Научно-исследовательское беспилотное судно "Пионер-М", на котором впервые в России будет применяться технология безэкипажного судовождения, введено в эксплуатацию. Проект реализован при поддержке Минобрнауки и АСИ, стратегическим партнером выступил Центр судоремонта "Звездочка" (входит в Объединенную судостроительную корпорацию).
© ComNews
27.09.2021

Проект разрабатывали студенты из семи вузов страны - Петербурга, Калининграда, Архангельска, Нижнего Новгорода, Казани и Владивостока.

Заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко отметил, что "Пионер-М" - первый федеральный проект по созданию НИС с участием студентов страны. Он строится для Севастопольского государственного университета и представляет собой маломерное научно-исследовательское судно (НИС) катамаранного типа с корпусом из композитных материалов. Судно предназначено для широкого спектра комплексных научно-исследовательских работ в прибрежных районах Черного моря, в том числе океанографических, гидробиологических, гидрохимических, геоморфологических, гидроакустических и водолазных работ.

НИС "Пионер-М" будет обладать технологиями безэкипажного судовождения благодаря интегрированной системе управления и взаимодействия с морскими мобильными научно-исследовательскими лабораториями. Планируется круглогодичная эксплуатация судна в акваториях Черного и Азовского морей.

Длина судна составляет около 26 м, ширина - 9 м, максимальная скорость - 10 узлов. Оно может работать автономно в течение пяти суток, дальность плавания составляет 500 миль, водоизмещение - 114 т.

Глава ОСК Алексей Рахманов видит "Пионер-М" в ближайшем будущем "беспилотным автомобилем" на воде. "А это не только минимизация издержек при строительстве судов, удешевление перевозок, но и снижение экологической нагрузки на акватории рек и морей", - подчеркивает Алексей Рахманов.

Президент Sitronics Group Николай Пожидаев отмечает, что автономное судовождение - это одна из ключевых технологий, которая должна кардинально повысить эффективность работы всей мировой отрасли за счет снижения эксплуатационных расходов и увеличения средней коммерческой скорости морских грузоперевозок. "Немаловажным фактором является то, что, помимо экономических выгод, автоматизация судоходства решает также вопросы безопасности и снижения влияния человеческого фактора в морской логистической отрасли, предотвращает аварии и экологические катастрофы. Поэтому этот вопрос находится в фокусе внимания и ведущих стран, и Международной морской организации (ИМО)", - подчеркивает Николай Пожидаев.

Также, отмечает Николай Пожидаев, автономное судовождение включено в список проектов-маяков - стратегических инициатив социально-экономического развития страны, в которых задействованы частный бизнес, наука, технологические стартапы, государственные корпорации.

Генеральный директор компании "Навмарин" Алексей Мигалин отмечает, что Россия следует мировым тенденциям. При этом запуск "Пионера-М" не означает старт беспилотного судоходства.

"Если речь вести о внутренних водных путях, то это еще очень долгий путь. Река к этому еще не готова - ни в технической, ни в юридической части. На морском пути это произойдет быстрее, но не ранее чем через 10 лет. Беспилотные суда станут использовать только крупные контейнеровозы, такие как Maersk. На внутренних водных путях беспилотное судоходство появится не ранее чем через 25-30 лет, надо вкладывать средства в единую глубоководную систему, привести ее к современному техническому состоянию, модернизировать береговую систему связи и создать систему безопасности при бедствии, юридическую базу", - подчеркивает Алексей Мигалин.

Новости из связанных рубрик