Точка зрения / октябрь 2021
Энциклопедия Starlink. Год спустя

Сергей
Пехтерев

к.т.н., акционер ГК AltegroSky
© ComNews
12.10.2021


Уважаемые читатели, вашему вниманию предлагается продолжение "Энциклопедии Starlink", опубликованной год назад. Сейчас перед вами обзор событий, достижений и проблем, которые произошли в жизни этого проекта за прошедший год. Если вы не читали первую часть, то очень рекомендую с нее начать, так как во второй части для экономии времени читателя опущено описание деталей проекта, которые остались в этот период неизменными. Также для простоты восприятия структура текста и оглавление отдельных разделов оставлены неизменными. Итак, прошел почти год с момента выхода "Энциклопедии Starlink", проект интенсивно развивался, и тем, кто внимательно за ним следил, открывались его новые стороны и детали.

Итак, что же нового произошло за это время?

Сергей Пехтерев,

к.т.н., акционер ГК AltegroSky

s.pekhterev@altegrosky.ru

Энциклопедия Starlink. Год спустя

Основные cобытия проекта (c 1 ноября 2020 года по настоящее время)

1 ноября 2020 г. - SpaceX получает одобрение от ISED (Innovation, Science and Economic Development Canada) на использование частот и, соответственно, легальную работу в Канаде.

14 ноября 2020 г. - SpaceX начал рассылать терминалы для публичного бета-тестирования абонентам в Канаде, живущим южнее 50-й параллели.

25 ноября 2020 г. – 16-й пуск 60 космических аппаратов Starlink (15-й пуск спутников версии 1.0).

2 декабря 2020 г. - SpaceX получил разрешение на использование частотного ресурса на территории Аргентины для сервиса Starlink.

7 декабря 2020 г. - FCC объявляет, что SpaceX получит $885,5 млн за то, что обеспечит подключение 642 925 домов по программе RDOF (сельский интернет).

18 декабря 2020 г. - SpaceX получил разрешение на использование частотного ресурса на территории Германии для сервиса Starlink.

Вторая половина декабря 2020 г. - SpaceX начал рассылать терминалы для публичного бета-тестирования абонентам в Великобритании, живущим южнее 50-й параллели.

24 декабря 2020 г. - SpaceX сообщает о первой модернизации сети и исправлении выявленных к этому моменту проблем: улучшение NAT для онлайн-игр, устранение потерь пакетов при использовании приставки Х-box, реализован режим Snow Melt Mode, при котором антенна выделяет дополнительное тепло для таяния снега на антенне.

10 января 2021 г. - SpaceX получил разрешение на использование его сервиса в Великобритании, Германии, Греции и Австралии.

20 января 2021 г. - 17-й пуск 60 космических аппаратов Starlink (16-й пуск спутников версии 1.0).

24 января 2021 г. - первый пуск 10 космических аппаратов Starlink версии 1.0 на полярную орбиту.

24 января 2021 г. - опубликован снимок оборудования InterSatellite Link на спутниках для миссии Transporter 1 с информацией, что они станут стандартной комплектацией для всех ИСЗ в 2022 году.

28 января 2021 г. - в документе, направленном SpaceX в FCC, сообщается, что размер сети Starlink достиг 10 тысяч терминалов.

4 февраля 2021 г. - 18-й пуск 60 космических аппаратов Starlink (17-й пуск спутников версии 1.0).

15 февраля 2021 г. - Нигерия выдала разрешение на работу SpaceX в стране.

16 февраля 2021 г. - 19-й пуск 60 космических аппаратов Starlink (18-й пуск спутников версии 1.0).

4 марта 2021 г. - 20-й пуск 60 космических аппаратов Starlink (19-й пуск спутников версии 1.0). Всего запущено 1205 ИСЗ , на орбите 1143 ИСЗ.

5 марта 2021 г. - SpaceX направил в FCC запрос на получение разрешения для работы абонентских терминалов in motion (в движении).

11 марта 2021 г. - 21-й пуск 60 космических аппаратов Starlink (20-й пуск спутников версии 1.0). Всего запущено 1265 ИСЗ.

14 марта 2021 г. - 22-й пуск 60 космических аппаратов Starlink (21-й пуск спутников версии 1.0). Всего запущено 1325 ИСЗ.

18 марта 2021 г. - SpaceX и NASA подписали Соглашение о взаимной координации для повышения безопасности полетов в космос и уменьшения риска столкновения.

24 марта 2021 г. - 23-й пуск 60 космических аппаратов Starlink (22-й пуск спутников версии 1.0). Всего запущено 1385 ИСЗ.

7 апреля 2021 г. - 24-й пуск 60 космических аппаратов Starlink (23-й пуск спутников версии 1.0). Всего запущено 1445 ИСЗ.

16 апреля 2021 г. - в твите Маск сообщает о возможном окончании бета-тестирования этим летом.

19 апреля 2021 г. - появилась информация о переговорах SpaceX с Министерством связи Казахстана

23 апреля - ирландская дочка SpaceX STARLINK INTERNET SERVICES LIMITED получила лицензию на услуги связи в Польше

27 апреля 2021 г. - FCC разрешило SpaceX изменить орбиту с 1100+ км для ИСЗ второго этапа на 540-570 км в соответствии с запросом SpaceX от 17 апреля 2020 года.

28 апреля 2021 г. - 25-й пуск 60 космических аппаратов Starlink (24-й пуск спутников версии 1.0). Всего запущено 1505 ИСЗ.

28 апреля 2021 г. - появилась информация о тестировании Starlink на территории Ирландии

4 мая 2021 г. - 26-й пуск 60 космических аппаратов Starlink (25-й пуск спутников версии 1.0). Всего запущено 1565 ИСЗ.

9 мая 2021 г. - 27-й пуск 60 космических аппаратов Starlink (26-й пуск спутников версии 1.0). Всего запущено 1625 ИСЗ.

13 мая 2021 г. - началось бета-тестирование в Нидерландах (499 евро за терминал и 99 евро в месяц).

15 мая 2021 г. - 28-й пуск 52 космических аппаратов Starlink (27-й пуск спутников версии 1.0). Всего запущено 1677 ИСЗ.

26 мая 2021 г. - 29-й пуск 60 космических аппаратов Starlink (28-й пуск спутников версии 1.0). Всего запущено 1737 ИСЗ.

3 июня 2021 г. - началось бета-тестирование в Австрии.

29 июня 2021 г. - Илон Маск сообщает, что в сети работает 69 420 терминалов.

30 июня 2021 г. - попутный запуск трех ИСЗ на полярную орбиту в ходе миссии Transporter2. Всего запущено 1740 ИСЗ.

27 июля 2021 г. - SpaceX в письме в FCC сообщает, что в сети работает 90 тысяч терминалов, а сервис предоставляется в 12 странах.

