Корпорации осмысляют экосистемы
Президент группы компаний "Ланит" Филипп Генс, открывая конференцию, обозначил тренды в ИТ, по мнению группы компаний, сформировавшиеся за последние два года во время пандемии. Первый - это гибкая работа, подразумевающая в новые времена гибридный график работы. Второй - ИТ - это не сервис для бизнеса, а его основа. "Теперь заказчики становятся ИТ-компаниями, а ИТ-компании наращивают компетенции в сфере заказчика", - пояснил он. Третий тренд - прямое взаимодействие людей с людьми: ИТ стали инструментом для взаимодействия людей. Четвертый - сверхавтоматизация, которая достигла критического уровня, когда можно уже использовать то, что получилось в результате предыдущих наработок. Следующий тренд - нормирование труда: как в условиях "удаленки" оценить труд человека. Один из важнейших трендов - информационная безопасность. "Ввиду увеличения скорости и автоматизации процессов вопрос защиты информации встает еще острее", - пояснил Филипп Генс. И последний тренд - локализация производства. "Пандемия нарушила цепочки поставок, мир не выдержал стресс-теста. Мы наблюдаем нехватку инфраструктуры, и как итог - дефицит товаров. Мы находимся в стадии деглобализации: то есть движемся от идеи глобализации к локализации", - резюмировал президент ГК "Ланит".
После выступления Филиппа Генса состоялась дискуссия на тему "Будущее IT: технологии меняют жизнь, жизнь меняет технологии".
Сначала участники разговора рассуждали об экосистемах и больших данных. Директор по цифровым технологиям ПАО "Северсталь" Борис Воскресенский выразил надежду, что через несколько лет слово "экосистема" станет таким же "ругательством", как сейчас Big Data.
Директор по развитию цифровых технологий ПАО "Ростелеком" Леонид Новожилов полагает, что через пять лет экосистемы все еще будут живы, просто каждый наконец поймет, что вкладывать в это понятие. Он объяснил, что такое экосистема для оператора. "В массовом сегменте все стремятся создать платформу, которая бы закрывала все потребности. Если говорить о "Ростелекоме" - это классический телеком, и, строя экосистему, мы остаемся телекомом и учитываем это. Именно из этого места - кабель у дома у абонента - мы развиваем другие продукты. Умные домофоны, например, это чисто цифровой продукт, но он нужен "Ростелекому", чтобы удержать от оттока абонентов классического ШПД. Вот она - экосистема. Я надеюсь, что через пять лет не будут произносить это слово, но она останется, и клиент станет чуточку счастливее", - высказался Леонид Новожилов.
Филипп Генс согласился: экосистема - это все то, что делает жизнь людей проще. "Идея одной кнопки и того, что о нас доступна вся информация, - пугающая, но именно туда и движется ИТ", - сообщил он.
Управляющий директор, руководитель департамента "Технологии" компании Accenture в России и Казахстане Мария Григорьева отметила, что вектор любого развития - из точки А в точку Б. "Точка А - человекоцентричность, мы в ней находимся. Все слова на –ция - информатизация, цифровизация, автоматизация - ведут к одному: умные решения будут помогать умным людям. Рано или поздно данные, с которыми мы пока не знаем, что делать, будут использованы", - сказала она.
Вице-президент по информационным технологиям и автоматизации процессов "Сегежа групп" Павел Вахнин подтвердил: Big Data найдет применение - это перспективное направление. Экосистемы, по его мнению, отойдут на второй план. "У меня двойственный подход. В нашей отрасли - целлюлозно-бумажная - я не вижу перспектив для экосистемы совсем. С точки зрения потребителей, экосистемы могут развиваться - вопрос, когда это преобразуется во что-то новое", - пояснил он.
Старший вице-президент по банковским технологиям банка "Уралсиб" Константин Меденцев заявил, что ИТ и бизнес решили сесть в одну лодку. "За год мы создали шесть кросс-функциональных команд", - сказал он.
