По данным "ТМТ Консалтинга", российский рынок платного ТВ по итогам III квартала продемонстрировал незначительный рост только по количеству абонентов (+0,2%, 90 тыс.). Выручка операторов от предоставления услуги платного ТВ не увеличилась по сравнению со II кварталом, составив 26,5 млрд руб. Эксперты говорят, что отсутствие роста выручки по итогам III квартала наблюдается впервые.
© ComNews
22.11.2021

Рост количества абонентов происходил только в сегменте IPTV: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество домохозяйств, подключенных по этой технологии, выросло на 700 тыс.

В спутниковом ТВ роста в прошедшем квартале не было. Число абонентов КТВ продолжало сокращаться - за год операторы КТВ потеряли почти 300 тыс. пользователей.

Практически весь прирост III квартала (89 тыс.) пришелся на операторов, входящих в топ-5. В него входят "Триколор" (самое большое количество абонентов), "Ростелеком", МТС, "ЭР-Телеком" и "Орион".

Лидером рынка по темпам роста остается МТС: за квартал оператору удалось увеличить количество абонентов на 48 тыс. за счет новых подключений как к проводным технологиям, так и к спутниковому ТВ. За год число абонентов увеличилось на 8,4%.

На 34 тыс. выросла абонентская база "Ростелекома". Оператор продолжает наращивать долю пакетных подключений IPTV+ШПД: за III квартал доля пакетных абонентов выросла еще на 0,6%. Динамика роста прочих операторов из топ-5 не превысила 0,1%.

Суммарная абонентская база операторов, не вошедших в топ-5, почти не изменилась: отток в сегменте КТВ компенсировался ростом количества абонентов IPTV.

В Москве количество абонентов продолжает сокращаться (-0,2% по итогам III квартала). Столица остается самым крупным рынком платного ТВ - на нее приходится 12% всей российской абонбазы и 13% выручки. Позиции операторов на столичном рынке по итогам III квартала не изменились. Компания МТС традиционно стала самым быстрорастущим оператором с приростом в 7000 абонентов.

Директор по проектам "ТМТ Консалтинга" Елена Крылова считает, что рынок достиг стагнации немного раньше, чем прогнозировал "ТМТ Консалтинг".

"Это случилось раньше по следующим причинам: рост популярности ОТТ-видеосервисов, введение некоторыми из них ("КиноПоиск", ранее - Megogo и ivi) сервисов потокового ТВ-вещания; рост парка smart-телевизоров (возможность просмотра ТВ через ОТТ-приложения); доступность цифрового эфирного ТВ; экономия в связи с финансовыми трудностями в период пандемии", - отмечает Елена Крылова.

Она считает, что в IV квартале будет рост - это сезонный фактор, перед новым годом обновляются годовые подписки у спутниковых абонентов.

"Роста числа абонентов не ожидаем: сейчас рост IPTV опережает отток в КТВ, в спутниковом ТВ стагнация. В 2021 г. ожидаем спад в спутниковом и снижение роста в IPTV - будет только компенсировать отток в других сегментах", - отмечает Елена Крылова.

По словам эксперта, у МТС может сохраниться небольшой рост, но, конечно, к "Ростелекому" не приблизится - слишком огромный, более чем двукратный, разрыв.

Елена Крылова уверена, что технология кабельного ТВ будет сдавать позиции в пользу IPTV.

МТС продолжает наращивать абонентскую базу во всех средах, сообщают в пресс-службе. "Наблюдаем смещение интереса от традиционных линейных сред в ОТТ. Вместе с тем в линейных средах сохраняется позитивная динамика, основным драйвером которой выступает конвергент. И даже традиционно "низкий" сезон подключений спутника, связанный с завершением дачного сезона в III квартале, не переломил позитивную динамику в этом сегменте", - отмечают в пресс-службе ПАО "МТС".

Несмотря на насыщение рынка, остается потенциал развития как за счет ввода новых объектов ЖКХ в городах, так и благодаря развитию ИЖС, считают в пресс-службе МТС. Вариативность рынка может стимулировать переток в рамках существующей базы между операторами к тем, которые предлагают более привлекательные и комплексные решения.

В пресс-службе НАО "Национальная спутниковая компания" ("Триколор") уверены, что нельзя говорить про массовый отток. "Мы наблюдаем тренд, при котором клиенты все чаще выбирают нелинейное телесмотрение. Акценты запросов зрителей от года к году постепенно смещаются. Клиентам становится комфортней пользоваться комплексными медиаплатформами, способными удовлетворить любой запрос", - сообщают в пресс-службе "Триколора".

"Это приводит к тому, что операторы платного ТВ осваивают новые сервисы и среды вещания. В том числе фокусируются на запуске и развитии собственных онлайн-кинотеатров. У нашего онлайн-сервиса уже 1,3 млн зрителей, и мы видим в нем одну из точек роста компании", - подчеркивают в пресс-службе "Триколора".

Директор по развитию направления "Видео" ПАО "Ростелеком" Антон Володькин отмечает, что рынок не растет, так как на нем происходит перераспределение между технологиями - клиенты переходят в IPTV и частично в OTT.

"Планы мы традиционно не раскрываем, но по итогам трех кварталов 2021 г. наши действия по привлечению клиентов дали результат - мы зафиксировали рост выручки и планируем эти действия продолжать. Важно отметить, что в сегменте IPTV мы уже не просто оперируем продуктом "интерактивное ТВ", а создаем новое решение и уже практически 99% клиентов перевели в онлайн-кинотеатр Wink. Это дает существенно большие возможности для монетизации и удержания пользователей, потому что практически половину эфирного времени наши клиенты тратят на video on demand, а не на линейный просмотр ТВ-каналов", - подчеркивает Антон Володькин.

В АО "ЭР-Телеком Холдинг" отказались от комментариев.

Генеральный директор ГК "Орион" Кирилл Махновский отмечает, что стабильность абонентских баз означает, что большинство лидеров рынка платного телевидения осознали: датировать количественный прирост при столь высоком уровне проникновения услуги коммерчески нецелесообразно.

"Классическая модель рынка претерпевает трансформацию. В ближайшее время нам предстоит ориентироваться на рост за счет эффективных партнерств, как между игроками рынка платного телевидения, так и с проектами в смежных отраслях. Это позволит создать новые стимулы для монетизации существующих абонентских баз", - подчеркивает Кирилл Махновский.

"Для рынка платного телевидения характерна выраженная сезонность. Не исключаю, что IV квартал будет отмечен небольшим оживлением с точки зрения притока новых абонентов, однако любые колебания будут незначительными на общем фоне. "Орион" следует общему тренду на всестороннюю монетизацию платформ и абонентских баз. При этом наша компания давно вышла за рамки услуг федерального спутникового оператора", - отмечает Кирилл Махновский.

"Трехмиллионная база абонентов спутникового телевидения "Телекарта" остается фундаментом, на котором строится развитие В2В-услуг, производство собственных телеканалов, дистрибуция. Мы выступаем интегратором мультимедийных решений, осваиваем смежные сферы - например, прямые трансляции крупных спортивных и культурных событий, тестирование новых технологий, телеизмерение и многое другое. Широкие возможности спутниковой медиаплатформы и диверсифицированный портфель позволяют нам с оптимизмом смотреть в будущее", - подчеркивает Кирилл Махновский.

Новости из связанных рубрик