© ComNews
03.10.2021

30 сентября на площадке организации "Цифровая экономика" при участии представителей Минэкономразвития России, Минтранса России и МВД России прошло заседание рабочей группы по направлению "Нормативное регулирование". Основным лейтмотивом встречи стало рассмотрение первой в России заявки на запуск экспериментального правового режима, поступившей от компании Яндекс.

Согласно принятому закону при установлении каждого режима требуется заключение организации предпринимательского сообщества по вопросам ЭПР: с октября прошлого года распоряжением Правительства РФ данным статусом наделена организация "Цифровая экономика". Ранее экспертная группа при АНО "Цифровая экономика" дала положительное заключение на создание первой в России экспериментальной зоны по тестированию беспилотных автомобилей.

В ходе работы специалисты рассмотрели ряд вопросов, в числе которых система оценки эффективности эксперимента. В частности, было рекомендовано исключить оценочные понятия и руководствоваться объективно измеримыми при оценке результатов экспериментально-правового режима. Также участники встречи обсудили вопрос определения субъекта уголовной ответственности в случае ДТП с участием высокотехнологичного транспортного средства без присутствия инженера-водителя в автомобиле (ВАТС2). В ходе дискуссии члены рабочей группы отметили, что потребуется дополнительна формализация процедур расследования для определения лица, привлекаемого к уголовной ответственности при дорожно-транспортном происшествии с участием ВАТС2. Согласно программе на каждом этапе эксперимента ответственность разделяется между всеми участниками, в зависимости от причин инцидента: оператором, ответственными за тестирование технологии и эксплуатацию флота, что может усложнить составление нормативной документации в случае инцидента.

"По итогам обсуждения рабочей группой будет сформирован список рекомендаций, которые после доработки со стороны коллег из Яндекса помогут оперативно начать эксперимент в Москве. Не сомневаюсь, что совместная работа всех участников над проектом, готовность Яндекса к диалогу, а также их открытая позиция позволит реализовать все задачи экспериментального режима. В конечном счете наша главная задача – это отработать четкий и эффективный механизм взаимодействия. Сейчас необходим баланс между беспрекословным соблюдением действующего законодательства и допуска экспериментальных предположений, которые в будущем могут стать привычной частью окружающей цифровой среды", - отметил Руслан Ибрагимов, руководитель рабочей группы "Нормативное регулирование", Член Правления - Вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти ПАО "МТС"

"Заявка Яндекса одобрена, мы на пороге серьезных изменений в цифровой среде: вместе с рабочей группой решен ряд важных вопросов, чтобы последующие 3 года эксперимента были максимально эффективными для использования цифровых технологий на практике и самое главное - безопасными для граждан на всех этапах эксперимента", – отметил Дмитрий Тер-Степанов, заместитель генерального директора, директор по направлению "Нормативное регулирование" АНО "Цифровая экономика".

Кроме этого, Яндексом был представлен рабочей группе ряд мер по информированию пользователей о работе беспилотного автомобиля. Совместно с АНО "Цифровая экономика" планируется запустить кампанию по освещению этапов ЭПР в общественном пространстве, в том числе размещение наглядной символики на беспилотниках. Также при использовании их в сервисе такси, пассажирам будет доступен специальный экран, на котором они смогут наблюдать, как беспилотный автомобиль видит окружающую дорожную обстановку: определяет свое местоположение, распознает других участников движения, строит траекторию и планирует маневры.