Сбой в социальной сети Facebook и на иных площадках компании (WhatsApp, Instagram) помешал работе 17% трудоустроенных россиян. Эксперты оценили финансовый и репутационный ущерб компании от последствий сбоя.
Константин
Скурат
© ComNews
07.10.2021

Масштабный сбой в Facebook Inc. 4 октября отразился на работе принадлежащих ей соцсетей Facebook и Instagram, а также мессенджера WhatsApp.

Значительная часть пользователей этих сервисов переместилась на другие платформы, из-за чего фиксировался "перегрев" "ВКонтакте", YouTube и Telegram. По данным опросов Superjob, неполадки в работе интернет-сервисов отметили 68% россиян. Больше всего им не хватало общения в WhatsApp (60% из более чем 500 респондентов) и Instagram (29%). Каждого второго опрошенного сбои в работе соцсетей и мессенджеров огорчили, а каждого девятого порадовали. Некорректная работа интернет-сервисов помешала работе 17% трудоустроенных россиян.

Управляющий партнер компании Axis Pravo Алексей Сулин отмечает, что для взыскания бизнесом с Facebook Inc. реального ущерба или упущенной выгоды необходимо доказать факт причинения убытков, неправомерность действий ИТ-гиганта и причинно-следственную связь между убытками и действиями Facebook Inc. Но доказать прямую связь между сбоем и потерей средств - непростая задача, при учете того, что многие сотрудники работали с личных аккаунтов, возможной форс-мажорной причины неполадок и отсутствием договорных отношений между компанией Цукерберга и российскими компаниями.

"Учитывая все эти обстоятельства, едва ли можно надеяться на положительные решения арбитражного суда по искам российских компаний к Facebook Inc.", - заключил Алексей Сулин.

Владелец юридической компании "Катков и партнеры" (КИП), член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков обращает внимание, что иски возможны, но сомнительно, что они станут массовыми. По его мнению, наиболее обоснованными будут иски от платных клиентов - пользователей рекламы в Facebook и Instagram, а также WhatsApp Business, потому что они заказали платные услуги и, возможно, не получили часть из них. Шансы таких клиентов выше, чем "бесплатных" пользователей, но остаются открытыми вопросы компенсации, порядка ее исчисления и особенно исполнения судебного решения.

"Если были сорваны важные для бизнеса рекламные кампании или стратегические переговоры - тут будет за что бороться. Вопрос в том, сможет ли истец доказать, что это произошло именно из-за этого сбоя, именно в эти семь часов и что между его потерями и сбоем работы сервисов в Facebook есть прямая причинно-следственная связь", - отметил Павел Катков.

Размер требований в поданных исках будет зависеть от активности российских истцов. Эксперт отметил, что, если считать по самому нижнему пределу, он умножал бы эту цифру на 10 тыс. руб. (сумма, равная компенсации в делах о защите интеллектуальной собственности), а потом брал бы от нее процент судебно активных граждан.

"В западном мире, особенно в США, вероятность подачи исков от бизнеса гораздо выше, чем в нашей стране. У людей там выше готовность защищать свои права в суде, недаром это "страна адвокатов". Коллективные иски могут быть многомиллионными или даже многомиллиардными", - добавляет Павел Катков, приводя исторические примеры судебных разбирательств с участием 325 тыс. истцов в 2011 г. и иске на $206 млрд с табачных компаний в 1998 г.

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын добавил, что от сбоя в России пострадал приблизительно 1% малого и среднего бизнеса, а максимальный финансовый ущерб можно оценить в 0,4% от выручки бизнеса.

При этом эксперт отметил, что, по данным маркетплейса Wildberries, продажи телевизоров 4 октября выросли на 39%, продажи проекторов - на 84%, синтезаторов - на 103%, аудиокниг - на 132%, по сравнению с предыдущим днем.

