Новости / сентябрь 2021
Осеннее обострение у мошенников

В сентябре ВТБ фиксирует рост активности мошенников по методам социальной инженерии. По сравнению с началом года число обращений клиентов, которые сообщили в контакт-центр банка о звонках злоумышленников, выросло почти в полтора раза, а к сентябрю прошлого года - на 70%.
© ComNews
29.09.2021

С начала нынешнего года ВТБ предотвратил хищение средств клиентов на сумму около 12 млрд руб. - в полтора раза больше, чем за аналогичный период 2020 г. Банк помог защитить от угрозы злоумышленников около 65 тыс. своих клиентов - физических лиц, отразив 700 тыс. атак злоумышленников.

Для усиления борьбы с мошенниками ВТБ запускает новые способы защиты клиентов. При угрозе доступа в "ВТБ Онлайн" со стороны третьих лиц значительно повысилась скорость его блокировки - теперь она не превышает 10 секунд. В ближайшее время у пользователей появится возможность самостоятельной блокировки мобильного и интернет-банка.

"Тренд на рост активности мошенников начался еще летом, но после окончания сезона отпусков злоумышленники резко активизировались. По данным опроса клиентов, только каждый пятый пользователь сообщает в банк, что лично столкнулся с действиями мошенников. В сентябре число таких сообщений кратно выросло. Сегодня более 90% попыток обмана клиентов по-прежнему основаны на методах социальной инженерии и фишинга. Мы призываем всегда быть внимательными, никогда не передавать третьим лицам свои персональные данные и предупреждать банк о подобных звонках. Передать информацию о номере мошенника можно через WhatsApp, Viber, Telegram ВТБ или в чат в "ВТБ Онлайн", написав "Передать телефон мошенника", - отметила руководитель департамента клиентского обслуживания, вице-президент ВТБ Ольга Цегельная.

Руководитель направления аналитики и спецпроектов ГК InfoWatch Андрей Арсентьев считает, что вряд ли стоит ожидать снижения активности мошенников в ближайшие год-два. "Скорее, наоборот, она продолжит расти на фоне развития дистанционных каналов обслуживания, безналичной оплаты и электронной коммерции. К сожалению, повышение финансовой грамотности населения и уровень его цифровой гигиены пока не успевают за развитием мошеннических схем. Злоумышленники оперативно подстраиваются под любые изменения и тонко играют на человеческих слабостях, в том числе на невнимательности и стремлении к легким деньгам", - говорит Андрей Арсентьев.

По его словам, есть основания надеяться, что результативность действий мошенников в ближайшее время начнет снижаться. Андрей Арсентьев уверен, что этому будут способствовать инициативы банков по развитию систем антифрода. "Используя постоянно растущие возможности искусственного интеллекта, финансовая сфера сможет пресекать подавляющее большинство подозрительных транзакций и тем самым оберегать своих клиентов от потерь в результате фишинговых атак", - подчеркивает Андрей Арсентьев.

По данным главного эксперта "Лаборатории Касперского" Сергея Голованова, порядка 70% звонков с неизвестных номеров - это спам, а 6,2% - это потенциальные мошенники. "Сейчас у нас рост, но он не может продолжаться вечно. Я считаю, что в течение года-двух мошенничество должно выйти на плато. И дальше начнутся колебания вокруг плато. После этого в результате действий, которые предпринимаются регулятором, правоохранительными органами, мошенничество должно пойти на спад. Главное изменение в скриптах мошенников, которые мы зафиксировали, произошло в мае. Теперь злоумышленники представляются сотрудниками госорганизаций, силовых ведомств, органов исполнительной власти и т.д. Люди уже не реагируют на звонки из "службы безопасности" банков, а вот на звонок участкового реагируют", - отмечает Сергей Голованов.

Однако, как подчеркивает, Сергей Голованов, при этом "сотрудник безопасности банка" никуда не делся, этот скрипт все равно используется. "Только теперь мошенник звонит и представляется участковым, рассказывает легенду о попытке украсть деньги со счета и необходимости привлечь злоумышленника к ответственности, для чего нужно ответить на вопросы. А когда клиент соглашается, мошенник переводит его на своего коллегу - "из службы безопасности банка". И тут жертва так просто уже не отделается, так как уверена, что до этого разговаривала с правоохранителем", - объясняет Сергей Голованов.

Руководитель отдела внедрения и продвижения решений Crosstech Solutions Group Никита Андреянов считает, что если смотреть в разрезе текущего года, то основной пик активности уже пройден. "Люди вернулись с отпусков, активно идут рабочие процессы, в которые так или иначе пытаются внедриться злоумышленники с классическими инструментами социальной инженерии. Кроме этого, локальный всплеск активности традиционно может быть зафиксирован в предновогоднее время. Если же рассматривать текущую активность злоумышленников в рамках будущих годов, то, безусловно, активность будет только расти. Это обуславливается в первую очередь постпандемийными реалиями, где большинство рабочих и повседневных процессов переходят в удаленный режим. При таком формате поле деятельности мошенников наиболее обширно. Также нельзя забывать про тот факт, что с каждым годом появляются новые типы атак, прежние модернизируются и становятся изощреннее, и, как следствие, общее количество атак неуклонно растет", - говорит Никита Андреянов.

Новости из связанных рубрик