не известна, кроме тех, кто отказал. "А сервисы 5G в метро и вне его пока не отличаются. Метро, как я понимаю, выбрано для исключения помех РЭС другого назначения и запуска пилотных зон в этом диапазоне как раз для исследования этих сервисов, но все равно отказали", - отметил Игорь Гурьянов.

Директор по развитию бизнеса компании "ВС Лаб" Петр Филатов отметил, что ни для кого не секрет, что самый популярный диапазон в мире под сети 5G, а именно 3,4–3,8 ГГц, в России принадлежит спецслужбам и военным. "Как бы ни старались заинтересованные стороны расчистить эти частоты, пока все попытки не увенчались успехом. В мае 2021 г. правительство утвердило для развития 5G в России частоты 24,25 - 25,25 ГГц с возможностью построения их только на отечественном оборудовании, внесенном в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции. Сейчас такого оборудования нет, а на его полноценное создание потребуется минимум 3-4 года. Это повлечет за собой технологическое отставание от ведущих стран, а самое главное - потребует гигантских инвестиций как в разработку оборудования, так и в реализацию самой инфраструктуры. Скорость передачи данных в сетях 5G в десятки раз выше, чем в 4G. Это означает, что группа пользователей не ограничивается только владельцами смартфонов, и сеть может использоваться умными машинами, робототехникой и различными промышленными системами. Транспортная отрасль является одним из перспективных направлений для 5G, поэтому желание телекоммуникационных компаний присутствовать в подземке вполне объяснимо. Конечной точкой развития, на мой взгляд, является создание системы управления поездами на основе 5G сети, когда поезд постоянно общается через 5G с другими составами, ж/д инфраструктурой и с центрами обработки данных", - прокомментировал Петр Филатов.

Новости из связанных рубрик