Регионы утвердили стратегии цифровой трансформации. В среднем документы включают в себя по 10 отраслей, которым регионы будут уделять наибольшее внимание.
© ComNews
06.09.2021

Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко сообщил об утверждении регионами стратегий цифровой трансформации.

"По поручению президента России регионы утвердили стратегии цифровой трансформации. До 1 июля документы были приняты на федеральном уровне, а теперь собственному плану цифровизации будут следовать субъекты страны. Минцифры провело большую работу по сопровождению стратегий, включая разработку типовой формы, корректировку программ и экспертизу вплоть до их утверждения. Для достижения цифровой зрелости необходимы единые подходы в отраслях и регионах. Теперь у нас есть провязанные между собой федеральные стратегии и стратегии в субъектах, их реализация позволит нам достичь показателей национальной цели "Цифровая трансформация", - сказал Дмитрий Чернышенко.

Вице-премьер также отметил, что стратегии регионов включают более 4,6 тыс. проектов. "Самые важные направления - это цифровизация госуслуг и переход субъекта на надежную и современную ИТ-инфраструктуру", - уточнил он.

Независимый эксперт по рынкам ИТ и телеком Вадим Плесский уверен: надежная и современная ИТ-инфраструктура - это база для успешного функционирования любой компании, государства и региональных государственных структур в том числе. По его мнению, государственная инфраструктура в области ИТ должна быть унифицирована и по возможности централизована. Эксперту непонятно, зачем каждому из регионов создавать собственную инфраструктуру: это дорого и неэффективно. "Принятие общей или "шаблонной" стратегии, которую будут использовать регионы, - это шаг в нужном направлении. Но надо идти дальше. Должны быть унифицированы центры обработки данных (ЦОДы), используемое в них системное и прикладное программное обеспечение. В заявлении Дмитрия Чернышенко об этом ничего не говорится. Отдельных федеральных и региональных стратегий быть не должно. Должна быть единая стратегия для всех российских государственных органов, и в рамках нее прописаны роли исполнителей и заказчиков, их зоны ответственности", - считает Вадим Плесский.

В среднем стратегии включают в себя по 10 отраслей, которым регионы будут уделять наибольшее внимание. Максимальное количество направлений цифровизации у Пермского края (18), Чувашии (17), Забайкальского края (16), по 15 отраслей включили Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан и Курская область.

"Минцифры России сформировало план-график по разработке проектов стратегий и организовало разъяснительные совещания для регионов с привлечением отраслевых федеральных госорганов. Впервые все стратегии были подготовлены по типовой форме с использованием информационной системы. На каждом этапе Минцифры координировало работу отраслевых ФОИВ в части проверки документов, подготовки рекомендаций и замечаний. Особый акцент в документах сделан на качестве предоставления государственных услуг гражданам. Органы власти, которые оказывают гражданам различные социальные услуги, будут планово переводить самые востребованные из них в электронный вид. В стратегиях также указаны программные продукты на базе отечественных технологий, что является ключевым мероприятием, помогающим обеспечить независимость российской инфраструктуры и защищенность киберпространства", - отметил заместитель директора департамента координации программ и проектов Минцифры Юрий Зарубин.

Вадим Плесский указал, что непонятно, какие конкретно программные продукты на базе отечественных технологий планируется использовать.

"В России есть очень хорошие собственные разработки, и есть достаточно сомнительные решения. Качественное предоставление государственных услуг гражданам можно только приветствовать. Однако все мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда веб-сайт какого-либо государственного органа не работает, форму заполнить нельзя, ответ не приходит и т.п. Из заявленного Дмитрием Чернышенко непонятно, проводились ли пилотные проекты с использованием этих продуктов, если да - то где и каков результат этих пилотных проектов", - пояснил эксперт.

Он отметил, что денег для закупки оборудования и ПО достаточно. "Однако есть серьезный кадровый голод, и в ближайшие два-три года он никуда не исчезнет - наоборот, нехватка квалифицированных специалистов будет увеличиваться. И основные проблемы у регионов будут с кадрами. Лучшие специалисты уже уехали в Москву или иммигрировали в другие страны, и регионам придется довольствоваться тем, что есть на местах. Описанные в заявлении меры должны привести, в теории, к качественному предоставлению государственных услуг во всех регионах России. Однако с учетом замечаний выше маловероятно, что региональные проекты будут реализованы в полной мере в обозримом будущем", - прокомментировал Вадим Плесский.