"Это создает базу для ущерба тем сервисам на основе Instagram, Facebook и WhatsApp, вместо использования которых пользователи будут смотреть телевизор или играть на синтезаторе. Отсюда следует, что, помимо пострадавших, есть и выигравшие, в том числе и маркетплейсы, которые сообщают, что продали больше телевизоров", - заключил Леонид Делицын.

Аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке "Фридом Финанс" Александр Осин заявил, что точный ущерб от столь длительного сбоя еще предстоит подсчитать, однако, по мнению некоторых экспертов, каждый час простоя мог обходиться российской экономике в сумму до 100 млн руб.

"Час простоя обходится мировой экономике в сумму более $150 млн, а шестичасовое - в $1 млрд. Если рассматривать потери компании Facebook, то восстановление репутации - процесс длительный, поэтому сумму потерь еще предстоит подсчитать. В момент сбоя стоимость самой компании снижалась почти на $50 млрд из-за падения цены акций на торгах, утянув американские индексы в отрицательную зону", - ответил аналитик на вопрос корреспондента ComNews о финансовых потерях американской корпорации.

Управляющий партнер "ТМТ консалтинга" Константин Анкилов оценил потерю капитализации Facebook в 5-6%, которые могут быть отыграны, причем cовокупные потери будут понятны позже, их во многом определит позиция рекламодателей. Он обозначил остановку ИТ-гиганта как "сбой десятилетия" и отметил, что она имела глобальный характер.

Эксперты сошлись во мнении, что, вне зависимости от сбоя, коммуникационными продуктами Facebook российские компании не перестанут пользоваться, но задумаются об установке альтернативных способов общения.

"От использования WhatsApp, который негласно принят как основной способ коммуникации вне офиса, вряд ли откажутся, но теперь многие задумаются, что должен быть и альтернативный мессенджер, и даже не один. Каждая компания должна иметь несколько планов и способов личной и групповой коммуникации на случай, если какие-то каналы недоступны", - заметил руководитель практики информационной безопасности Accenture Андрей Тимошенко.

Ведущий инженер CorpSoft24 Михаил Сергеев добавил, что многие пользователи установили себе мессенджер Telegram на фоне глобального сбоя WhatsApp, даже сами администраторы WhatsApp, так как им было необходимо координировать свои действия для восстановления сервиса, а вести переписку было негде. "Некоторые из пользователей даже и не поняли, что проблемы на стороне Facebook и винили в недоступности своего провайдера интернета", - добавил специалист.

Общим замечанием аналитиков и экспертов было то, что сбой носил глобальный характер, хотя сам по себе крайне маловероятен. Повторение аналогичного сбоя случится еще, пока есть человеческий фактор. А от сервиса Facebook пока не имеет смысла отказываться.

Коммерческий директор сервиса "Работа.ру" Владимир Корицкий заметил, что сбой мало повлиял на процессы подбора и поиска персонала. Эксперт подчеркнул, что на многих сервисах, в том числе на "Работа.ру", запущен чат для работодателей и соискателей, который работает как мессенджер, помогающий коммуницировать даже при отключении всех других социальных сетей.

"Сбои в работе социальных сетей и мессенджеров могли негативно повлиять на деятельность людей, которые напрямую взаимодействуют с ними, - SMM-специалистов, сторисмейкеров, таргетологов и блогеров", - указал Владимир Корицкий.

Уязвимые при данных обстоятельствах профессии отметил и Александр Осин, который подчеркнул, что пострадал в первую очередь ретейл, так как погасла вся реклама, остановилось взаимодействие с клиентами через соцсети, нарушилась работа курьерских служб. Некоторые сегменты рынка (мелкая розница в первую очередь) почти полностью встали.

"Пострадали в первую очередь рекламные сервисы компании - к примеру, стримы или посты, которые должны были показать в определенное время. По сути, это направление бизнеса является одним из базовых", - резюмировал Александр Осин.

Новости из связанных рубрик