Борис Воскресенский сообщил, что "Северсталь" начала строить озеро данных около пяти лет назад. "Мы сделали софт, который частично заменяет человека - на уровне автопилота. У нас нет цели заменить человека искусственным интеллектом. На наш взгляд, он создан, чтобы улучшать процессы на производстве. Экономить можно не на оптимизации людских ресурсов, а на их поведении. Наши технологии по устранению дефектов - одни из лучших в мире. Мы начали собирать собственную установку по анализу и устранению дефектов, одна уже запущена, в следующем году планируем установить еще несколько", - рассказал Борис Воскресенский.
Продолжая обсуждать тему человеческих ресурсов, Леонид Новожилов задался вопросом: как интерпретировать, работают люди или нет? "Руководители HR должны помогать трактовать полученные данные. Это самое критичное", - уверен он. Еще один вопрос, волнующий директора по развитию цифровых технологий "Ростелекома", - что победит в экосистеме, этика данных о клиентах или бизнес, который говорит, что данные можно использовать более жестко, мучая клиентов предложениями, сделанными на основе анализа данных.
Далее участники дискуссии затронули тему стартапов. Леонид Новожилов рассказал, что у таких проектов много проблем. "Ростелеком" переваривает в квартал около 200 стартапов, пытаясь нащупать синергию, но нужно около 2000, 200 - это мало, - посетовал он. - Например, есть успешный стартап, а потом приходит корпорация и пытается натянуть его на свои стандарты, и стартап перестает быть успешным. Как не испортить проект - это вопрос. Как встроить систему, чтобы корпорация не мешала развиваться стартапу и как наполнить корпорацию новыми идеями - внедрить инновации в процесс корпорации?".
Константин Меденцев рассказал, что в банке разумно подходят к инвестициям в ИТ. "У нас есть два уровня работы с инновациями, - поясняет он. - Есть портал для внутренних предложений, разработанных сотрудниками "Уралсиба", а есть идеи, которые приходят с внешнего рынка - работа со стартапами. Мы создали отдельное подразделение, которое выстроило процессы поиска и отбора проектов под потребности заказчиков и облегчило внедрение проектов в банк. Также мы создали комиссию по инновациям, она состоит из топ-менеджмента. Их решения достаточно, чтобы стартап вошел в банк. С начала года мы получили 500 проектов на рассмотрение. Каждый месяц четыре-пять проектов идут в пилотирование. С начала года у нас внедрено 16 стартапов, до конца года планируем взять еще несколько", - сообщил Константин Меденцев.
Участники дискуссии, помимо прочего, обсудили наболевшую тему для ИТ-рынка - нехватку кадров. Борис Воскресенский сразу заявил, что не согласен с всеобщими жалобами по поводу данной проблемы. "Если вы даете конкурентоспособную заработную плату, то нехватки кадров не будет, - уверен он. - Для удержания и поиска хорошего специалиста важны три фактора: среда, интересные задачи и рыночная оплата. Хороший специалист не уйдет на высокий оклад, если интересных задач на новом месте нет".
Мария Григорьева с ним не согласилась: "Заработные платы в ИТ увеличились на 30-40%, столько предлагают молодым специалистам, остальные к ним подтягиваются".
Леонид Новожилов парировал: "Но те деньги, что вы даете ИТ-специалисту, окупаются в итоге сполна. Беда не в том, что людей мало, основная проблема - конкуренция российского рынка с западным. Но нас спасает пока еще немассовое знание языка, а также корпоративная культура, которую мы выстраиваем. Наша стратегия - удерживать специалистов, которые гарантируют развитие технологий. За полтора года текучка ИТ-специалистов у нас выросла с 6% до 24%".
Филипп Генс рассказал, что во время удаленки специалисты стали совмещать по три места работы. По его мнению, это может быть одним из способов решения проблемы с нехваткой кадров.
Мария Григорьева отметила, что новое, так называемое поколение Z не умеет фокусироваться, и из-за работы в Сети им сложнее общаться.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что интернет, вместо того чтобы экономить человеку время, поглотил его настолько, что индивидуум уже не выпускает смартфон из рук и страдает прокрастинацией. Для того чтобы ее победить, нужно отключить Сеть или вовсе искоренить технологии, в шутку резюмировали участники дискуссии.