Алексей
Величко

директор по продажам массового сегмента Konnect в России
© ComNews
07.10.2021

Пандемия повлияла на все сферы жизни, но наиболее ярко это влияние проявилось в области технологий, в частности, в сфере спутниковой связи. Алексей Величко, директор по продажам массового сегмента Konnect в России, рассказал о том, как изменилась пользовательская активность на период локдауна, каковы основные запросы со стороны регионов и государственных компаний, а также дал оценку итогам прошлого года и наметил будущие тренды.

Всплеск пользователей

С приходом пандемии выяснилось, что клиентам недостаточно стандартных услуг широкополосного доступа в Интернет (ШПД) от мобильных операторов. Для удаленной работы и учебы требовались дополнительные каналы связи, иначе организовывать видеоконференции и проводить обучение онлайн было невозможно. К нам обращалось множество пользователей, искавших альтернативу базовым операторским станциям. Обычно всплеск запросов на подключение спутникового интернета возникает в горячий дачный сезон, но в 2020 году он возник раньше. Переезды на дачи в весеннее-летний сезон наложились на локдаун, в связи с чем 43% подключений в Konnect за весь 2020 год пришлось на второй квартал.

Проблемы и решения

Помимо частных клиентов приходили запросы от некоторых региональных правительств, в частности, из Уральского федерального округа, которые хотели оперативно обеспечить связью удаленные населенные пункты своих регионов и были готовы производить закупки по упрощенной схеме, в обход стандартных тендерных процедур. Обеспечить ШПД посредством стандартных каналов связи они не успевали, а у нас полным ходом шла подготовка к горячему сезону, и поскольку всегда планируется какой-то запас оборудования, мы смогли обеспечить спутниковым интернетом всех заказчиков.

Обстоятельства прошлого года показали, что степень подготовки оператора играла решающую роль при подключении новых абонентов. Дефицита не произошло практически ни в одном регионе. Государственные администрации в свою очередь при принятии решения руководствовались именно наличием спутникового оборудования в зоне доступа. Что касается наших поставщиков, то они предупредили нас о сложностях в Юго-Восточной Азии еще в январе-феврале, поэтому мы оформили все заказы заранее и успели не только получить оборудование, но и распределить его большую часть по нашим региональным хабам.

В целом 2020 год ускорил распространение спутниковой связи в регионах, в том числе отдаленных. По нашим данным, основными драйверами по подключениям в прошлом году стали Центральный, Северо-Западный и Приволжский регионы, на них приходится около 75% всех подключений в Konnect.

Тенденции

Пандемия прошлого года определила основной характер запросов регионов на спутниковую связь: большинство заказов было на подключение школ для проведения онлайн обучения.

Что касается частных пользователей, то их интересы и запросы также поменялись. Стоит отметить, что с каждым годом на услуги связи население тратит все больше. По данным Росстат, в 2020 году траты на услуги связи выросли на 6% по сравнению с 2019 г. и составили 10% от средних затрат на оплату услуг на члена домохозяйства. При этом основной потенциал роста наблюдается в сельской местности, в регионах с трудной доступностью и в населенных пунктах численностью населения менее 500 человек.

По итогам прошлого года мы наблюдаем изменения в пользовательских предпочтениях: те клиенты, которые подключают спутниковый интернет, хотят получать полноценный широкополосный доступ в интернет с хорошими параметрами канала связи, с большим объемом трафика, с подключением определенных сервисов для тяжелого контента, то есть, чтобы все было как дома. Поэтому с наступлением локдауна мы предложили своим клиентам новую услугу "Турбо-кнопка", которая предоставляет максимальную скорость интернета на определенный период времени. Пользоваться ей при имеющемся тарифном плане клиенты могли неоднократно и бесплатно.

Сейчас стало тенденцией то, что все операторы спутниковой связи начинают предоставлять клиентам безлимитные сервисы либо безлимитные тарифы с пошаговым снижением скорости в зависимости от объемов скачанного трафика. А также начинают разрабатывать предложения, когда тарифный план может быть и не безлимитный, но при этом присутствует определенный безлимитный сервис, например, безлимитный доступ к соцсетям или включены социально-значимые пакеты услуг, которые доступны пользователю. Раньше этим могли похвастаться только мобильные операторы, теперь этим начинают заниматься и операторы спутникового интернета.

Кроме того, последние годы демонстрируют нам, что отсутствие канала - не первопричина, по которой клиент подключает себе спутниковый интернет. Чаще всего клиенту недостаточно того, что может предложить мобильный оператор, иными словами, спутниковый интернет является услугой повышенного комфорта.

О чем говорит статистика

Можно ли говорить об увеличении и росте рынка спутниковой связи? С точки зрения подключения новых пользователей и объемов оборудования, рынок, несомненно, растет. Однако если проследить динамику, темпы роста рынка VSAT в 2020 году замедлились относительно темпов роста 2019 года: 9,5% против 12,5%. Это произошло из-за того, что часть проектов в направлениях В2В и В2G в 2020 году были приостановлены и не развивались. При этом по приросту подключений 2020 год все равно опережает 2016-2018 годы с их ростом на уровне 7%, уступая в количественном показателе лишь 2019 году.

Если говорить о финансовых результатах топ-15 операторов рынка, то по итогам 2020 года общие доходы упали на 5,5 млн долларов по сравнению с 2019 г. В то же время рынок фиксированного и мобильного ШПД показал рост в 2020 году к 2019 году на 570 млн долларов. Но и этот рост операторов фиксированного и мобильного доступа не компенсировал падение доходов в направлениях голосовой связи – 1 млрд долларов.

Плюсы и минусы

Оценивая результаты прошлого года, можно сказать, что пандемия положительно сказалась на отрасли спутниковой связи в целом и, в частности, на деятельности Konnect. В настоящий момент мы подсчитали количество абонентов, подключавшихся ситуативно, и отток этих пользователей оказался ненамного выше среднестатистических значений. Многие пользователи продолжают пользоваться спутниковым интернетом несмотря на то, что до локдауна они и не думали о его подключении.

Негативные влияния больше затронули сектор В2В: по разным причинам были приостановлены многие проекты, реализация других сдвинулась на неопределенное время, по этой причине многие операторы получили некоторую отсрочку с заказами, следствием чего явилось снижение доходов.

В целом у отрасли спутниковой связи не возникло сложностей, связанных с пандемией, напротив, она ускорила развитие. Если говорить о всемирных прогнозах, то ожидается, что мировой рынок VSAT, составивший в 2020 году 43 млн пользователей, вырастет до 100 млн к 2029 году. Если говорить о России, то российский рынок в мировых масштабах занимает долю на уровне 0,5% в абсолютных значениях.