27 июля 2021 г. - SpaceX в письме в FCC уточняет параметры будущего поколения Starlink Generation2 и используемых в нем частотных диапазонов.

5 августа 2021 г. - стало известно о начале бета-тестирования на территории Португалии.

7 августа 2021 г. - стали известны планы по приобретению SpaceX компании SWARM - оператора спутниковой сети из 150 ИСЗ SpaceBee для услуг IoT.

15 августа 2021 г. - появилась информация о переговорах по организации сервиса Starlink в Грузии.

20 августа 2021 г. - ирландская "дочка" SpaceX STARLINK INTERNET SERVICES LIMITED получила лицензию на услуги связи в Чехии с 1 сентября 2021 года.

21 августа 2021 г. - Шотвелл сообщает, что в сети Starlink более 100 тысяч терминалов.

21 августа 2021 г. - Шотвелл сообщает, что бета-тестирование будет продолжаться.

21 августа 2021 г. - Шотвелл сообщает, что следующие ИСЗ Starlink будут модернизированы (оснащены оборудованием InterSatellitelink).

23 августа 2021 г. - Маск сообщает, что отгружен стотысячный терминал Starlink.

1 сентября 2021 г. - Илон Маск сообщил, что лазерные каналы начнут работать через четыре-шесть месяцев .

10 сентября 2021 г. - на сайте SpaceX появилось объявление о начале предоставления сервиса в Польше.

11 сентября 2021 г. - сообщается, что KDDI (второй по размеру сотовый оператор Японии) начнет тестирование сервиса SpaceX для подключения своих базовых станций в труднодоступных местах.

14 сентября 2021 г. - на сайте SpaceX появилось объявление о начале предоставления сервиса в Италии.

15 сентября 2021 г. - первый массовый запуск с космодрома Вандерберг на полярную орбиту 51 ИСЗ Starlink. Все ИСЗ с лазерными каналами связи. Всего запущено 1788 ИСЗ.

17 сентября 2021 г. - Илон Маск объявил в твиттере, что в октябре 2021 года начнется выход из режима бета-тестирования.

30 сентября 2021 г. - на сайте SpaceX появилось объявление о начале предоставления сервиса в Чехии.

Цели и стоимость проекта

Цель проекта, как и ранее, сформулирована крайне расплывчато - можно считать, что это обеспечение всех землян интернетом в любом месте их проживания.

Стоимость проекта также пока неизвестна, в том числе и самому Илону Маску. Последнее известное его высказывание на эту тему, сделанное в ходе видеовыступления для Конгресса мобильной связи в Барселоне 29 июня 2021 года, звучит так: "Может, мы потратим 5 миллиардов долларов до того момента, пока выйдем на положительный cash flow, а может, даже 10… нам предстоят большие инвестиции, мы должны сделать наш интернет таким же дешевым, как с геостационарных спутников, поэтому со временем эта сумма может и удвоиться, и утроиться."

В середине февраля 2021 года SpaceX закрыл очередной раунд финансирования и привлек в капитал $850 млн по цене за акцию в $419,99, что на 60% выше предыдущей оценки от августа 2020 года, когда было привлечено $1,9 млрд. По состоянию на февраль 2021 года весь SpaceX был оценен в $72 млрд.

Состав группировки Starlink

Принципиальных изменений в конфигурации спутниковой группировки не произошло. Важнейшей победой SpaceX можно считать одобрение FCC изменения высоты орбиты для остальных спутников Кu/Ка-диапазона с 1100 до 560 км. Хотя заявка на это изменение подана SpaceX в FCC еще в апреле 2020 года, но встретила ожесточенное сопротивление конкурентов Starlink в лице ViaSat, Dish, Amazon и т.д., выдвигавших иногда абсолютно абсурдные возражения. После почти года обсуждений 27 апреля 2021 года заявка SpaceX одобрена FCC, и теперь группировка в Кa/Кu-диапазоне выглядит так:

Число орбит/плоскостей с данным наклонением

72

72

36

6

4

Кол-во спутников в каждой плоскости

22

22

20

58

43

Высота орбиты, км

550

540

570

560

560

Наклонение, град.

53

53,2

70

97,6

97,6

Всего количество ИСЗ немного уменьшилось с 4425 (заявка от 2016 года) и составляет сейчас 4408 аппаратов.

На данный момент уже запущено 1740 ИСЗ, из них 1727 на орбиту с наклонением 53 градуса, то есть, с учетом неисправных, общее количество спутников на орбите позволяет сказать, что формирование первого этапа из 72 плоскостей по 22 ИСЗ в каждой близко к завершению.

Архитектура сети Starlink

Так как архитектура сети весьма консервативна, то больших изменений тут произойти не могло. Тем не менее, исходя из заявлений SpaceX , можно выделить, помимо спутников, гейтвеев и абонентских терминалов, еще один элемент точки присутствия (PoP - Point of Present), где интернет-трафик поступает в сеть интернет. Для SpаceX стратегическим партнером и акционером является Google, поэтому его узлы и точки обмена трафиком с другими провайдерами и выступают в качестве PoP.


С точки зрения SpaceX, идеальный вариант - это размещение гейтвеев прямо на зданиях РоР, однако из-за особенностей частотного регулирования на территории США в Ка-диапазоне (он отдан наземным сетям) гейтвии Starlink пока приходится размещать в труднодоступных местах.

Также к настоящему времени стал более понятен принцип работы сети Starlink.

Вся территория земного шара разбита на ячейки (cell) диаметром 15 миль (24 км), площадь такой ячейки - 379,6 кв.км.


Размер ячейки, судя по всему, соответствует ширине луча антенны спутника при его направлении в надир, то есть строго вниз:

Рис. Варианты размеров ячеек при разных углах видимости ИСЗ
Рис. Варианты размеров ячеек при разных углах видимости ИСЗ

Простой арифметический подсчет показывает, что на поверхности Земли между 53 параллелями (эта площадь равна около 300 млн кв.км) расположено 794 тысячи таких ячеек, а при наличии на борту ИСЗ только восьми лучей шириной по 240 МГц (всего доступно только 2000 Мгц в одной поляризации) необходимо иметь почти 99 231 спутник для непрерывного обслуживания абонентов на Земле. Так как это нереально, то, скорее всего, в системе Starlink один луч спутника обслуживает последовательно несколько ячеек (технология beam hopping). Beam hopping не приводит к перерыву связи, так как для фазированных антенн с электронным управлением время переключения между различными направлениями составляет порядка 5-10 микросекунд, что намного меньше допустимого размера джиттера (25 миллисекунд) и типичной задержки в сети (30-50 миллисекунд). Ниже на рисунке показан принцип работы в сети Starlink.

