Редколонка / октябрь 2021
Коды foQRever

Денис
Шишулин

выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
25.10.2021

На время объявленных в Москве нерабочих дней с 28 октября по 7 ноября мэр города Сергей Собянин подписал указ, который вводит временный локдаун на территории столицы. Часть общественных заведений работать не будут вовсе, а для некоторых вводится система посещения по QR-коду. Причем для отдельных типов общественных мест QR-коды становятся не временным явлением, а постоянно действующим условием существования.

Москва уже пережила две волны QR-кодов и сейчас находится на пороге третьей. Впервые QR-коды ввели в столице весной 2020 года, сделав их наличие обязательным для передвижения по Москве. Тогда власти действовали массово и масштабно. Полиция останавливала на дорогах автомобилистов, были большие очереди и скопления людей в метро и прочие прелести. Эти меры сопровождались огромной волной негатива со стороны общества.

Второе пришествие QR-кодов в столицу случилось спустя год - летом 2021 года, но московские власти действовали уже более прицельно. QR-коды были необходимы в обязательном порядке для посещения заведений общественного питания, кроме того, организации, относящиеся к сфере культуры (в частности, музеи, заповедники и т.д.), были сами вправе решать, вводить им систему QR-кодов для посетителей или нет. В тот раз система QR-кодов просуществовала три недели.

Похоже, московские власти сделали определенные выводы из предыдущего опыта и нынешний заход отличается от прежних.

В этот раз в период нерабочих дней с 28 октября по 7 ноября москвичи смогут передвигаться по улицам без QR-кодов. Но при этом в указанный период в столице, по сути, будут полноценно работать только магазины с товарами первой необходимости и аптеки. Кинотеатры, зоопарки, солярии, бани, спортзалы, торговые центры, парикмахерские, стоматологические кабинеты (за исключением случаев оказания экстренной помощи) работать не будут, а столичные рестораны смогут работать только навынос.

Посещение музеев и театров будет разрешено при предъявлении QR-кодов. Причем в случае с посещением учреждений культуры и массовыми мероприятиями QR-коды переходят из разряда временной меры в категорию постоянной. И после 7 ноября спортивные мероприятия, театры и музеи можно будет посещать только при наличии QR-кода. Также для них будет введено требование 70%-ной заполняемости. Массовые развлекательные и спортивные мероприятия можно будет проводить без QR-кодов, если посетителей окажется не более 500 человек.

Примечательно также, что организациям и индивидуальным предпринимателям предстоит самим решить, вводить ли QR-коды на своей территории.

В минувшую пятницу в эфире телеканала "Россия 1" Сергей Собянин дал разъяснения о планируемых нововведениях. В частности, он фактически декларировал новый подход к системе QR-кодов и тому, как столичные власти (а вслед за ними, судя по всему, и власти в регионах) видят дальнейшую стратегию применения этого инструмента общественного контроля.

"Введение [QR-кодов] не может произойти на неделю, на две, никакого смысла в этом нет. Требуется вводить их на длительные периоды, как минимум на полгода. И не в какой-то отдельной отрасли, скажем, в общепите, а во всех отраслях услуг, и это касается уже миллионов людей и десятков тысяч предприятий малого и среднего бизнеса", - заявил среди прочего Сергей Собянин.

Кроме того, он отметил, что QR-коды для посещения музеев и театров в Москве вводятся надолго. "90% музеев и театров - это государственные музеи и театры, которые и сегодня финансируются за счет бюджетной поддержки. При падении доходов, рыночных доходов, внебюджетных доходов всегда государство поддерживает эту отрасль. <...> Поэтому это такая отрасль, где можно посмотреть, как это будет работать... И мы вводим там QR-коды не на период вот этих нерабочих дней, а на длительную перспективу, это другая мера, которая не связана с нерабочими днями", - сказал Собянин.

Судя по декларируемым мерам и сделанным заявлениям, власти, спустя почти два года с начала ковидной истории, наконец-то признали, что пандемия - это надолго. И временные меры тут не помогут.

Кстати, примечательно, что власти второго по величине города России - Петербурга также объявили о введении системы QR-кодов. В частности, с начала следующего месяца доступ посетителей (за исключением детей и подростков до 18 лет) на конгрессно-выставочные, спортивные и физкультурные мероприятия численностью более 40 человек возможен только при наличии QR-кода. С 15 ноября необходимо будет предъявлять QR-код в бассейнах, фитнес-центрах, иных организациях, оказывающих услуги в области физической культуры и спорта, в театрах, цирках, концертных залах, кинотеатрах, в музеях и на выставках, а также на церемонии регистрации брака.

С 1 декабря это условие вводится в Петербурге для посетителей предприятий общественного питания (кроме производственных столовых, вокзалов и аэропорта), объектов розничной торговли (кроме аптек, автозаправок, продовольственных магазинов и магазинов, реализующих товары первой необходимости, а также магазинов, не имеющих зала обслуживания), а также при размещении в домах отдыха.

Как мы видим, в Петербурге QR-коды будет необходимо предъявлять едва ли не чаще, чем в столице.

Видя примеры из Москвы и Петербурга, чиновники во всех регионах наверняка начнут принимать меры не в режиме латания дыр и половинчатых мер, а с проработанной и долгосрочной стратегией. И слова столичного мэра о необходимости вводить QR-коды на длительные периоды и не в какой-то отдельной отрасли не останутся только разговорами.

Очевидно, что QR-коды нужно официально признать как постоянную меру и создавать для их функционирования не временную инфраструктуру, а постоянно действующую платформу. Власти следовало бы сделать следующий шаг: основательно проработать и принять на федеральном уровне постоянные, единые и окончательные правила того, куда можно ходить только с QR-кодом, а куда - без.

Неопределенность порождает нервозность. Никакие меры не будут действовать, если нет уверенности в том, что завтра их не отменят. Если населению четко и однозначно объявят правила игры и уверят, что они общие для всех, глядишь, и отношение к QR-кодам в обществе станет менее негативным. А бизнес будет четко понимать, чего ему ждать теперь и сможет планировать развитие, исходя из предложенной реальности. В конце концов, некоторые сферы очевидно смогут найти способы монетизации QR-кодов.