Сергей
Пирожников

основатель travel-tech компании Купибилет
© ComNews
08.11.2021

Виртуальный интерлайн - относительно новая, но весьма перспективная технология на рынке авиаперевозок. Развитию инструмента способствует постоянная цифровая трансформация отрасли и поиск наиболее гибких и современных решений. В чем преимущества виртуального интерлайна и какое будущее его ждет, рассказал Сергей Пирожников, основатель travel-tech-компании "Купибилет".

От интерлайн-соглашений к виртуальному интерлайну

Сегодня авиакомпании, онлайн-тревел-агентства (ОТА) и аэропорты стараются предложить пассажирам наиболее удобные и выгодные условия перелетов. Важным этапом на этом пути стали код-шеринг и интерлайн-соглашения.

Если авиакомпании договорились, чтобы продавать билеты на один и тот же рейс по своей цене и под своим кодом, а полет выполняет одна из них, - это код-шеринг.

Перевозчики могут заключить между собой интерлайн-соглашение - соглашение о взаимном или одностороннем признании документов и выполнении по ним перевозок с соответствующими взаиморасчетами. Таким образом, пассажир получает возможность совершить перелет, составленный из рейсов компаний-партнеров.

Следующим шагом в направлении полетов без границ стал виртуальный интерлайн.

Интерлайн без соглашения

Чтобы составить и предложить путешественнику сложный маршрут, вовсе не обязательно ограничиваться рейсами авиакомпаний, между которыми существует традиционное интерлайн-соглашение. Также авиаперевозчики могут не использовать код-шеринг. К такому выводу пришли представители авиационной отрасли. Виртуальный интерлайн становится удобным и технологичным инструментом в руках ОТА, аэропортов и самих авиаперевозчиков.

Виртуальный интерлайн - инновация, которая объединяет различные рейсы в один маршрут с любым пунктом назначения в мире. Причем между авиаперевозчиками, участвующими в цепочке, может и не быть соглашения. Это дает поставщикам тревел-услуг возможность создавать собственный уникальный туристический контент, который больше нигде не доступен, и продавать его по единой цене. Для пассажира виртуальный интерлайн - это новый способ путешествовать, который предполагает меньше хлопот при составлении маршрута и полную свободу выбора.

Виртуальный интерлайн - сложная технология, основанная на передовых предиктивных алгоритмах и машинном обучении, которые позволяют справиться с возникающими сложностями. Среди таких проблем - необходимость каждую секунду обрабатывать огромное количество данных, а также отсутствие возможности сразу получить список всех доступных билетов с ценами. Практически все системы запрашивают информацию только по определенному направлению на конкретное число, причем есть ограничения по look to book ratio (соотношение между просмотрами и заказами) - обычно это одна продажа на 50-1000 запросов.

Зачем нужна новая технология

Виртуальный интерлайн - это эффективный инструмент для роста бизнеса за счет предложения клиенту действительно удобной и востребованной услуги.

Широкий охват направлений. Компании, которые используют виртуальный интерлайн, могут создавать и предлагать пассажирам уникальные комбинации рейсов как на существующих, так и на еще непокрытых маршрутах, вместо того чтобы просто продавать билеты на рейсы со стыковками, которые уже доступны на рынке. Таким образом, поставщики тревел-услуг могут учитывать потребности путешественников и выгодно выделяться среди конкурентов, а пассажиры получают возможность выбрать наиболее подходящий для них маршрут.

Удобное расписание. Сложные алгоритмы, которые используются при виртуальном интерлайне, позволяют предложить пассажирам наиболее удобные стыковки, которые, с одной стороны, не требуют спешки между рейсами, а с другой - долгого ожидания в аэропортах. Благодаря большему количеству вариантов стыковок путешественники могут выбрать наиболее подходящее для них время отправления, прибытия и ожидания.

Гибкая ценовая политика. Виртуальный интерлайн - это возможность для агентства установить свою цену на комбинированный перелет, привлекательную для пассажира. Объединение низких цен в единый тариф позволяет путешественнику значительно экономить на билетах. Пассажиры с большей вероятностью вернутся в ОТА, которое предлагает им более разнообразные и доступные рейсы в любую точку мира.

Ответственная свобода

Давая путешественнику свободу выбора, удобство, экономию средств и времени, а компании - поставщику услуги конкурентные преимущества, виртуальный интерлайн вместе с тем требует внимательного отношения к организации перелета. Пассажир несет ответственность за передачу багажа между двумя перевозчиками в стыковочном аэропорту. Однако в будущем этот процесс может быть автоматизирован. Например, такой проект уже разрабатывается компанией "Купибилет" совместно с одним из крупнейших аэропортов в России. Также пассажир несет ответственность за регистрацию на каждый рейс, поскольку между перевозчиками нет договоренностей, а в некоторых случаях и за прохождение дополнительных контрольно-пропускных пунктов. Пассажиру нужно заранее выяснить, как действовать, если он опоздает на рейс. Например, компания, которая предоставила услугу виртуального интерлайна, может взять на себя риски, связанные с опозданием пассажира на стыковочный рейс по вине авиакомпании. В этом случае путешественнику будут компенсированы расходы на покупку билета на другой рейс или рейсы до пункта назначения. Помимо этого, пассажир должен помнить, что у всех авиакомпаний свои условия возврата и обмена билетов, а также в случае необходимости путешественник должен самостоятельно оформить транзитную визу.

За виртуальным интерлайном будущее?

Виртуальный интерлайн, безусловно, одна из тех инноваций, которые изменят рынок авиаперевозок. Сегодня для внедрения и развития системы есть все предпосылки - от запроса на цифровизацию всех отраслей экономики до растущей потребности в расширении доступной географии полетов. Кроме того, виртуальный интерлайн - востребованная технология в эпоху пандемии, которая привела к снижению количества прямых рейсов во всем мире.

Пассажиры будут выбирать агентства, которые предлагают максимальное количество различных маршрутов на наиболее привлекательных условиях. В свою очередь поставщики услуг будут стараться этот спрос удовлетворить за счет формирования уникальных комбинаций рейсов и оптимизации стоимости. Непосредственно для авиаперевозчиков виртуальный интерлайн станет одним из главных методов увеличения пассажиропотока без дополнительных рисков и затрат.

Виртуальный интерлайн у разных компаний может быть по-разному реализован и иметь свое название. В России технология только начинает завоевывать рынок авиаперевозок - пока она есть лишь у "Купибилет" под названием "Смарт-маршруты".