По итогам 2020 г. россияне сделали 1 млрд заказов услуг с использованием интернета на общую сумму 2,5 трлн руб., тратя в среднем 36 тыс. руб. на все виды услуг суммарно. Такие данные приводит Data Insight совместно с "Авито" по результатам исследования рынка заказа услуг через интернет. Эксперты говорят, что в ближайший год этот рынок будет расти темпами 25-30%.

Константин
Скурат
© ComNews
11.10.2021

Опросы проводились в мае 2021 г. среди интернет-пользователей по всей России возрастом от 18 до 64 лет. Целевая аудитория исследования - пользователи, сделавшие хотя бы один заказ за последние 12 месяцев.

По данным исследования, за пандемический 2020 г. российская аудитория онлайн-покупателей увеличилась почти на 10 млн, одновременно выросло использование интернета для решения любых возникающих задач.

За год 72% российских интернет-пользователей успешно находили через интернет специалистов по необходимым услугам. Более чем для половины это стало привычным - в месяц заказывают услуги с применением интернета 56% интернет-пользователей.

"Это масштабное и детальное исследование, которое не вызывает сильных возражений. Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) оценивает вклад экономики Рунета в российскую экономику в 2020 г. в 6,7 трлн руб. Из них 6 трлн руб. приходится на электронную коммерцию, включая ретейл (2 трлн руб.), платежи (1,8 трлн руб.), путешествия (335 млрд руб.). На услуги приходится 986 млрд руб. Годом ранее РАЭК оценивала аналогичный показатель в 808,7 млрд руб.", - отметил аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын.

Заказом через интернет в исследовании считается "заказ/запись на телефоне или в приложении, а также случаи, когда заказчик нашел исполнителя через интернет, позвонил по указанному на сайте (в приложении) телефону". 36 тыс. руб. составляют годовые траты одного онлайн-заказчика услуг в Сети.

При поиске мастера заказчик использует более одной онлайн-площадки (1,7 в среднем). Всегда используют несколько площадок 35% онлайн-заказчиков. 57% россиян, применявших интернет для поиска специалистов, делали это на "Авито Услугах" - это наибольшая доля среди всех платформ

Руководитель отдела маркетинга "Авито Услуг" Иван Чулков отмечает, что в период пандемии и карантинных ограничений рынок услуг переживал сложные времена, однако уже к весне 2021 г. полностью вернулся к показателям до карантина, во многом благодаря онлайн-платформам. Эксперт подчеркивает, что за три года рынок услуг, которые оказывают частные мастера и небольшие команды, вырос на 12% - с 5,5 трлн до 6,2 трлн рублей в год, это примерно 6% всего ВВП страны. Кроме того, по словам представителя Авито, спрос на различные услуги в России за январь-сентябрь 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 54%.

"Tак, например, "Авито Услуги" сегодня используют 53% частных мастеров и небольших команд по всей стране - создание объявления занимает буквально пару минут и остается самым простым способом начать работать на себя. За год количество предложений от специалистов самых разных специальностей - от нянь до строителей - выросло на 25%", - отмечает Иван Чулков.

По мнению Леонида Делицына, выручка интернет-площадок за год увеличилась на 22%, а в абсолютных цифрах - примерно на 180 млрд руб. Эксперт оценил приблизительную прибыль сектора онлайн-услуг в целом в 30 млрд руб. и предположил, что за год она увеличилась тоже на 22%, то есть на 5 млрд руб.

"Рынок онлайн-услуг продолжит расти темпами от 25% до 30%. Эти темпы могут оказаться выше, чем до пандемии, по многим причинам, включая увеличение пользовательской базы, числа заказов на одного пользователя и рост вложений крупнейших компаний в маркетинг по мере усиления конкуренции. Однако темпы прироста рынка будут плавно снижаться", - резюмировал Леонид Делицын.

Через интернет в течение года 23% пользователей заказывали услуги "IT, интернет, телеком" (11% - за последний месяц); 22% (13%) - "красота, здоровье"; 17% (6%) - "ремонт и обслуживание техники; "косметический ремонт, отдельные услуги" - 15% (6%); "изготовление на заказ", "ремонт и обслуживание автомобилей" - по 13% (6%).

Категория "красота, здоровье" - явный лидер при распределении онлайн-услуг (45%) от общего количества заказов. Нередко выбирают и бытовые услуги (13%), "строительство, капитальный ремонт помещений"(7%) и "изготовление чего-либо на заказ"(6%).

По суммарным тратам на онлайн-услуги впереди, с долей от общего объема в 25%, сегмент "красота, здоровье". Далее расположились бытовые услуги (10%), "строительство, капитальный ремонт помещений"(9%), "изготовление чего-либо на заказ"(8%), автосервис, "косметический ремонт" и "транспортные услуги" (все - по 7%).

"В 2020 г. в топ наиболее популярных вошли услуги по ремонту и строительству, автосервис, а также бытовые услуги - уборка, глажка, вынос мусора, - и, конечно, бьюти-процедуры. При этом наиболее заметно, в четыре раза, вырос спрос на услуги красоты - даже оставаясь дома, россияне не забывали о заботе о себе, на втором месте - глажка белья, которую стали делегировать в три раза чаще, а на третьем - доставка готовой еды, спрос на которую вырос в 2,5 раза", - обращает внимание Иван Чулков.

58% заказчиков в последний год стали активнее использовать интернет для поиска и заказа услуг: 28% стали чаще заказывать через интернет те же услуги, что и ранее, 16% начали искать мастеров для решения новых задач, еще 14% - и то, и другое.

Больше заказывать онлайн стали из-за пандемии (39%), еще для 37% важнее экономия времени. Без нареканий от клиентов выполняются 84% онлайн-заказов.

19% всех заказов поступают из Поволжского федерального округа, 15% - из Москвы и МО, 14% - из Центрального ФО (без Москвы и области), 12% - от Сибирского ФО. По проникновению 77% за Москвой и областью, 75% - Петербург и Ленобласть, 75% - Северо-Кавказский ФО и Южный ФО без Крыма.

Самая высокая доля заказавших онлайн-услуги за последний месяц - в Москве (62%).

Новости из связанных рубрик