Новости / август 2021
Вкалывают роботы, а не человек

44% россиян хотят, чтобы роботы отвечали за них на телефонные звонки. А вот оказание первой медицинской помощи и управление личным транспортом россияне не готовы доверить роботам.
© ComNews
25.08.2021

Онлайн-гипермаркет "ВсеИнструменты.ру" провел опрос и выяснил, какие домашние обязанности люди уже сегодня готовы доверить роботам и сможет ли искусственный интеллект полностью заменить труд человека в ближайшем будущем. В опросе принимали участие 1507 респондентов старше 18 лет из всех городов России.

Согласно исследованию, 7 из 10 россиян (74%) используют в домашнем хозяйстве роботизированную технику. Однако чуть больше четверти опрошенных (26%) рассказали, что в их доме нет роботов-помощников. У половины опрошенных (50%) дома есть робот-пылесос. Ещё у 20% россиян есть умная колонка. 16% приобрели робота-мойщика полов, а 13% — робота-мойщика окон

В исследовании говорится, что система "умный дом" есть у 10% респондентов. 9% пользуются роботом-газонокосилкой, а 7% роботом-снегоуборщиком. Автоматизированного помощника для чистки бассейнов приобрели 5% участников опрос. В ближайшем будущем роботы не смогут полностью взять на себя рутинные домашние дела, так считают 62% опрошенных россиян. Ещё 38% участников опроса допускают такую возможность.

Как сообщается в исследовании, 64% россиян заявили, что готовы доверить роботам полный цикл уборки своего жилья. Чистку сантехники искусственному интеллекту делегировали бы 48% респондентов. Еще 44% хотят, чтобы робот отвечал за них на телефонные звонки, а 14% поручили бы ему сортировку мусора. 11% делегируют роботизированной технике приготовление пищи. 7% переложили бы на "умных помощников" заботу о детях и их обучение, и столько же — присмотр за пожилыми людьми. Еще 7% хотят, чтобы роботы оплачивали за них коммунальные услуги. При этом, 5% россиян готовы поручить роботам заботу о домашних животных. 3% доверят умным помощникам первичное оказание медицинской помощи, а 2% — управление личным транспортом.

Директор по продуктовой стратегии Группы Т1 Сергей Иванов отмечает, что текущий уровень технологий уже позволяет роботизировать 100% задач бытовой сферы. По его словам, есть и роботы-охранники, и роботы-уборщики, и даже робот-повар. Вопрос в стоимости таких услуг. Массовый спрос на них, по оценке Сергея Иванова, возможен только на определенном уровне ценообразования, когда человек соотносит свои потенциальные усилия с оплатой аналогичной услуги. Поэтому сегодня активно эксплуатируются всевозможные устройства, связанные с клинингом (пылесосы, мойщики полов). Следующее направление массовой роботизации, по мнению Сергея Иванова – это сервисы доставки, когда с большим количеством доступных геоданных, станет предсказуемой логистика, осуществляемая автономными устройствами (роверами, дронами и т.д.).

Недоверие к роботам в вопросах медицины и управления транспортом, по оценке Сергея Иванова, связанно с безопасностью, здоровьем и необратимостью серьезных ошибок. "Если за роботом-пылесосом можно убрать повторно, то "врачебная" ошибка, допущенная роботом, исправлению поддается с трудом, а порой исправление невозможно. В той же этической плоскости лежит вопрос управления транспортом: необходимо четкое регламентирование вопросов распределения ответственности в случае нештатной ситуации на дороге", - говорит Сергей Иванов

Эксперт Softline Digital Lab Николай Князев считает, что роботизация домашнего хозяйство – процесс, начало которого было положено с началом цивилизации. "Человек постоянно старается улучшить быть вокруг себя. Сегодня уже при распространении посудомоек и стиральных машин автоматизировано существенная часть. Но многие мечтают и о дальнейшем делегировании своих дел: от сортировки одежды после стирки, до приготовления салата. Надо понимать, что некоторые области хозяйственной деятельность на порядок сложнее, особенно там где нет четких алгоритмов действия, а все зависит от ситуации, например готовка. И одно дело иметь умную мультиварку, которая поддерживает температуру и выключиться через определенное время и совсем другое рассчитывать время приготовления, текущую степень готовности и понимание какой ингредиент чем можно заменить", - рассказывает Николай Князев.

Рост спроса на услугу по автоответу на телефонные звонки, по оценке Николай Князева, вызван большим количество спама и мошенников, которые отнимают время и конечно, ожиданием в очереди в тех.поддержку . "В Америки уже есть решения "робота-секретаря", которая автодозванивается до службы поддержки и только когда оператор берет трубку, звонит вам. Раз есть большой запрос на экономия времени и нервов от разговоров с агрессивным маркетингом, значит скоро появится и решение. Другое дело области, где ошибка стоит дорого, например медицина, или управление АЭС или даже обычным автомобилем. Тут есть и юридический и психологический момент - непонятно кто будет отвечать в случае неудачи. Если вам оперирует хороший хирург, который сделал 1000 операций и ошибался только будучи студентом это одно, а другое если вы знаете что ошибка робота-хирурга 1%, ведь в случае неудачи винить некого. Похожая, но другая проблема ждет ИИ управляющего машиной – всем известная проблема вагонетки. В случае экстренной ситуации и перебегающей дорогу группы детей: продолжать ехать вперед, или спасать детей и пускать машину под откос. Конечно, большинство выберет спасение детей, но по факту это-же большинство не будет приобретать машину, которая при подобной дилемме пожертвует ее водителем. В такие момент особо видна разница между декларируемыми и реальными ценностями: то что мы поддерживаем, и то ради чего мы готовы рисковать своей жизнью", - объясняет Николай Князев.