Директор по развитию национальных проектов компании Softline Андрей Шолохов считает, что в подавляющем большинстве регионов недостаточно ресурсов как денежных, так и профессиональных для активной цифровой трансформации. "В этой связи 80-90% региональной цифровой повестки определяется федеральными программами и субсидиями. Разработанные региональные стратегии цифровой трансформации также во многом сформированы из списка проектов, которые сформулировали в Москве. Региону, по сути, нужно было лишь выбрать те проекты, которые он хотел бы реализовывать. Так как повестка региональных стратегий цифровой трансформации во многом определялась федеральным центром, то принятие данных стратегий в большинстве случаев приведет к масштабированию некоторых цифровых проектов, которые ранее были признаны успешными, - полагает Андрей Шолохов. - Ключевым риском подобного подхода может стать экономическая целесообразность внедрения тех или иных решений. Так, в СССР решение о строительстве метро в городе принималось в соответствии с численностью его населения. Метро - очень дорогой объект для строительства, поэтому нет смысла его строить в небольших городах. Также и с цифровыми решениями - например, с единой картой для оплаты всех видов общественного транспорта. Если для Москвы - это сверхуспешный имиджевый проект, также он имеет смысл для Петербурга и Московской области, то для провинциального города в 200 тысяч человек, возможно, экономического смысла в таком решении не будет. Успех региональных стратегий во многом будет определяться адекватностью цифровых проектов региональным экономическим реалиям".

Директор по региональной политике АНО "Цифровая экономика" Александр Зорин рассказал, что региональные стратегии цифровой трансформации призваны сформировать и закрепить системный, сбалансированный подход к развитию цифровой экономики в конкретном субъекте РФ, учитывая достижение федеральных целей и задач, особенности, ограничения и приоритеты социально-экономического развития регионов, их текущего статуса цифровизации, а также возможности существующих, прежде всего российских технологических решений и практик, эффективных кейсов их применения. "В конечном итоге от "лоскутной" цифровизации мы должны перейти к понятной государственной политике масштабных цифровых преобразований в субъектах РФ, - пояснил он корреспонденту ComNews. - Для реализации стратегий регионы должны "погрузить" стратегические инициативы в соответствующие государственные программы. При этом здесь регионам важно принимать во внимание, в том числе с учетом их различного уровня бюджетной обеспеченности, возможности реализации проектов по моделям частно-государственного партнерства или взаимодействия. Такие кейсы есть у нас, в базе эффективных кейсов организации "Цифровая экономика", например, в сфере транспорта, образования, городского хозяйства. Кроме этого, бесспорно, что часть проектов потребуют бюджетных затрат со стороны регионов. Здесь, мне кажется, важно рассматривать цифровые технологии как ключевой инструмент в решении задач социально-экономического развития, приоритезировать проекты с точки зрения значимости, масштабности ожидаемых результатов, руководствоваться принципом бюджетной эффективности и результативности, относиться к этим расходам как к бюджетным инвестициям, которые должны дать явный положительный экономический, социальный или управленческий эффект". По мнению Александра Зорина, в краткосрочной перспективе необходимо сделать анализ реализации региональных стратегий, в том числе в рамках вопроса о необходимости и целесообразности принятия дополнительных мер поддержки цифровой трансформации в субъектах РФ.

Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал считает, что стратегия цифровой трансформации регионов - необходимый шаг в госуправлении, который позволит в едином формате готовить документацию, собирать данные по регионам, разрабатывать и утверждать бюджет, рассматривать различные региональные и федеральные проекты по развитию, причем все это в оптимально удобном виде и оперативно. "Регионы получают единый стандарт работы, который не допускает разночтений, имеет ряд готовых алгоритмов, это удобный рабочий инструмент для госчиновников на местах. Как в очень крупной организации важно быстро и в едином стиле готовить документы, проекты, согласовывать их, получать обратную связь и т.д., так и в государственном управлении появляется нужная управленческая технология. Что сделает в целом менеджмент государственных структур более качественным и быстрым. Главное, к чему приведет такая цифровая трансформация - это получение большого объема данных от регионов и возможность оперативного взаимодействия с центром. Именно это нужно федеральным округам, областям, небольшим поселениям - вся технология госуправления становится более понятной и оперативной. А это, в свою очередь, скажется и на качестве жизни людей, ведь все решения будут приниматься быстрее, не будет длительных согласований и разночтений информации между чиновниками разного уровня", - прокомментировал Павел Сигал.

Директор по Big Data компании "ВС Лаб" Владимир Базылев рассказал, что ускорение процесса цифровизации регионов будет происходить в первую очередь за счет внедрения систем и технологий умных городов, а также интеграции и объединения цифровых баз данных различных ведомств.

"В частности, упростятся процедуры получения любых госуслуг, а также документов и справок. Если говорить про цифровые системы безопасного города, то в первую очередь должна быть внедрена система управления дорожным движением и контроля скорости, которая позволит обеспечить безопасность и снизить аварийность на дорогах. Любые системы видеонаблюдения, которые будут внедряться, должны обеспечивать безопасность жителей за счет локального отслеживания ситуации в городе, в частности речь идет о мониторинге чрезвычайных происшествий, массовых мероприятий и др. За счет видеофиксации и технологий распознавания лиц данные системы могут повысить раскрываемость совершаемых в регионе преступлений. В результате все эти действия должны привести к повышению качества и комфорта жизни жителей регионов", - уверен Владимир Базылев.

Новости из связанных рубрик