Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) в рамках Недели Российского Интернета (RIW) представила прогноз главных ИТ-трендов 2022 года по пяти направлениям: "Технология", "Экономика", "Государство", "Общество", "Отрасль".

Константин
Скурат
© ComNews
07.12.2021

В блок "Технологии 2022" входят сегменты "От цифровых экосистем к метавселенным", "Этичный искусственный интеллект - от принципов к практике", "Искусственный интеллект как автор", "Распознавание эмоций", "Синтетические данные". В блоке "Экономика 2022": "Новая жизнь криптопроектов", "Онлайн-ритейл опережает традиционных ритейлеров", "Креативная экономика", "Маркетинг без "печенек","Киберспорт выходит на новый уровень". Блок "Государство 2022" состоит из направлений "Новая стадия импортозамещения","Позитивный контент","Регулирование рекомендательных систем", "Национальные цифровые валюты", "Цифровизация медицины и медицинские данные". Еще один блок - "Общество 2022", в него входят "Гибридная работа", "Массовые мероприятия уходят в онлайн", "Демократизация контента", "Новые подходы к созданию лекарств", "Делегирование задач технологиям". В последний блок, "Отрасль 2022" вошли "Сбер", "Яндекс", VK, Meta, TikTok со своими итогами года и перспективными направлениями развития в следующем.

В первом блоке, "Технологии 2022", описываются тренды перехода "От цифровых экосистем к метавселенным", к следующему этапу развития онлайн-пространства. Летом Марк Цукерберг заявил в интервью The Verge о планах Facebook по построению гипер-связанного пространства впечатлений, которое объединит развлечения, работу, шоппинг и общение в единой виртуальной среде; осенью компания поменяла название с Facebook на Meta. Также проект по развитию "корпоративной" версии новой реальности анонсировал Microsoft, в основе его - платформа смешанной реальности Mesh, планируется интеграция с Teams, продуктами Office, а также играми компании. Собственную метавселенную разработчик игр Roblox, на одноименной платформе пользователи могут участвовать в играх или мероприятиях, созданных другими пользователями, и создавать свои собственные. ИТ-гигант NVIDIA, разработчик графических процессоров и чипов, строит Omniverse - платформу для совместной работы в виртуальной реальности для дизайнеров, инженеров и художников. Генеральный директор NVIDIA Дженсен Хуанг считает, что скоро экономика виртуального мира станет больше, чем экономика реального, и в ближайшем будущем мы будем покупать 3D-модели домов, машин или предметов интерьера также, как сегодня мы покупаем цифровые книги или музыку. А в Китае в ноябре 2021 года был создан специальный комитет по метавселенным, который будет изучать возможности интеграции виртуальной экономики метавселенной в реальную экономику.

Следующий технологический сегмент 2022 г. - "Этичный искусственный интеллект - от принципов к практике". Использование технологий искусственного интеллекта (ИИ) - уже повседневность. Больше задач алгоритмам - острее вопросы безопасности и ответственного применения систем ИИ. Ответом на вызовы, связанные с использованием ИИ, становятся различные рекомендации, принципы, стандарты и технологические решения, которые призваны снизить уровень существующих рисков и обеспечить эффективную, надежную и безопасную работу алгоритмов, т.е. сегодня к системам предъявляется ряд условий, которым они должны отвечать, чтобы считаться этичными, в частности: прозрачность, непредвзятость, подотчетность, приоритет интересов человека и контроль с его стороны, ответственность разработчиков, пользователей и других заинтересованных лиц. В 2021 году в России был принят Национальный кодекс этики в сфере ИИ, к которому присоединились многие ведущие российские компании - лидеры в разработке технологий. Также в этом году собственный набор этических принципов для ИИ представил Китай. ЕС и США рассматривают этические аспекты как одну из основ построение регулирования ИИ. Наконец, в ноябре были приняты первые в мире международные Рекомендации по этике ИИ ЮНЕСКО. Собственные этические кодексы разрабатываются и на корпоративном уровне (например, в марте 2021 года принципы этики ИИ утвердило правление Сбера). Следующим шагом должно стать распространение применение принципов, заложенных в этих документах, в ИИ-сообществе, и начало их практического разработчиками и пользователями систем ИИ.

"Искусственный интеллект как автор" - тоже технологический тренд. В соответствии с принятым сегодня общим подходом, авторство изобретений или произведений искусства может быть признано только за человеком. Однако, с развитием генеративных нейросетей, ИИ научился создавать собственные произведения. Еще в 2018 году на аукционе Christie’s был продан "Портрет Эдмонда Белами" - арт-объект, созданный с использованием искусственного интеллекта. В начале 2020 года Яндекс представил галерею нейросетевого искусства, где все произведения создала нейросеть. Проект Artifly предлагает инструмент для создания произведений искусства по нажатию одной кнопки, а нейросеть DALL-E генерирует картинки на основе текстового описания. ИИ не только рисует картины или пишет музыку, но создает и ПО. В 2021 году в России впервые была зарегистрирована программа, полностью написанная ИИ. Чем большее развитие получает генеративный ИИ, тем чаще возникает вопрос относительно авторства созданных им произведений. Основатель компании Imagination Engines Стивен Талер уже несколько лет работает над признанием права алгоритмов быть указанными в качестве соавторов патентов, в 2019 году он подал заявку на 2 патента, где автором была указана созданная им нейросеть DABUS. В США и ЕС эта заявка была отклонена патентным ведомством, однако он добился успеха в Австралии и в ЮАР, где алгоритм "приняли в соавторы". В России первая патентная заявка на произведение, созданное ИИ, была подана в 2021 году Сбером. Особенности существующего регулирования означают, что пока признание ИИ автором - это скорее исключение, чем правило. Однако чем более "продвинутыми" становится генеративный ИИ, тем дальше будет развиваться дискуссия относительно модификации регулирования.