По мнению исполнительного директора Artezio (входит в группу "Ланит") Павла Адылина автоматизация или роботизация применима для освобождения человека от рутинной работы. "Если мы говорим про бытовое или домашнее хозяйство, то это может быть уборка помещений, полив растений, контроль температуры, освещенности и влажности в помещении. Цель роботизации – освободить человека для выполнения более интеллектуальных задач. В будущем спрос на системы автоматизации будет только расти как в промышленности, так и на массовом рынке бытовых решений. Всплеск нужно ожидать в тех сегментах, в которых есть потенциал для снижения уровня вовлеченности человека в процесс. Например, мы видим определенные успехи в разработке роботизированных систем для уборки помещений, есть удачные решения в сфере автоматизации систем коммунального обслуживания. При этом, у потребителя достаточно широкий выбор решений, а это говорит о том, что роботизация бытовых задач – это интересное бизнес-направление, и многие компании готовы в него инвестировать", - рассказывает Павел Адылин.

Павел Адылин убежден, что доверие к автоматическим системам будет расти со сменой поколений. "Раньше не все люди были готовы работать на персональных компьютерах, так как не доверяли новой технике. Уровень доверия к инновациям возрастает с ростом влияния этих инноваций на общество. Чем больше будет появляться автоматизированных решений, и чаще ими будут пользоваться люди, тем выше будет уровень доверия. Например, еще несколько лет назад доверить руль в автомобиле автопилоту было довольно сложно, сегодня мы видим отличные примеры реализации беспилотного вождения на массовом рынке. И чем больше будет примеров, тем быстрее будут решения по автоматизации процессов входить в нашу жизнь", - отмечает Павел Адылин.

Согласно оценке Павла Адылина, доверие к медицинским роботам и автопилотам низкое, потому что от этих технологий зависит жизнь человека. "Общественное мнение достаточно консервативно по отношению к инновациям, которые не имеют длинной истории безопасного использования. Уверен, что как только у новых систем такая история появится, доверие вырастет. Достаточно скоро будет сложно себе представить качественную операцию без робота-хирурга и такси без автопилота", - сообщает Павел Адылин.

Исполнительный директор Sibling smart home Михаил Шкляр считает, что роботизация бытовых задач по домашнему хозяйству будет происходить все быстрее и быстрее, этот процесс будет нарастать. По его оценке, в ближайшее время будет очень большой рост в развитие системы "Умного дома". Михаил Шкляр прогнозирует здесь двух-трехкратные темпы роста. "Это очевидно, потому что она очень помогает сэкономить время, разгрузить людей, которые в текущий момент пребывают в режиме стресса, загружены работой и т.д. И самое главное - лень - двигатель прогресса, дающая возможность больше отдыхать, меньше делать какие-то ненужные домашние дела. Поэтому все это будет, что называется, must have, умный дом преобразуется в условно телевизор, который есть в каждом доме. Если говорить о конкретной роботизированной техники - все зависит от того, о какой идет речь, например, умная колонка - это не отдельное устройство, а элемент экосистемы. То есть домами будут управлять определенные экосистемы, когда все устройства в доме будут завязаны внутри нее. Это будет правильно, так на самом деле везде и есть", - отмечает Михаил Шкляр.

По словам Михаила Шкляра, тот факт, что 44% респондентов хотят, чтобы роботы отвечали за них на телефонные звонки связан с наличием спама и большим количеством звонков, которые не нужны. Михаил Шкляр также убежден, что чем дальше будет происходить роботизация в медицинской сфере, тем больше будут ей доверять. "Недоверие, связанное с управление личным транспортом мне представляется хаосом на наших дорогах, однако это абсолютно не отменяет того, что, по моему мнению, достаточно в скором будущем беспилотные машины будут занимать свою нишу, ими будет пользоваться все большее количество людей. Да, какие-то казусы будут происходить, но в целом все будет нормально. Они в итоге будут чуть ли не популярнее обычных машин, в этом плане это огромная точка роста для всего рынка роботизации", - объясняет Михаил Шкляр.

Директор факультета робототехники и мехатроники университета "Синергия" Андрей Волостнов убежден, что все, что связано с домашним бытом, будет переходить в руки коботов – небольших коллаборативных роботов, которые станут готовить за людей или, например, убирать. Первое время, по мнению Андрея Волостнова, такие помощники по хозяйству будут относиться к товарам люксового сегмента, который по карману небольшому количеству граждан. Однако примерно через пять, как говорит Андрей Волостнов, лет коботы перейдут в масс-сегмент.

"Что касается телефонных звонков, то тут, на мой взгляд, идет речь не о доверии людей к роботам. Просто сейчас человек слишком перегружен большим количеством спам-звонков. Определители номера наподобие приложения от "Яндекса" не справляются с фильтрацией спама, потому что спамеры постоянно создают подменные номера, которые не распознают автоответчики. Человек может доверить работу фильтрацию спам-звонков от качественного потока информации. Робот будет брать трубку и человеческим голосом отвечать на звонки, в течение примерно пяти секунд определять, спам это или ценная информация, а затем передавать разговор хозяину или самостоятельно общаться по определённым скриптам", - подчеркивает Андрей Волостнов.

Новости из связанных рубрик