Рис. Возможная схема работы луча спутника Starlink с несколькими ячейками
Рис. Возможная схема работы луча спутника Starlink с несколькими ячейками

Очевидно, что при таком режиме работы максимальная скорость зависит от того, сколько ячеек обходит (обслуживает) луч спутника за один цикл. Максимальная скорость передачи на линии ИСЗ - абонент можно вычислить, зная отношение сигнал/шум (обычно обозначается EbNo), данный параметр (SNR - Signal Noise Ratio) у терминала Starlink находится на уровне в 11,5-12,5 дБ.

Рис. Пример величин параметра SNR (отношение, сигнал, шум) на терминале
Рис. Пример величин параметра SNR (отношение, сигнал, шум) на терминале

EbNo в 12,5 дБ соответствует модуляции 16APSK…32APSK и позволяет получить до 3,5 бит на 1 Герц, то есть максимальная скорость, которую может обеспечить один луч спутника Starlink шириной 240 МГц, - не более 840 Мбит.

Рекорд скорости в сети Starlink - 542 Мбит показан в Германии в начале 2021 года, в самые первые недели действия сервиса там, в ситуации минимального числа открытых ячеек и количества абонентов в них .

Рис. Рекордный тест скорости в сети Starlink
Рис. Рекордный тест скорости в сети Starlink

Спутник Starlink

Согласно информации, которой делились специалисты SpaceX в публичных обсуждениях с фанатами проекта Starlink, компания непрерывно модернизирует свою технологию, однако это касается прежде всего аппаратной части. Изменения hardwаre, тем более ИСЗ, заметить сложнее. Самым известным является то, что для запуска на полярные орбиты (сейчас уже запущено 64 ИСЗ в трех пусках, используется модификация спутника с оборудованием для межспутниковых каналов связи.

Рис. Спутники Starlink c оборудованием для лазерной связи
Рис. Спутники Starlink c оборудованием для лазерной связи

Красным обведено оборудование для организации InterSatellitelink.

1 сентября 2021 года Илон Маск сообщил, что лазерные каналы начнут работать через четыре-шесть месяцев.

Также по истечении почти двух лет с момента запуска первой партии спутников Starlink можно сделать первые выводы об их надежности. Так как этот вопрос был очень остро обсуждаем в связи с темой космического мусора и обвинениями SpaceX со стороны конкурентов, SpaceX пообещал , что будет каждые полгода сообщать в FCC о количестве неисправных ИСЗ и статусе их управляемости. Первый такой отчет опубликован в июне и охватывает период с декабря 2020 года по май 2021-го.



Итого 30 ИСЗ за полгода признаны SpaceX неработоспособными. Отметим, к чести SpaceX, высочайшую надежность служебного модуля, куда входят системы навигации, управления, энергообеспечения, телеметрии, двигательной установки. Практически все эти 30 ИСЗ управляемы и не представляют опасности для других спутников на орбите. Методом исключения можно сделать вывод, что проблема в модуле полезной нагрузки - антенн с фазированной решеткой, их приводов, передатчиков и блоков управления и т.д.

По гамбургскому счету к этим 30 надо добавить еще девять из таблицы 3, те ИСЗ версии 1.0, что в эти полгода сгорели в атмосфере, и Starlink 1939 у которого проблемы с солнечными батареями (см. таб. 4), - итого 40 ИСЗ. Тут тоже Илон Маск и SpaceX впереди всей планеты: никто из операторов не терял столько ИСЗ за столь небольшой период времени.


Так как проект Starlink не имеет аналогов и огромен по масштабам, нельзя вынести однозначный приговор - трагедия это или нет, тем более нет точной информации, что же произошло с 30 ИСЗ и почему SpaceX отказался продолжать их эксплуатацию. Если мы, отнесем 40 ИСЗ к 1700 выведенным на орбиту, то аварийность составляет где-то 2,5% за полгода, или 5% группировки в год.

В июне 2021 года Илон Маск анонсировал, что следующим этапом развития спутниковой группировки будет модификация спутника, или "версия 1.5", но даты начала их запуска или ТТХ не сообщались.

Необходимо отметить, что процесс вывода и разведения ИСЗ по их финальным рабочим орбитам представляет достаточно сложную и длительную операцию (около четырех месяцев). Этот процесс и все нюансы, которые необходимо учесть, хорошо отражены в данном видео.

https://youtu.be/VIQr1UyhwWk

Центр управления сетью

Центр управления сетью по-прежнему является самой непубличной частью проекта. Тем не менее в последних документах, поданных в FCС, SpaceX сообщил, как он называет эту структуру: network control and monitoring center (NCMC) - Центр управления и мониторинга сетью, NCMC находится в структуре SpacaX c названием Starlink network operations center (телефон: 360 780-3103, e-mail: satelliteoperators-pager@spacex.com), которая, естественно, работает круглосуточно - 7х24. Каждый абонентский терминал в сети опрашивается не реже чем один раз в 100 миллисекунд, проводится оценка его работоспособности и мощности излучения и при необходимости дается команда на выключение передачи. NCMC находится в Редмонде, штат Вашингтон.

Отдельно надо отметить, что управлением спутниками Starlink, оценкой их работоспособности и маневрами на орбите занимается другая структура SpaceX - mission control center.

Полный функционал NCMC до конца не ясен. Но учитывая слова Маска, что в Starlink каждые 15 секунд происходит анализ , какой ИСЗ оптимален для обслуживания определенной ячейки с абонентами, можно предположить, что именно NCMC, располагая самыми последними данными об орбите (она может меняться , например, для расхождения с космическим мусором), состоянии ИСЗ (вывод его для ремонта или регламентных работ, необходимости избежать интерференции с сигналом от ИСЗ на геостационарной орбите) и прочее, составляет некое расписание, согласно которому живет сеть . То есть определяется, какой ИСЗ будет обслуживать конкретную ячейку и, возможно, с какой частотой ее посещать. При этом можно предположить, что для простоты организации доступа в интернет каждая ячейка однозначно привязана к конкретному гейтвею и нет необходимости в перемаршрутизации трафика от одного гейтвея на другой для конкретной ячейки (абонента) .

Шлюзовые станции (гейтвеи)

Шлюзовые станции (GateWay) основная часть наземного комплекса, создаваемого SpaceX.

Основная часть гейтвеев SpaceX размещена на территории США, при этом сеть этих гейтвеев постоянно увеличивается.

Рис. Карта расположения гейтвеев на территории США, август, 2021
Рис. Карта расположения гейтвеев на территории США, август, 2021

Полный список известных мест расположения гейтвеев в сети SpaceX приведен в данной таблице.

Также сегодня имеется больше информации об устройстве самих гейтвеев

Рис. Внешний вид антенного поля гейтвея с размещением антенн  по принципу 3х3
Рис. Внешний вид антенного поля гейтвея с размещением антенн  по принципу 3х3.

