"ВымпелКом" (бренд "билайн") в партнерстве с ИТ-компанией "Инфосистемы Джет" преобразовал действовавшую систему мониторинга ИТ-инфраструктуры в единое и централизованное решение на основе открытого ПО Zabbix и Grafana. На первом этапе инициировано построение единой системы мониторинга ИТ-инфраструктуры, поддерживающей бизнес-сервисы, включая и те, с которыми имеют дело клиенты оператора связи.
© ComNews
16.11.2021

На момент старта проекта в "ВымпелКоме" уже использовалось несколько систем мониторинга. Они оценивали состояние отдельных сервисов и фрагментов ИТ-инфраструктуры, не создавая общей картины.

Директор по развитию сервисов ПАО "ВымпелКом" Сергей Агеев отмечает, что системы мониторинга ИТ-инфраструктуры обычно не используются за пределами ИТ-подразделения. "Но не в нашем случае. Внедренное решение дает продуктовым командам и бизнесу понимание, как работа инфраструктурного слоя и сервисов влияет на клиентский опыт наших потребителей. Теперь ИТ-команда при обосновании затрат опирается на реальные данные, сопоставляя их с приоритетами компании и конкретных продуктовых команд, а не на экспертные прогнозы", - подчеркивает Сергей Агеев.

Руководитель направления ИТ-мониторинга "Инфосистемы Джет" Алексей Акопян не разглашает стоимость реализации проекта, так как это коммерческая тайна.

Сегодня, считает Алексей Акопян, ПО с открытым кодом по функционалу не уступает коммерческим продуктам. "При этом оно способно дать хорошую экономию - можно экономить на лицензиях или подписке на софт. А в дополнение ко всему свободное ПО предоставляет большие возможности по развитию и за счет этого интересно компаниям, нацеленным получить от него чуть больше, чем позволяет "базовая комплектация", - отмечает Алексей Акопян.

"На старте проекта ИТ-команда "ВымпелКома" продумала архитектуру будущего решения, и затем мы уже совместно объединили все фрагменты ИТ-инфраструктуры в единую систему мониторинга на базе ПО Zabbix. Потом мы определили категории оборудования, которое ставилось на мониторинг: системы хранения данных, сетевое оборудование, системы резервного копирования, серверы с различными операционными системами и пр. Для этого мы разработали несколько десятков шаблонов сбора информации с нужного оборудования. Отдельным стримом проекта стала разработка "модели здоровья" - для каждого типа оборудования мы продумали правила (триггеры), при достижении которых система сообщает о рисках сбоев", - рассказывает об этапах проекта Алексей Акопян.

"Затем систему мониторинга мы интегрировали с существующей базой данных управления конфигурациями (CMDB). Сейчас можно отследить, как компоненты ИТ-инфраструктуры влияют на работу более 180 приложений и бизнес-сервисов. Например, какая связь между состоянием серверов и работой личного кабинета абонента, его действиями с балансом, предоставлением ему различной информации - о подключенных услугах, совершенных операциях", - отмечает Алексей Акопян.

"Финальным аккордом проекта стала визуализация данных мониторинга на ПО Grafana. "ВымпелКом" пользуется тремя видами дашбордов - от комплексного (отражает общую картину состояния девяти основных направлений ИТ-инфраструктуры) до более глубинных (предоставляют суммарную статистика по каждому направлению и сведения о конкретных устройствах)", - подчеркивает Алексей Акопян.

Он сообщает, что телекомоператор с помощью централизованного ИТ-мониторинга планирует достичь более высокой наблюдаемости ландшафта, доступности сервисов, возможности предсказывать возникновение затруднений у клиентов, повысить скорость диагностики и локализации нештатных ситуаций.

На сегодня у большинства операторов есть системы мониторинга ИТ на основе "свободного" ПО, отмечает Алексей Акопян.

"Исторически складывалось так, что на мониторинг ставились отдельные фрагменты ИТ-инфраструктуры, и среди них непременно есть решения open source. Иногда их больше десятка. Сейчас мы видим тенденцию к объединению систем мониторинга, так как это дает компаниям более полную картину работы ИТ и бизнес-сервисов", - подчеркивает Алексей Акопян.

"Применение результатов работы системы ИТ-мониторинга не только ИТ-блоком, но и бизнесом - это эталон. Чтобы его достичь, нужно изначально строить систему с прицелом на полезность бизнесу. Создание подобных систем на сегодня является трендом и в телекоме, и в других отраслях", - считает Алексей Акопян.

Директор по продуктовой стратегии группы Т1 Сергей Иванов отмечает, что промышленная автоматизация на основе решений с открытым кодом активно ведется уже более 10 лет и практически во всех секторах экономики.

"90% компаний в сферах банкинга, телекома и ретейла используют подобные решения. Профессиональные сообщества, сложившиеся вокруг этих решений, позволяют автоматизировать большинство внутренних операций и процессов практически в любой компании. При этом компаниям - пользователям открытого ПО необходимо осознавать риски подобного внедрения и нести за это ответственность. На этом фоне важной составляющей применения открытого ПО становится мониторинг стабильной работы объектов инфраструктуры и процессов, построенных на ней. Для этих целей подходят Zabbix и "Графана" в качестве негласного стандарта по ряду функциональных направлений. Подобная комбинация не нова и многократно опробована на решении схожих задач", - считает Сергей Иванов.

"Использование свободного ПО является одним из способов реализации требований к импортозамещению, поэтому госкорпорации также крайне активно используют решения этого уровня и часто выстраивают собственные продукты на базе подобных решений. Например, в реестре Минцифры находится несколько десятков национальных операционных систем, построенных на переработанном ядре операционной системы CentOS", - отмечает Сергей Иванов.

Новости из связанных рубрик