Объем российского рынка разговорного искусственного интеллекта (ИИ) в 2020 году составил $44 млн или $76 млн с учетом госзаказов. Прибавляет индустрия 46-93% от года к году. Такие данные приводит компания Just AI по результатам исследования. По прогнозам Just AI, к концу 2021 году объем рынка достигнет $80 млн или $120 млн с учетом госзаказов. В ближайшие пять лет индустрия сохранит динамику роста от 38% до 81% и в 2025 году выйдет на объем $561 млн (без учета госзаказов).
© ComNews
16.08.2021

Компания Just AI, специализирующаяся на технологиях разговорного искусственного интеллекта, машинного обучения и понимания естественного языка, провела исследование и спрогнозировала развитие рынка разговорного ИИ до 2025 года. Аналитика охватывает инструменты и платформы разговорного ИИ — технологии для синтеза и распознавания речи, клонирования голосов, речевой биометрии, голосовой активации, платформы для понимания и генерации естественного языка, средства визуальной разработки диалоговых сценариев в голосовых или текстовых каналах, платформы для анализа речи, а также решения для исходящих обзвонов и в сфере кастомных голосовых ассистентов для бизнеса, навыков для умных устройств и метаассистентов (Алиса, Маруся и пр.), входящую телефонию и умный IVR, разработку чат-ботов на заказ.

Объем российского рынка в 2020 году составил $44 млн или $76 млн с учетом госзаказов. Прибавляет индустрия 46-93% от года к году, общий рост с 2015 года составил 1288%. По прогнозам Just AI, к концу 2021 году объем рынка достигнет $80 млн или $120 млн с учетом госзаказов. В ближайшие пять лет индустрия сохранит динамику роста от 38% до 81% и в 2025 году выйдет на объем $561 млн (без учета госзаказов).

В структуре выручки группы компаний ЦРТ в 1 млрд руб. в год более 80% занимает доход от государственных контрактов. Just AI c объемом выручки в 500 млн руб. фокусируется на сегментах NLP/NLU/DM-платформ, No-code/Low-code конструкторов и кастомных голосовых ассистентов. В группе компаний с выручкой в 200 млн. руб. в год представлены Yandex.Cloud (речевые технологии), 3iTech (решения для госсектора, речевые технологии и платформы речевой аналитики) и АТС Аэро (решения для госсектора, исходящие телефонные коммуникации).

Наибольшими сегментами на рынке в 2020 году были речевые технологии (синтез и распознавание речи, клонирование голосов, речевая биометрия, голосовая активация) и NLP-платформы (обработка естественного языка). Быстрее всего в 2020 году росли решения для бизнеса и NLP-платформы.

По прогнозам Just AI, через пять лет половину всего российского рынка займут таргетированные на определенные бизнес-задачи и отрасли разговорные ИИ-решения, такие как голосовой поиск по каталогу для ритейла, виртуальные ассистенты для ЖКХ, чат-боты для отелей. Они будут ежегодно прибавлять 100-120%, интерес к ним уже проявляют медицина, HoReCa, e-commerce, туризм, индустрия красоты и др.

Запросы на NLP-платформы со стороны крупного бизнеса продолжат расти еще несколько лет. Это будет происходить за счет включения новых отраслей и расширения сферы применения обработки естественного языка. Визуальные конструкторы для разработки ботов с увеличением интереса со стороны SMB-компаний начнут активно расти и специализироваться под узкие задачи и предоставление готовых шаблонов и инструментов. Рост сегмента кастомных ассистентов, решений для клиентской поддержки, навыков для ассистентов, входящего IVR, решений для рекрутинга и HR будет ускоряться вместе с появлением новых разработчиков и вовлечением новых категорий клиентов из SMB, а дополнительным стимулом станет увеличение рынка ассистентов и умных колонок.

Исходящие телефонные коммуникации продолжат бурно расти до 2022 года. Далее стоит ожидать введения правового регулирования, направленного на борьбу против спама, и широкого распространения технологий защиты от спама, что приведет к падению рынка. После адаптации к новым ограничениям будет возможен рост сегмента, возможно, в новых сферах и отраслях. Речевую аналитику в ближайшие годы ждет умеренный рост, который может замедлиться с развитием NLP-технологий и отказом контакт-центров от штата сотрудников. Речевые технологии переживают рост потребления, но с увеличением доступности моделей и датасетов и появлением новых игроков и инхаус-разработок столкнутся с существенным ценовым давлением.

"На рынке разговорного ИИ в России работают более 100 компаний, многие из них растут на 200-400% в год. Далеко не всегда они конкурируют между собой: значительная часть игроков специализируется на отдельных отраслях, типах заказчиков и технологиях и может доминировать в своих сегментах, даже имея небольшую долю на рынке в целом", — говорит управляющий директор Just AI Кирилл Петров.

Кирилл Петров, отвечая на вопрос, какие факторы оказывают наибольшее влияние на рынок решений разговорного ИИ, отмечает в первую очередь сегмент enterprise. "Крупные клиенты экспериментируют с технологиями: у них есть ресурсы, чтобы купить инфраструктуру, платформы и построить целые команды. Как видно на схеме Gartner, для крупного бизнеса риски внедрения разговорных ИИ-технологий уже минимальны, а выгоды высоки. NLP/NLU, виртуальные ассистенты, боты находятся в фазе активных пилотов в крупных корпорациях с выручкой более $1 млрд. Средний бизнес пока находится на этапе планирования. Команды разработчиков, собственные отделы RnD являются для небольших компаний достаточно большой роскошью. Следовательно, им нужны коробочные или стандартизированные решения. Чтобы они смогли их внедрять, на рынке должно появиться большое количество игроков, которые помогают кастомизировать и настраивать эти решения. Пример – 1С. Предприятие и огромное количество партнеров, которые внедряют систему в малый бизнес", - рассказал Кирилл Петров.