Рис. Другой вариант размещения антенн в гейтвее - линейный: все 9 в одну линию
Рис. Другой вариант размещения антенн в гейтвее - линейный: все 9 в одну линию

Рис. Общий вид гейтвея Starlink
Рис. Общий вид гейтвея Starlink

Типовое количество антенн - девять. Что позволяет одному Гейтвею работать с четырьмя спутниками, каждый ИСЗ требует две антенны (одна "ведет" его, а вторая возвращается в исходное положение, чтобы навестись на новый ИСЗ. Девятая антенна, скорее всего, находится в горячем резерве.

Вот схема антенны, которая при работе накрыта радиопрозрачным радомом:

Рис. Схема антенны гейтвея
Рис. Схема антенны гейтвея

Рис. Схема антенны гейтвея
Рис. Схема антенны гейтвея

Судя по фото, радиочастотное оборудование собирается в самом SpaceX из узлов внешних поставщиков.

Рис. Фото aнтенны и радиочастотного оборудования гейтвея
Рис. Фото aнтенны и радиочастотного оборудования гейтвея

Базовые характеристики антенны гейтвея приведены в следующей таблице:


Радиочастотные параметры антенны гейтвея приведены в таблице:


Как видно из таблицы, антенна гейтвея поставляется полностью собранная, включая бетонную опору весом 1200 кг.

Как видно из таблицы выше, сейчас на территории США находится 30 гейтвеев , уже получивших разрешение на частоты (работу) от FCC. Учитывая, что при полностью развернутой группировке первого этапа (72 плоскости по 22 ИСЗ = 1584 спутника) над территорией США находится примерно 60 ИСЗ, можно сказать, что сейчас один гейтвей обслуживает два спутника, то есть в два раза меньше его номинальных возможностей.

Тип

Диапазон частот

Расположение

Разрешение регулятора на работу

На территории США

В Ку-диапазоне для работы ИСЗ первой серии, версия 0.9

Шлюз

Ку

Мерриллан, Висконсин

Merrillan, WI

Нет

Шлюз

Ку

Гринвилл, Пенсильвания

Greenville, PA

Нет

Шлюз

Ку

Редмонд, Вашингтон

Redmond, WA

Нет

Шлюз

Ку

Хоторн, Калифорния

Hawthorne, CA

Нет

Шлюз

Ку

Норт-Бенд, Вашингтон

North Bend, WA

Нет

Шлюз

Ку

Конрад, MT

Conrad, MT

Есть

Шлюз

Ку

Макгрегор, Техас

McGregor, TX

Нет

Шлюз

Ку

Гонолулу, Гавайи

Honolulu, HI

Нет

В Ка-диапазоне для работы основной версии ИСЗ версия, 1.0 и выше

Шлюз

Ка

Мерриллан, Висконсин

Merrillan, WI

Есть

Шлюз

Ка

Гринвилл, Пенсильвания

Greenville, PA

Есть

Шлюз

Ка

Редмонд, Вашингтон

Redmond, WA

Есть

Шлюз

Ка

Хоторн, Калифорния

Hawthorne, CA

Есть

Шлюз

Ка

Конрад, MT

Conrad, MT

Нет

Шлюз

Ка

Лоринг, ME

Loring, ME

Есть

Шлюз

Ка

Калама, Вашингтон

Kalama, WA

Нет

Шлюз

Ка

Арбакл, Калифорния

Arbuckle, CA

Есть

Шлюз

Ка

Бикмантаун, штат Нью-Йорк

Beekmantown, NY

Нет

Шлюз

Ка

Панака, Невада

Panaca, NV

Есть

Шлюз

Ка

Чарльстон, штат Орегон

Charleston, OR

Есть

Шлюз

Ка

Бока-Чика, Техас

Boca Chica, TX

Есть

Шлюз

Ка

Макгрегор, Техас

McGregor, TX

Есть

Шлюз

Ка

Литчфилд, Коннектикут

Litchfield, CT

Нет

Шлюз

Ка

Уоррен, Миссури

Warren, MO

Есть

Шлюз

Ка

Немаха, NE

Nemaha, NE

Есть

Шлюз

Ка

Манистик, Мичиган

Manistique, MI

Нет

Шлюз

Ка

Слоуп-Каунти, Северная Дакота

Slope County, ND

Есть

Шлюз

Ка

Аделанто, Калифорния (область Лос-Анджелеса)

Adelanto, CA (LA area)

Есть

Шлюз

Ка

Касс-Каунти, Северная Дакота

Cass County, ND

Есть

Шлюз

Ка

Сандерсон, Техас

Sanderson, TX

Есть

Шлюз

Ка

Спрингер, хорошо

Springer, OK

Есть

Шлюз

Ка

Колберн, ID

Colburn, ID

Нет

Шлюз

Ка

Butte, MT

Butte, MT

Есть

Шлюз

Ка

Тионеста, Калифорния

Tionesta, CA

Есть

Шлюз

Ка

Хиттердал, Миннесота

Hitterdal, MN

Есть

Шлюз

Ка

Бэксли, Джорджия

Baxley, GA

Есть

Шлюз

Ка

Робертсдейл, Алабама

Robertsdale, AL

Нет

Шлюз

Ка

Проссер, Вашингтон

Prosser, WA

Есть

Шлюз

Ка

Roll, AZ

Roll, AZ

Нет

Шлюз

Ка

Вернон, Юта

Vernon, UT

Нет

Шлюз

Ка

Инман, К.С.

Inman, KS

Нет

Шлюз

Ка

Эванстон, Вайоминг

Evanston, WY

Есть

Шлюз

Ка

Пунта-Горда, Флорида

Punta Gorda, FL

Есть

Шлюз

Ка

Трейси-Сити, Теннесси

Tracy City, TN

Есть

Шлюз

Ка

Купарук АК

Kuparuk, AK

Есть

Шлюз

Ка

Гаффни, Южная Каролина

Gaffney, SC

Нет

Шлюз

Ка

Роббинс, Калифорния

Robbins, CA

Нет

Шлюз

Ка

Мудрый, Северная Каролина

Wise, NC

Нет

Шлюз

Ка

Мандале, Северная Каролина

Mandale, NC

Нет

Шлюз

Ка

Дюма, Техас

Dumas, TX

Нет

Шлюз

Ка

Хэмшир, Техас

Hamshire, TX

Нет

Шлюз

Ка

Марселл, Миннесота

Marcell, MN

Нет

Шлюз

Ка

Локпорт, Нью-Йорк

Lockport, New York

Нет

Шлюз

Ка

Хиллман, Мичиган

Hillman, MI

Нет

Шлюз

Ка

Бродвью, Иллинойс

Broadview, IL

Нет

Шлюз

Ка

Лоуренс, KS

Lawrence, KS

Есть

Шлюз

Ка

Норкросс, Джорджия

Norcross, GA

Есть

Шлюз

Ка

Форт-Лодердейл, Флорида

Fort Lauderdale, FL

Есть

Шлюз

Ка

Луненбург, VT

Lunenburg, VT

Нет

Шлюз

Ка

Салливан, штат Мэн

Sullivan, ME

Нет

Шлюз

Ка

Кетчикан, АК

Ketchikan, AK

Нет

Шлюз

Ка

Ролетт, Северная Дакота

Rolette, ND

Нет

Шлюз

Ка

Фэрбенкс, AK

Fairbanks, AK

Нет

Шлюз

Ка

Нью-Браунфелс, Техас

New Braunfels, TX

Нет

Шлюз

Ка

Ном, AK

Nome, AK

Есть

Шлюз

Ка

Кенансвилл, Флорида

Kenansville, FL

Нет

Шлюз

Ка

Эльберт, Колорадо?

