Больше трети компаний обучают своих сотрудников по digital- и IT-направлениями. Наиболее популярными программами обучения являются интернет-маркетинг (14%), веб-разработка (12%) и разработка мобильных приложений (9%). Такие данные приводятся по итогам исследования GeekBrains и "Работа.ру". Только онлайн обучает своих сотрудников каждая десятая компания, половина практикует смешанный подход.

Константин
Скурат
© ComNews
09.11.2021

GeekBrains и "Работа.ру" провели исследование для выяснения, как проходит обучение сотрудников в российских компаниях. В опросе приняли участие более 18 тыс. сотрудников компаний и более 1000 работодателей (представителей бизнеса и HR-директоров) из всех регионов страны.

38% сотрудников обучается компаниями по digital- и IT-направлениями. Самыми популярными программами обучения также стали интернет-маркетинг (14% ответов) и веб-разработка (12%). Еще 9% опрошенных работодателей рассказали, что обучают сотрудников разработке мобильных приложений, 4% - data science и аналитике больших данных, по 2% - проджект- и продакт-менеджменту или дизайну.

Советник генерального директора по управлению персоналом группы Т1 Екатерина Мелентьева отмечает, что потребность в ИТ-кадрах остро ощущается на рынке, при этом количество готовых специалистов сильно ниже потребностей компаний. Она полагает, что доля обучения ИТ и digital-направлений будет расти и те компании, которые вовремя инвестируют в это направление и выстроят внутри систему развития для этих категорий сотрудников, "выиграют рынок".

"Доля 38% скорее ниже реальной потребности по двум причинам: первая - не все компании еще осознали, что емкость рынка ИТ-специалистов исчерпаема, и единственный вариант привлечения, удержания и развития таких сотрудников - это постоянное обучение и развитие, понятные карьерные и денежные перспективы внутри компании; вторая причина - многие компании ищут готовых сотрудников и не склонны инвестировать в "джунов" - такой подход я бы назвала заранее провальным ввиду жесточайшей конкуренции на рынке за опытных специалистов", - обращает внимание Екатерина Мелентьева.

Каждый десятый работодатель обучает персонал только онлайн, 38% - только офлайн. 52% представителей бизнеса отметили, что в их компаниях практикуется смешанный подход онлайн- и офлайн-форматов.

57% сотрудников компаний предпочитают формат онлайн-обучения с преподавателем, видеокурсы (записанные видеоуроки) подходят 21% респондентов. 9% затрудняются ответить, какой формат они используют чаще, 6% выбирают обучение через интерактивные материалы и тренажеры, 5% предпочитают офлайн-обучение и только 2% выбрали обучение по текстовым материалам самостоятельно.

Екатерина Мелентьева говорит, что доля офлайн-обучения будет стремительно падать, поскольку это дороже для компаний, и добавляет, что пандемия дала мощный толчок для развития онлайн-технологий и платформ в HR, ускорила процесс перехода удаленки в гигиенический минимум и для ИТ-специалистов стало нормой работать из любой точки мира, что также касается обучения. По словам эксперта Т1, сейчас в онлайн-обучении проблема в качестве материала, но будут востребованы тренажеры, программы, которые помогут получить обратную связь. Она отметила, что в гибридном или очном формате могут остаться часть программ по развитию soft skills - например, проектное управление, развитие команд и т.д.

"Самое востребованное сейчас - это мобильная разработка и разработка приложений. Веб уходит на второй план. Также мы видим огромный спрос на все программы, которые связаны с data management, данные пронизывают любую функцию в компании: это дата-инженеры, аналитики, сайнтисты. Таких специалистов крайне мало на рынке, и это одно из самых востребованных направлений для переобучения и повышения квалификации для ИТ-специалистов", - замечает советник гендиректора по управлению персоналом группы Т1, отмечая также программы, связанные с разработкой, тестированием, дизайном, machine learning, AI.

Абсолютное большинство опрошенных респондентов (95%) готовы платить за свое обучение. При этом 40% сотрудников компаний готовы тратить на свое обучение от 50 тыс. до 100 тыс. руб. в год за повышение квалификации или освоение новой профессии. В первую очередь задумываются о дополнительном обучении сотрудники со стажем работы более 10 лет, они составляют 40% опрошенных. У 25% респондентов, заинтересованных в дополнительном образовании, стаж работы от 5 до 10 лет.

"Сотрудники со стажем работы более 10 лет начинают искать способы повысить свою квалификацию, ведь это верный способ не только быть востребованным на рынке труда. Люди понимают ценность дополнительного образования и готовы в него инвестировать", - отметил генеральный директор GeekBrains Александр Волчек.

По данным GeekBrains, большинство работодателей (85%) проводят обучение своих сотрудников, остальные (15%) пока не готовы это делать. При этом компании готовы тратить на образование в разы меньше, чем готовы тратить сотрудники. Почти половина опрошенных представителей компаний (45%) указали, что склонны тратить на обучение одного сотрудника до 10 тыс. руб. в год. 17% респондентов отметили, что готовы тратить от 10 тыс. до 30 тыс. руб., 8% - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. в год, а 2% - более 50 тыс. руб. в год. 28% опрошенных работодателей рассказали, что их компания готова только на бесплатное обучение персонала.

По данным опроса исследовательского центра SuperJob, который проводился с мая по август 2021 г. среди более 8500 респондентов, пандемия COVID-19 сделала большую часть курсов и тренингов дистанционными: 54% россиян, получавших дополнительное образование за последний год, делали это исключительно онлайн. Лишь каждый четвертый (24%) проходил обучение очно, еще 22% учились в гибридном формате.

По данным того же исследования, на курсах повышения квалификации, семинарах и тренингах россияне чаще всего подтягивают технические навыки, необходимые в профессии (40%). Социальные навыки (работа в команде, тайм-менеджмент, мотивация и т.д.) "прокачивают" 16%. Каждый третий (34%) учился и тому, и другому. При этом технические навыки опрошенные чаще всего повышали за свой счет, а социальные - за счет работодателя.

Среди респондентов SuperJob за последний год курсы повышения квалификации, семинары или тренинги по профессии прошли 44% россиян. 15% учились бесплатно, столько же (15%) оплачивали дополнительное образование из своего кошелька. Каждый девятый (11%) участвовал в занятиях за счет работодателя, и только 3% опрошенных прошли обучение частично за свой счет, частично за счет компании. Среди тех, кто в течение последнего года прошел обучение за счет компании, каждый третий опрошенный (33%) сам выбрал для себя курсы, тренинг или семинар, 58% сообщили, что образовательный проект был выбран работодателем.

Повышение эффективности своего труда отметили 30% получивших дополнительное образование в течение последнего года. У 13% результатом обучения стало повышение разряда или категории, у 11% - рост зарплаты, а 8% были переведены на более высокую должность. 38% признались, что участие в курсах и семинарах не привело к каким-либо изменениям в их работе, причем среди респондентов в возрасте старше 45 лет этот показатель доходит до 46%.

Новости из связанных рубрик