Новости / ноябрь 2021
QR-коды: не всерьез или надолго

С очередной волной пандемии коронавируса по всей России все настойчивее вводятся QR-коды для посещения общественных мест, и, похоже, данная мера может закрепиться надолго. ComNews опросил игроков рынка и экспертов на предмет монетизации бизнесом данного направления. Компании поделились на два лагеря: кто-то считает, что подобный мерч останется уделом отдельных энтузиастов и этот сегмент не достигнет значительных цифр, другие - что у QR-кодов большой рекламно-информационный потенциал, вплоть до возникновения нового рынка услуг и технологии имплантации кодов.
© ComNews
01.11.2021

Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал допустил вероятность монетизации QR-кодов. Он отметил, что QR-коды - хорошо зарекомендовавшая себя практика, которая позволяет избежать полного закрытия торговых сетей, что положительно влияет на потребительский спрос и выручку бизнеса. "В регионах вышли специальные методические рекомендации по введению системы QR-кодов, в которых приводится схема действий сотрудников: они обязаны проверить у посетителей код, в котором будут сведения о вакцинации или перенесенном заболевании, либо ПЦР-тест или медотвод. После этого разрешается доступ на территорию объекта, - рассказал Павел Сигал. - За прошедший год компании приобрели необходимое оборудование для считывания кодов, либо установили программное обеспечение на мобильные телефоны сотрудников. Им достаточно считать код с помощью ридера, затем перейти по ссылке на портал "Госуслуги" и проверить данные (дату рождения, данные паспорта и срок действия сертификата). В большинстве случаев затраты на введение QR-кодов оказались довольно низкими. Но если ИТ-компании предложат какие-то выгодные для предпринимателей решения, то их продукция будет пользоваться спросом".

Исполнительный директор Sibling smart home Михаил Шкляр согласился: система QR-кодов предусматривает возможности для монетизации. Он подтвердил теорию на собственном опыте: "В нашем ассортименте есть терминалы с биометрической идентификацией, которые, помимо проверки лица и отпечатка пальца, могут дополнительно считать QR-код. И это позволяет проверять наличие кодов автоматически, без участия сотрудника, который бы специально этим занимался. Это только один из примеров, и другие компании тоже будут пользоваться такими возможностями. И мы как раз выбрали направление, чтобы наше решение было не просто автоматизированным, но еще и удобным для конечного пользователя.

Директор факультета технологического предпринимательства университета "Синергия" Станислав Скуйбеда предполагает, что QR-коды о вакцинации - лишь первые ласточки и дальше правительства стран будут расширять диапазон требований к наличию кода на что бы то ни было и условий его получения. "А значит, - поясняет он, - возникнет необходимость в достоверной и быстрой верификации кодов различными службами, а также в сервисах по быстрому получению кодов. Тем самым возникнет новый рынок услуг, на котором ИТ-компании смогут зарабатывать на обеспечении безопасности данных для обеих сторон и на разработке решений для создания сервисов и дополнительных услуг с использованием QR-кода. Это первый этап. На следующем этапе развития технологий, через 10-15 лет, можем ожидать миниатюрные технологии имплантации кодов. И привет, CyberPank!" - прогнозирует Станислав Скуйбеда.

Следующая группа участников рынка и экспертов скептически настроена по поводу QR-кодного бизнеса.

Директор по продуктовой стратегии группы Т1 Сергей Иванов считает, что у QR кодов есть рекламный потенциал, однако массового развития сегмента ждать не стоит. Он рассказал, что технология QR позволяет кодировать большие объемы информации: более 4000 цифр и букв, включая кириллицу, и 2,9 тыс. байт кода. "Поэтому у кодов большой рекламно-информационный потенциал, - объяснил Сергей Иванов. - Кроме "служебной" информации, можно добавлять рекламные блоки, информирующие о тех или иных услугах, в том числе медицинских, с указанием адресов и контактов. Эта технология может быть использована в качестве эффективной рекламной площадки наравне с баннерами или объявлениями в транспорте. Безусловно, QR-коды могут использоваться в оформлении разнообразного мерча - эта идея уже была популярна в прошлый локдаун - временных татуировок, футболок, шапок и блокнотов. Такого рода атрибуты позволяют иметь код всегда под рукой и использовать его с минимальными усилиями. Но поскольку основным назначением остается социальная функция QR-кодов и государственный контроль за эпидемиологической ситуацией, то, вероятнее всего, подобный мерч останется уделом отдельных энтузиастов, массового потребления не будет".

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын пояснил: основная проблема для бизнеса в случае таких услуг - сложность планирования. "Спрос на услуги, связанные с QR-кодами, плохо предсказуем. Даже газеты и отраслевые издания не будут заводить отдельных разделов, посвященных исключительно QR-кодам. Кстати, автор этого комментария может вспомнить, что советовал одному изданию завести отдельную колонку про криптовалюты, но никто не поверил, что ажиотаж продлится дольше нескольких месяцев. QR-коды тоже воспринимаются как временное явление. Сейчас изобретать услуги будут те, кто может осуществить разработку и внедрение за два-три дня. Это будут небольшие проекты, вроде тату с кодами. Бизнес сконцентрируется на тех услугах, спрос на которые будет длительным и не столь зависимым от решений местных властей", - прогнозирует Леонид Делицын.

Директор "Ланит-Терком" Вадим Сабашный считает, что на рынке может быть востребовано комплексное решение. "Генерация кодов или их онлайн-проверка - задача простая. Сгенерировать QR-код можно с помощью большого числа бесплатных сервисов. Не думаю, что это крупный сегмент рынка, который может существовать как отдельная сфера бизнеса. Более интересным здесь может стать создание системы, сходной с зарубежным green pass - "зеленым паспортом". Например, в ОАЭ мобильное приложение, реализующее "зеленый паспорт", каждые пять минут автоматически меняет код, что значительно повышает устойчивость системы к подлогу документов. Таким образом, на рынке может быть востребовано комплексное решение, которое объединит в себе персональные данные и подтверждающие коды. Но наиболее логично, если оно будет разработано в рамках уже существующего решения на портале "Госуслуги", предоставляющего возможность получить QR-код сертификата вакцинации от коронавируса в приложении или в личном кабинете на сайте, и бизнес здесь предоставит только услуги по разработке. Бизнес, который не связан с ИТ-сферой, конечно, будет пробовать монетизировать создание предметов с использованием QR-кодов - например, персональные значки о вакцинации, визитки. Все это уже есть на рынке. Но не думаю, что этот сегмент достигнет значительных цифр в абсолютных показателях", - прокомментировал Вадим Сабашный.

Новости из связанных рубрик