Elbert, CO?

Нет

В отличие от высказанной в первой версии Энциклопедии точки зрения, что каждый гейтвей имеет резервированное энергообеспечение и резервный канал в интернет, по последним заявлениям SpaceX , гейтвеи не имеют резервирования ни по энергообеспечению (нет резервного дизель-генератора), ни по оптике. Резервирование обеспечивается географически - по утверждению SpaceX, гейтвеи размещены по территории США таким образом, чтобы каждый ИСЗ находился в зоне видимости по минимуму трех гейтвеев.

Абонентский терминал

К сентябрю 2021 года, SpaceX установил, по словам Гвинн Шотвелл, президента SpaceX, более 100 тысяч абонентских терминалов. На массовом рынке имеется практически одна модель абонентского терминала, внешне неизменная с момента начала бета-тестирования.

Тем не менее определенные изменения в его "внутреннем" устройстве происходили, что отмечено исследователями, "вскрывавшими" терминал. Последнее такое исследование датируется началом июля 2021 года, и с ним можно ознакомиться здесь:

https://www.youtube.com/watch?v=omScudUro3s

Основными направлениями доработки терминала стало программное обеспечение и пользовательский интерфейс (то есть приложение для смартфонов), которым пользуется абонент.

В марте 2021 года SpaceX подал заявку SES-LIC-INTR2021-00934 на вариант терминала SpaceX для работы в движении. Его фирменное наименование - ESIM-1 (Earth Station In Motion). Его параметры идентичны пользовательскому терминалу, участвующему в бета-тестировании.

Летом 2021 года SpaceX подал заявки на два дополнительных варианта терминала SpaceX . Первая, от 8 июня 2021 года (SES-LIC-INTR2021-02141 ), говорит о терминале нового поколения (внутренний индекс "UTA-205/206/207.) с уменьшенным размером антенны (будет иметь, скорее всего, прямоугольную форму размером 29х48 см, и меньшую мощность приемопередатчика - 2,44 Вт, вместо нынешних 4 Вт.

Вторая заявка - SES-LIC-INTR2021-03015 от 3 августа 2021 года, о терминале HP ESIM, предназначенном для работы в движении вне корпуса автомобилей, судов или самолетов и в суровых климатических условиях.

"Эта высокопроизводительная модель HP ESIM (HP high-performance) будет работать с более высоким коэффициентом усиления и меньшей мощностью передачи (таким образом, сохраняя постоянную EIRP по сравнению с другими пользовательскими терминалами SpaceX), более высоким углом сканирования и функциями, которые делают устройство более прочным для использования в суровых условиях окружающей среды", - написала компания в своей заявке.

Основная задача SpaceX относительно терминала - это снижение его себестоимости. Генеральный директор SpaceX Шотвелл в апреле 2021 года сообщала, что в ходе постоянных усилий удалось снизить себестоимость терминала в два раза, с $3000 до $1500, а Илон Маск в июне 2021 года сказал, что себестоимость терминала - около $1000, и при переходе на новую модель терминала удастся снизить себестоимость ниже $1000. В планах компании также снизить и продажную цену терминала до $250-300. Очередная информация от Шотвелл в августе 2021 года также была о прогрессе в уменьшении себестоимости, но без каких-либо конкретных цифр. На данный момент можно смело утверждать, что для экономического успеха проекта Starlink себестоимость терминала - самый главный (хотя и не единственный) барьер.

Состояние группировки Starlink

По состоянию на середину августа 2021 года запущено 1740 спутников версии 1.0, в том числе 13 на полярную орбиту. Основная группировка из 1700+ спутников находится в 72 плоскостях с наклонением 53 градуса. Ожидается, что к сентябрю все запущенные весной и в начале лета спутники достигнут своих конечных орбит и первый этап сети Starlink можно будет считать завершенным.

Рис. Состояние группировки Starlink , август, 2021
Рис. Состояние группировки Starlink , август, 2021

Или в плоской проекции

Рис. Состояние группировки Starlink. Заполнение отдельных орбитальных плоскостей, август, 2021
Рис. Состояние группировки Starlink. Заполнение отдельных орбитальных плоскостей, август, 2021

Рис. Количество ИСЗ Starlink на орбите с наклонением 53 градуса на 19 августа 2021 года (в работе и резерве). По оси Y количество ИСЗ в плоскости. По оси Х - номер плоскости
Рис. Количество ИСЗ Starlink на орбите с наклонением 53 градуса на 19 августа 2021 года (в работе и резерве). По оси Y количество ИСЗ в плоскости. По оси Х - номер плоскости

В следующие запуски, планируемые в сентябре и позже, будет продолжено формирование полярной группировки на орбитах с наклонением 97 градусов (там сейчас находятся первые 64 ИСЗ. Их особенностью является наличие оборудования для межспутниковых оптических каналов связи (собственное название Starlink для них - SpaceLaser).

Бета-тестирование и сервис для абонентов

Программа бета-тестирования под названием Better as Nothing запущена 27 октября в северных Штатах США . На настоящий момент в ее рамках работает более 100 тысяч терминалов в 12 странах (предположительно в США - 90%). Участие в бета-тестировании платное: $499 стоит терминал и $99 - ежемесячная плата. Абонентам предлагается всего один тарифный план без ограничения трафика. Скорости (к абоненту) заявлены 50-150 Мбит, но максимально зафиксированная скорость составила 542 Мбит и была получена в Германии.

В рамках бета-тестирования постоянно устанавливаются новые версии программного обеспечения (прошивки) и новые версии приложений для смартфонов, которые позволяют контролировать состояние абонентского терминала и управлять им.

Бета-тестирование показало высокую устойчивость терминала и сервиса Starlink к низким температурам, включая обледенение антенн, а также к осадкам.

Несколько хуже оказалось влияние высоких температур. А в июле 2021 года с приходом жары терминалы начали выходить в аварийный режим при нагреве до 42 градусов по Цельсию.