По прогнозам Кирилла Петрова, в ближайшие пять лет рынок сохранит динамику роста от 38% до 81% и в 2025 году выйдет на объем $561 млн. При этом количество умных устройств на руках у населения (умные колонки, умные экраны) от Яндекса, Сбера и Mail.Ru к 2025 году превысит 20 млн шт., что существенно увеличит спрос на создание навыков и приложений с использованием технологий разговорного ИИ.

Кирилл Петров объясняет, что рынок разговорного ИИ, например, в США сформировался раньше, чем в России, поэтому в определенных моментах мы находимся в догоняющей позиции. "Сравните: умными колонками пользуются 90 млн американцев, в России насчитывается более 1 млн умных колонок и экранов. Зарубежная аудитория больше привыкла к умным устройствам, уже появляются интересные проекты социальной направленности, например, Canary Speech для людей с расстройствами речевого поведения. С другой стороны, у нас есть интересные тенденции, которых нет в других странах. На российском рынке представлено большое количество кастомных голосовых ассистентов, сильно развиты в направлении разговорного ИИ FinTech и банки. Операторы верхнеуровневых ассистентов (Яндекс с Алисой, Сбер с семейством Салют, Mail.Ru с Марусей) создают целые экосистемы для разработчиков. Примечательно, что умными колонками от Amazon и Google в России можно пользоваться только на английском языке", - подчеркивает Кирилл Петров.

Кирилл Петров объясняет, что индустрию разговорного ИИ в России представляют более 100 компаний, многие из них растут на 200-400% в год. "Играя на одном поле, компании далеко не всегда конкурируют между собой — многие специализируются на отдельных отраслях, типах заказчиков и технологиях, и, даже имея небольшую долю на рынке в целом, могут доминировать в своих сегментах. В речевых технологиях (ASR/TTS/Biometry) наибольший объем рынка приходится на ЦРТ, Yandex.Cloud, Тинькофф, ASM Решения, 3iTech. В области платформ речевой аналитики лидируют Speech Analytics, CallScoring, 3iTech, также сюда вошли Тинькофф и Ростелеком. В сегменте no-code / low-code конструкторов наиболее заметными игроками на текущий момент являются Just AI и Botmother, в сегменте NLP/NLU/DM-платформ — Just AI, Наносемантика, ЦРТ, в исходящих телефонных коммуникациях — Neuro.net и Zvonobot. Если говорить о рынке голосовых ассистентов и умных колонок, то самые крупные игроки — это Яндекс, Сбер и Mail.Ru", - сообщает Кирилл Петров.

Генеральный директор 3iTech Алексей Любимов объясняет, что последние несколько лет речевые технологии росли стремительно, и объем рынка увеличился на несколько порядков. По его оценке, речевая аналитика сегодня стала технологическим стандартом, многие компании пробуют голосовых помощников, активно применяются NLP/NLU/DM-платформы. "Бизнес молодых компаний, занимающихся разработкой и инсталляциями решений на основе речевых технологий, очень быстро растет. Их доходы год от года увеличиваются в несколько раз. Один из признаков бурного роста рынка – дефицит специалистов, основные игроки переманивают друг у друга даже молодых разработчиков. И такой рост продолжится в ближайшие 2-3 года. Понятно, что реальный объем рынка посчитать очень сложно, так как часто речевые технологии поставляются в составе комплексных решений. Однако, нам кажется, что оценки аналитиков сдержанные, и рынок речевых технологий заметно больше. Так, только сегмент речевой аналитики по итогам 2020 годы достиг двух миллиардов рублей. Доходы многих компаний – это сотни миллионов рублей, а некоторых и несколько миллиардов", - говорит Алексей Любимов.

По мнению Алексея Любимова сегодня сегментация рынка очень условна. "Так, мы поставляем речевую аналитику, которая построена на Big Data-платформе, собственном движке распознавания речи (ASR) и технологии NLP. С помощью речевого ИИ заказчики решают очень широкий круг задач, от контроля качества работы сотрудников до обогащения данных. Сегодня мы видим, как стремительно растет спрос на платформы поиска и извлечения данных, активно внедряются голосовые ассистенты и боты, совершенствуются голосовые интерфейсы. Вместе с тем постоянно появляются новые направления, например, только зарождается рынок виртуальных инфлюенсеров. Корпоративный рынок присматривается к специализированным системам голосового поиска по каталогам и архивам. В ближайшие годы нас ждет много технологических новинок, построенных на речевых технологиях", - сообщает Алексей Любимов.

По словам Алексея Любимова, прежде всего на рынок будет влиять экономическая ситуация, от того, как будет чувствовать себя рынок, будет зависеть интерес компаний к новым технологиям. "Немаловажный фактор – продолжающаяся цифровая трансформация во многих отраслях: банки и ритейл сегодня крупнейшие потребители речевых технологий. Запустили процесс перехода на новые технологии крупнейшие логистические компании, девелоперы, страховые компании. Сейчас к "голосу" присматриваются HoReCa, медицина, туризм. И, конечно, меняется потребитель, люди становятся более требовательными, поэтому качество обслуживания – критически значимый фактор, а речевые технологии – эффективный инструмент повышения уровня сервисов", - утверждает Алексей Любимов.

Новости из связанных рубрик