В российских арктических морях может быть создана система мониторинга и геопозиционирования наподобие систем онлайн-такси. Каждое судно - а их через полтора десятка лет в Арктической зоне РФ будет не менее 200 - способно выполнять функцию станции мониторинга. В роли интегратора цифровых данных с этих судов инициаторы идеи видят "Ростелеком".
© ComNews
04.10.2021

Такую инициативу выдвинул директор центра инновационных арктических технологий Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ) Феликс Шамрай, выступая на деловом завтраке, который федеральный оператор спутниковой связи "РТКомм.РУ" организовал в рамках выставки "Нева-2021".

"Из долгосрочной программы развития производства сжиженного природного газа в России, которая утверждена распоряжением правительства РФ N640-р от 16 марта 2021 г., следует, что к 2035 г. объем экспорта сжиженного природного газа (СПГ) из нашей страны должен достичь 122,6 млн тонн в год. Одно судно-газовоз способно за год перевезти 1,2 млн тонн СПГ, значит, к 2035 г. в российских арктических морях должны ходить 100 газовозов", - подсчитал Феликс Шамрай. С учетом судов других классов (танкеров, балкеров/сухогрузов, контейнеровозов, снабженцев, круизных лайнеров) он прогнозирует, что к 2035 г. в российской Арктике будет одновременно функционировать 200 судов. Без системы связи, мониторинга и точного позиционирования работа столь значительного флота на Северном морском пути и в Арктике в целом невозможна.

По замыслу Феликса Шамрая, каждое из этих двух сотен судов, помимо основной функции, должно превратиться в станцию автоматического мониторинга - гидрографии, метеорологии, гляциологии, экологии, биологии, ихтиологии и др. "Каждое судно будет генерировать огромные массивы данных, которые нужно собирать в дата-центрах. Эти данные при помощи инструментов искусственного интеллекта и Big Data позволят сформировать широкий спектр коммерческих продуктов. Пока самым очевидным из них является оптимизация маршрута судна в радиусе 100 морских миль", - уверен директор центра инновационных арктических технологий СПбГМТУ.

По его мнению, наряду с оснащением различными IoT-датчиками и видеокамерами, каждое из 200 судов в Арктике может быть носителем беспилотников - как воздушных, так и подводных. Именно эти беспилотные летательные и плавучие аппараты способны вести мониторинг обстановки в радиусе 100 морских миль.

"Для работы такого количества беспилотников нужна система приема и ретрансляции данных с них, а также система их глобального позиционирования, - указывает Феликс Шамрай. - Если такая система будет создана, она позволит организовать в Арктике беспилотное судовождение, критически важное при стесненных условиях маневрирования". Он подчеркивает, что беспилотное судовождение в Арктике может оказаться безальтернативным: подготовить за оставшееся время сотню экипажей с навыком управления судном во льдах и иных арктических условиях практически нереально.

"Экономический эффект беспилотного судовождения возникает не от снижения численности экипажа - хотя и это неплохо, - а за счет устранения инцидентов, - пояснил Феликс Шамрай. - На ремонт того же газовоза уходит целый год, что приводит к потере экспорта 1,2 млн тонн СПГ. Для судовладельца это означает потерю дохода в размере $60 млн".

"В Арктике нужно глобальное позиционирование и многовекторный мониторинг, - резюмировал Феликс Шамрай. - без связи и интеграции данных реализация этих задач невозможна. "Росатом" наделен функциями оператора Северного морского пути, а его главным партнером и интегратором цифровизации всех судов может стать "Ростелеком".

В пресс-службе "РТКомм.РУ" заявили, что проекты цифровизации и цифровой трансформации - как на суше, так и на море - представляются чрезвычайно важными для обеспечения условий устойчивого экономического развития и повышения качества жизни в России, поэтому они нуждаются во всестороннем обсуждении, выработке единых принципов и подходов, грамотной реализации.

"В морской отрасли - как в России, так и в мире - цифровая трансформация пока делает только первые шаги. Основой для нее являются каналы связи, без которых передача данных в принципе невозможна. На воде эта задача наиболее сложна, поэтому на реке и море критически значима спутниковая связь", - отметили в пресс-службе "РТКомм.РУ".

"Задача обработки, хранения и управления данными из большого количества источников по мере увеличения трафика гражданского судоходства в российской Арктике может потребовать достаточно больших ресурсов. Мы, как признанный профессиональным сообществом и социально ответственный лидер рынка спутниковой связи России, готовы участвовать в обсуждении и реализации любых проектов по обеспечению судовладельцев качественными бесперебойными каналами спутниковой связи, а также всеми необходимыми решениями и сервисами, которые смогут обеспечить эффективность и безопасность судоходства в любых российских акваториях, включая Северный морской путь", - подчеркнули в пресс-службе "РТКомм.РУ".

Директор по развитию бизнеса в области спутниковых решений "Orange Business Services Россия и СНГ" Алексей Антоненко сообщил, что каждое судно, в том числе ретрофит (модернизированное старое судно), идет вперед с точки зрения цифровизации. "Многие из них уже подключены к широкополосному спутниковому интернету, что является базой для внедрения инновационных решений, таких как видеонаблюдение и решения интернета вещей с передачей данных на "берег" для хранения и обработки", - подчеркнул Алексей Антоненко.

"Мы также видим, что уже существуют системы управления арктической логистикой, реализуемые судовладельцами. Например, это система "Капитан" "Газпромнефти". Такие амбициозные проекты, включающие в себя сбор данных с судна и внешние данные для предиктивного формирования точного графика движения, конечно же, интересны судовладельцам, но не каждая компания может разработать подобные решение самостоятельно. Поэтому очевидно, что этот вопрос будет решен операторами и интеграторами, работающими на рынке морского судоходства, и потенциально будет предложен судовладельцам в качестве сервиса", - считает Алексей Антоненко.

Новости из связанных рубрик