Рис. Сообщение на терминале Starlink о его перегреве
Рис. Сообщение на терминале Starlink о его перегреве

Однако инженеры SpaceX выяснили, что проблема в настройках температурных границ и доработали ПО, которое сняло это ограничение и, возможно, установило его на более высоком уровне, как, например, у конкурентов из Hughes или Viasat - 50 градусов.

Основные недочеты в конструкции терминала, которые выявлены, - это конструкторское решение о неотделяемом от антенны кабеле стандарта PoE длиной в 100 футов. Для прохода в дом в стене дома надо сверлить отверстие диаметром 1 дюйм (25 мм) , что и сложно, и неэстетично, и его надо изолировать. Также многие абоненты хотят нарастить длину кабеля, однако это невозможно. При этом повреждение кабеля (зубами животных или газонокосилкой), по сути, требует полной замены терминала.

Достаточно редким явлением оказалось замерзание электропривода и забивание его льдом.

Рис. Сообщение на терминале Starlink о забивании мотора льдом
Рис. Сообщение на терминале Starlink о забивании мотора льдом

Эта проблема не настолько критична, если терминал рядом и его можно отогреть, в любом случае, из-за того что антенна терминала, как правило, не двигается в процессе работы, эта проблема не является массовой.

Также зафиксирован эпизод, когда молния ударила в металлический забор, внизу которого шел кабель от терминала в дом. Разряд ушел в кабель, проник по нему в дом и уничтожил блок питания со взрывом и возгоранием и вывел из строя домашнюю технику .

Фото. Остатки блока питания терминала Starlink после поражения его разрядом молнии
Фото. Остатки блока питания терминала Starlink после поражения его разрядом молнии

Причиной этого является отсутствие заземления терминала (антенны) в месте ее установки. Единственное место заземления - это розетка для включения блока питания.

Также бета-тестирование выявило общую проблему для всех низкоорбитальных систем - им требуется чистое небо на все 360 градусов вокруг дома, что в северных штатах США достаточно сложно обеспечить. Ниже приведены примеры, на что приходится идти абонентам Starlink, чтобы их терминал мог бесперебойно работать:



Фото установок терминала Starlink в лесистой местности
Фото установок терминала Starlink в лесистой местности

На данный момент не имеется других вариантов обеспечить непрерывность сервиса для абонентов, живущих в лесных массивах, кроме подобных конструкторских решений. Возможно, в будущем, после увеличения группировки практически в три раза до расчетных 4408 спутников, их плотность на орбите позволит ограничиться углами места в 60 и более градусов и работать практически со "дна колодца" между кронами деревьев. Но до этого момента необходимые углы места составляют от 40 градусов и требуют вынесения терминала высоко к уровню крон деревьев.

В апреле 2021 года Илон Маск сообщил о планах окончить сервис летом 2021 года.

Фото: Илон Маск сообщил о планах окончить сервис летом 2021 года
Фото: Илон Маск сообщил о планах окончить сервис летом 2021 года

Однако реальность оказалось сложнее: уже в конце августа президент SpaceX Гвинн Шотвелл сообщила: несмотря на то что группировка первой фазы из 72 плоскостей полностью сформирована , бета-тестирование продолжается.

17 сентября 2021 года Илон Маск снова объявил о выходе из бета-тестирования, обозначив срок его окончания "в октябре...".

Тем не менее результаты тестов, которые выкладывают в Сеть абоненты, показывают, что сервис пока отличается огромной волатильностью в части скорости доступа в интернет и времени задержки.

Рис. Пример волатильности параметров скорости передержки в сети Starlink, август, 2021
Рис. Пример волатильности параметров скорости передержки в сети Starlink, август, 2021

Также по-прежнему не удается избежать перерывов связи, что особенно чувствительно для видеоконференций и онлайн-видеоигр.

Рис. Пример перерывов связи в сети Starlink, август, 2021
Рис. Пример перерывов связи в сети Starlink, август, 2021

Рис. Пример перерывов связи в сети Starlink, август, 2021
Рис. Пример перерывов связи в сети Starlink, август, 2021

25 августа 2021 года произошла и первая серьезная глобальная проблема в сети Starlink, затронувшая не только США, но и сервис в Канаде, Германии , Австралии и Великобритании.

// There was a huge Starlink service outage today. Indications both from downdetector.com and the reddit forum suggest that the impact was worldwide (at the least, seen in USA, Canada, Australia, Germany, UK...) Here in Albuquerque, NM, USA the outage started between 6:20 and 6:25 a.m. MDT, and was initially out for about 20 minutes straight, with some subsequent recurrences.

По мере роста сети и нагрузки на гейтвеи, включения в сервис новых ячеек, гейтвеев и спутников, команда инженеров SpaceX практически еженедельно обновляет прошивки (варианты ПО, загружаемые в абонентские терминалы). В большей части это приводит к положительным результатам - увеличению скорости или уменьшению перерывов связи, однако иногда предложенный вариант, оказывается хуже предыдущего:

Фото сообщения техподдержки Starlink о неудачной версии ПО. Опубликовано в сети "Реддит"
Фото сообщения техподдержки Starlink о неудачной версии ПО. Опубликовано в сети "Реддит"

Таким образом, впереди у SpaceX очень большой объем работы.

Пропускная способность сети Starlink

Помимо себестоимости терминала, это второй по важности параметр, определяющий экономический успех проекта. В первой заявке, поданной SpaceX в FCC еще в 2016 году, указывалось, что пропускная способность одного спутника составит 17-23 Гбит/с, и усредненно принималась как 20 Гбит/с. Данный расчет можно подтвердить частотным диапазоном, которым располагают спутники Starlink, - 10700-12700 МГц на линии ИСЗ - Земля и 1400-14500 МГц на линии Земля - ИСЗ. В сумме это 2000 МГц вниз (с учетом двух поляризаций - 4000 МГц). При заявленных в 2016 году в проекте модуляциях 64QAM можно ожидать спектральной эффективности до 6 бит/Гц - например, 64QAM с FEC 0,87 обеспечивает спектральную эффективность 5,11 бит/Гц, и c учетом неизбежных потерь на передачу служебной информации, защитных интервалов и т.д. и т.п. оценка в 20 Гбит на один спутник является вполне достоверной.

Однако на данный момент в процессе бета-тестирования реальная пропускная способность для сервиса с абонентами оказалась значительно ниже.

Во-первых, в настоящее время используется только одна поляризация (для абонентского терминала это правая), то есть доступный для использования абонентами частотный диапазон - это 2000 МГц (на линии космос - абонент) .

Во вторых, отношение сигнал-шум для терминала близко к 12 дБ, что не позволяет говорить о модуляции 64QAM (там нужно иметь Eb/No более 17) и скорее характерно для модуляции 16 PSK…32 APSK и спектральной эффективности 3,5 бит/Гц. Расчет linkbudget показал, что максимальный запас по Eb/No равен 14,4 дБ, что соответствует в идеальном случае максимальной модуляции 32 АPSK и FEC =4/5, то есть спектральная эффективность - 3,79 бит/Гц. Для линии абонент-уосмос, согласно расчетам, ситуация обстоит лучше - Eb/No равен 18,5 дБ и спектральная эффективность находится в районе 5 бит/Гц .

Тесты в Германии, которые проводились в минимально загруженной сети, для канала с частотным диапазоном 240/60 МГц показали скорости 542/39 Мбит.

Фото. Рекордный тест скорости в сети Starlink
Фото. Рекордный тест скорости в сети Starlink

Поэтому можно утверждать, что максимальная пропускная способность одного луча спутника Starlink при работе с нынешними абонентскими терминалами не превышает 760-800 Мбит, а всего спутника с восьмью лучами - не более 6,5 Гбит. В связи с чем уже сейчас в части ранее открытых для сервиса ячеек прекращено подключение новых абонентов:

Фото. Сообщение на сайте Starlink о невозможности нового подключения из-за переполнения ячейки
Фото. Сообщение на сайте Starlink о невозможности нового подключения из-за переполнения ячейки

В мае 2021 года в ответе на запрос комиссии при выдаче лицензии Универсального оператора (Eligible Telecommunications Carrier - ETC) в штате Вашингтон SpaceX сообщил, что пропускная способность его сети в Ка-диапазоне составляет 20 Гбит (то есть на линии гейтвей - спутник), не назвав цифр для Ку-диапазона, то есть линии спутник - терминал.


При этом отметим, что над континентальной территорией США при развернутых 1400+ спутниках первого этапа постоянно находится примерно 70-80 спутников:

Рис. Спутники Starlink (голубые точки), видимые с территории США на 3 сентября 2021 года
Рис. Спутники Starlink (голубые точки), видимые с территории США на 3 сентября 2021 года

Покрытие территории США если принять, что из 100 тысяч подключенных абонентов 90% находятся в США, то на один спутник с восьмью лучами сейчас приходится примерно 1200 абонентов, или менее 150 абонентов на одну ячейку, с территорией площадью примерно 400 кв.км. Кстати, согласно статистике, на такой площади в сельской местности США находится 2100 домов.

Столь большое отличие пропускной способности от заявленной (или ожидавшейся) в 2016 году, безусловно, повлияет на сроки окупаемости проекта. Возможно, в сети Starlink появится вторая сеть, например для правительства (военных), которая будет использовать вторую поляризацию и другие терминалы, работающие только на ней (подробнее в разделе "Starlink и Пентагон").

Starlink и программа RDOF

Программа RDOF, реализуемая федеральной комиссией по связи, предназначена для обеспечения жителей сельских районов США высокоскоростным интернетом. После подведения итогов SpaceX признана победителем в локациях, где находится 642 925 человек (или домов) в 35 штатах США. Space Exploration Technologies Corp. получит $885,5 млн за то, что обеспечит подключение. Средняя стоимость дотации за подключение одного дома составит $1377.


Рис. Список объектов, выигранных SpaceX
Рис. Список объектов, выигранных SpaceX

Однако история на этом не закончилась. У итогов аукциона нашлись многочисленные противники , которые в том числе оспорили не стролько выбор победителей, сколько выбор площадок, которые должны быть "интернетизированы" за счет бюджета. Расследование со стороны независимых аналитиков показало, что FCC, действительно, крайне механистически, без анализа подошла к этому вопросу. Вот несколько вопиющих случаев из портфеля участков, доставшихся SpaceX:

Международный аэропорт имени Джона Ф. Кеннеди в Нью-Йорке: Starlink выиграл субсидию на обслуживание аэропорта и прилегающих территорий в Квинсе. Красным цветом отмечены участки, которые должны быть интернетизированы SpaceX с помощью Starlink.


Международный аэропорт Ньюарк Либерти (практически это тот же Нью-Йорк): Starlink выиграла субсидию на обслуживание терминалов аэропорта и прилегающих территорий.


Международный аэропорт Логан (Бостон): сам аэропорт Логан не входил в список районов, отвечающих требованиям RDOF, но Starlink выиграл субсидии на многие из якобы необслуживаемых районов вокруг аэропорта.


Так как деньги еще не выделены и не направлены в компании-победители, а в самой FCC идет смена руководства (смена президента привела к смене директора), то конечные итоги, что получит SpaceX в результате, подводить рано.

Еще одна сложность, которую необходимо преодолеть SpaceX для получения этих субсидий, - это получение статуса Eligible Telecommunications Carrier (ETC) в каждом "выигранном" штате. Для этого необходимо обеспечить подключение сети Starlink к телефонной сети общего пользования в каждом штате, что может потребовать затрат как времени, так и денежных средств.

Предоставление услуг за пределами США и в России

За прошедший год SpaceX провел огромную работу по предоставлению своих услуг в других странах. После США услуги начали предоставляться на территории ее соседа Канады, потом пришел черед Европы, Австралии и Новой Зелаедии. В Европе услуги предоставляются в Великобритании, Франции, Германии, Португалии, известны установки в Дании, Ирландии, Нидерландах.

Стоимость услуг аналогична тарифам в США с переводом в евро или британский фунт.

В Чехии и Польше зарегистрированы дочерние компании, принадлежащие SpaceX.

Сложнее ситуация в Чили, где SpaceX пытается убедить Министерство связи Чили в целесообразности его работы в стране. Пока процесс ограничился строительством гейтвея и демонстрацией услуг на безвозмездной основе для социальных объектов.

Возможно, что аналогичная ситуация в Турции, где был сфотографирован гейтвей Starlink, полностью готовый к работе.

На территории бывшего СССР известно о встрече представителей SpaceX с чиновниками Казахстана, а также визите чиновников из Грузии в США с предложением организовать предоставление услуг Starlink на территории Грузии.

Относительно России нет информации о каких-то существенных переговорах по линии Минцифры - SpaceX. Официальная позиция SpaceX относительно предоставления сервиса в России выражена следующими словами , которыми отвечает сайт Starlink при проверке адреса в России на возможность внесения депозита на спутниковый терминал.

Фото сообщения на сайте Starlink на запрос о доступности сервиса в России
Фото сообщения на сайте Starlink на запрос о доступности сервиса в России

Отдельно отметим крайне интересную информацию о возможном случае тестирования терминала Starlink, опубликованную в блоге Эльдара Муртазина.

"В нашей деревне сосед привез комплект Starlink - спутникового интернета от Илона Маска и его SpaceX. Тем более что официально Starlink на территории России не работает, оборудование не прошло сертификацию, сама компания заявляет, что услуги не оказывает и вы пробуете такой интернет на свой страх и риск. У соседа было опасение, что его комплект просто не зафурычит (тем более что он оформлен на территории США на одного из бета-пользователей). ... У соседа не получилось просто установить антенну и начать пользоваться услугами Starlink, танцы с бубном продолжались больше двух недель, пока связь не случилась".

К сожалению, отсутствие каких-либо фото и скринов экрана не позволяет однозначно подтвердить эту историю. Тем не менее, с физической точки зрения, указанный эксперимент с использованием гейтвея, расположенного в Aerzen, Германия, возможен, но должен был проводиться при активнейшем участии специалистов SpaceX, работающих в NCMC.

Основным препятствием расширению услуг Starlink в других странах мира, помимо тех 16, где сервис в рамках бета-тестирования уже организован, является решение лицензионных вопросов, так как бизнес-модель Starlink - 100%-ное владение местной дочерней компанией, то есть отсутствие локальных партнеров, устраивает не так много правительств.

Starlink и Пентагон

За прошедший период ситуация сильно не изменилась - военные присматриваются к системе, отдельные подразделения Пентагона тестируют его для собственных нужд , но до стадии "принятие на вооружение" или заключение контракта на услуги" еще далеко, что, в общем, вполне объяснимо, так как сам сервис не вышел за рамки бета-тестирования даже для гражданского сектора. Можно отметить следующие мероприятия:

1. Тестирование ИСЗ Starlink с тактическим самолетом ВВС США, март 2021 года. SpaceX готовится к дальнейшему тестированию своего спутникового интернета Starlink на демонстрации для ВВС США, сообщила компания в запросе в Федеральную комиссию по связи. Компания сообщила, что работает с Ball Aerospace над этим тестом, а подрядчик предоставит антенны, необходимые для подключения к "тактическому самолету" .Испытание Starlink проводится в рамках программы оборонных экспериментов исследовательской лаборатории ВВС с использованием коммерческого космического интернета (DEUCSI).

2. Компания DUJUD (DBA Micro 3D Systems) объявила, что получила контракт от Командования специальных операций США (USSOCOM) на разработку энергоэффективного переносного терминала SATCOM для взаимодействия с сетью группировки коммерческих спутников Starlink компании SpaceX на низкой околоземной орбите (LEO). Упомянутый новый терминал будет иметь форм-фактор рюкзака с половиной размера нынешних терминалов STARLINK с потреблением энергии на 30-40% меньше при идентичных скоростях передачи данных. Базовая технология основана на первой в своем роде схеме 3D-антенны DUJUD, которая обеспечивает значительно более широкий угол сканирования) при одновременном снижении энергопотребления до уровня, при котором терминал будет работать от батареи.

Правительство США стремится добавить новую возможность для получения доступа к коммерческой сети STARLINK через технологию, предлагаемую DUJUD для приложений, требующих переносимости; указанная возможность ранее была недостижима из-за ограниченного угла сканирования обычных терминалов с фазированной решеткой. SATCOM. В настоящее время сложно - если не невозможно - использовать обычные терминалы для работы с движущимися объектами - в частности, когда человек находится в движении и нуждается в непрерывном подключении к интернету через созвездия спутников LEO. Двумерные антенны не могут обеспечить надежную связь.

Посредством этого контракта USSOCOM намеревается устранить фундаментальные ограничения в отношении систем двумерных фазированных антенных решеток, на которых основан терминал UT-1 от SpaceX. Разработка этого нового терминала SATCOM, основанного на запатентованной технологии 3D-антенны DUJUD (имеется заявка на патент), не только снизит энергопотребление на 40% и форм-фактор на 50%, но также позволит решить проблему высокой стоимости производства терминалов с ФАР.

Starlink и астрономы

Ряд мер, предпринятых SpaceX по уменьшению видимости спутников Starlink снизили накал страстей, кроме того, у сообщества астрономов есть понимание, что проблема не в одной группировке Starlink - на подходе OneWEB, Kuiper, китайская группировка и, возможно, российский "Марафон" с сотнями ИСЗ, поэтому данную проблему им придется решать комплексно и, похоже, самим.

Спутниковая задержка в сети Starlink

Компания OOKLA , владелец сервиса SpeedTest, провела анализ тестов, которые сделаны в этой системе, и сравнила, что показывают результаты тестов Starlink относительно тестов на сетях других провайдеров.

https://www.speedtest.net/insights/blog/starlink-q1-2021/

Средние значения задержки на Starlink наблюдались от 31 мс (округ Киттитас, Вашингтон) до 88 мс (округ Отсего, штат Мичиган). В Канаде задержка Starlink была выше во всех исследованных провинциях в течение I квартала 2021 года. При средних значениях задержки от 34 мс (BC) до 61 мс (Саскачеван).

Чтобы конкурировать за дотации Фонда развития цифровых технологий в сельских районах (RDOF) FCC , провайдеры должны соответствовать минимальному уровню задержки в 100 мс, таким образом, сервис Starlink этому критерию полностью соответствует. Однако негативным является упомянутый ранее факт очень большой нестабильности канала, когда задержка меняется от 27 мс до 400+ мс.

Фото. Пример значений спутниковой задержки в сети Starlink
Фото. Пример значений спутниковой задержки в сети Starlink

Заключение

Безусловно, прошедший год был очень продуктивным для проекта Starlink, в соревновании с прямыми конкурентами в США - спутниковыми операторами HughesNet и ViaSat - Starlink вне конкуренции, его превосходство настолько высоко, что ему готовы прощать все нерешенные проблемы со стабильностью сервиса. Также сильны позиции Starlink при конкуренции с DSL-сервисами сельских операторов связи или с беспроводным доступом от сотовых операторов (в ряде локаций). При этом абоненты, подключенные по оптике, интересуются Starlink скорее из любопытства, ибо никаких преимуществ Starlink для них не дает (кроме как резервирование канала связи).

Огромную работу проделал департамент, отвечающий за поддержку клиентов, сейчас абоненты получили очень продвинутое приложение для смартфона, позволяющее весьма качественно оценивать сервис и обеспечить взаимодействие со службой hotline.

Однако пока далеки от решения вопросы стабильности сервиса, есть большие сомнения в соответствии реальной пропускной способности сервиса ранее озвученным величинам. Пока, каждый подключаемый абонент приносит SpaceX чистый убыток не менее $1000, то есть весь следующий год этот абонент не приносит прибыли, а с учетом расходов на поддержание сервиса и наземную инфраструктуру, то скорее всего два.

Тем не менее сейчас инвесторы верят в SpaceX и готовы инвестировать в него, и нам предстоит узнать, была оправданна вера инвесторов в проект Starlink, который, по мнению некоторых финансовых аналитиков, должен принести SpaceX миллиарды долларов ежегодного дохода и десятки миллиардов при его выделении и проведении IPO, или нет…