Важным фактором в 2022 станет и технология "Распознавание эмоций", которая существуют не первый год. Еще в 2018 году Gartner прогнозировал, что к 2022 году 10% всех персональных цифровых устройств будут оснащены данной функцией. По оценкам Research&Markets в 2019 году объем глобального рынка технологий для распознавания эмоций составлял $21,6 млрд, а к 2024 году он достигнет $56 млрд. Сегодня инструменты для распознавания эмоций можно найти в системах национальной безопасности и в аэропортах, в образовательных учреждениях и стартапах по найму, в ПО, предназначенном для обнаружения психических заболеваний и для предотвращения преступлений. Есть и более "экзотические" решения, например, система, которая может анализировать эмоции фермерских животных для оценки их состояния фермерами при дистанционном мониторинге. Распознавать эмоции можно не только по выражению лиц, но и по голосу(пример - решение для управления качеством обслуживания Smart Logger компании "Центр речевых технологий"). Распространение "умных колонок" и голосовых помощников является дополнительным стимулом для развития аналитики эмоций по голосу. Есть вероятность стать свидетелями новой эры в цифровом маркетинге, когда профилирование будет проводиться не только на основе социально-демографических характеристик или предпочтений, но и на основе голосовых паттернов.

"Синтетические данные" - тренд 2022 года. Требования, связанные с обеспечением безопасности и конфиденциальности данных накладывают ограничения на доступ к данным, в том числе, разработчиков систем ИИ. Другим важным вопросом является обеспечения качества данных, их репрезентативности и корректности. В процессе обучения алгоритмы "вбирают" в себя все те паттерны и особенности, которые содержит в себе набор данных. Несоответствие данных этим параметрам отразится на работе алгоритмов, что может привести к ошибкам. Чем больше возникает проблем с получением реальных данных, обеспечением их качества и репрезентативности, тем более востребованными становятся синтетические данные. В то время как подготовка дата-сета на основе реальных данных представляет собой достаточно трудоемкую и дорогостоящую задачу, включающую в себя очистку данных, их корректную разметку, проверку на наличие ошибок и т.д., синтетические данные генерируются автоматически под конкретные задачи. Синтетические данные имитируют реальные, но они не имеют реальных источников. Это позволяет решить такую проблему, как защита конфиденциальности, поскольку даже утечка таких данных не принесет никакого вреда реальным людям, они помогают бороться с предвзятостью и объективностью систем ИИ. Однако, у них есть свои ограничения. Искусственно созданные данные могут быть "слишком чистыми", и алгоритмы, обученные исключительно на синтетических данных, могут не справится с решением реальных задач, поэтому пока они используются на ранних стадиях обучения алгоритмов. Тем не менее, в перспективе востребованность синтетических данных будет только нарастать, а развитие нейросетей в будущем сможет позволить имитировать все более сложные "реальные" дата-сеты.

Второй блок трендов "Экономика 2022" открывает "Новая жизнь криптопроектов". В 2021 году произошел невероятный взлет интереса к криптопроектам. ПО оценкам CBInsights за первые три квартала 2021 года инвестиции в данное направление выросли на 384% по сравнению со всем 2020 годом - с $3,1 млрд до $15 млрд. В 3-м квартале появилось 12 компаний-единорогов - рекорд для сферы криптовалют и блокчейна. Ожидается что по итогам 2021 года инвестиции в криптопроекты составят 16% от вложений в финтех-компании и 3% от инвестиций, привлеченных стартапами в целом. Криптосфера продолжает активно развиваться. , появляются новые направления - децентрализованное финансирование (DeFi), владение цифровыми объектами (NFT) и др. Аналитики ожидают, что стимулом для развития направления NFT могут стать метавселенные, которые стимулируют спрос на цифровую моду и предметы интерьера от люксовых брендов. Как следствие, в 2030 году рынок NFT может достигнуть объема $240 млрд.

Следующий экономический тренд - "Онлайн-ритейл опережает традиционных ритейлеров". По оценкам Statista, сегодня онлайн-продажи занимают 18% в глобальном объеме розничных продаж, а к 2024 году их доля увеличится до 21,8%. Резкий скачок произошел под влиянием пандемии - в 2020 году даже те потребители, которые до этого предпочитали офлайн-покупки, были вынуждены перейти в онлайн. Однако после снятия ограничений существенного оттока покупателей интернет-магазинов не произошло. В России доля электронной торговли в общем объеме ритейла по итогам первого полугодия 2021 года составила 8,5%. Максимальный результат по этому показателю был показан в первом полугодии 2020 года, когда из-за ковидных ограничений доля онлайн-торговли превысила 10%. По прогнозам Минпромторга РФ, в ближайшие годы доля онлайн-ритейла в РФ составит около 15% от объема розничной торговли.

"Креативная экономика" - еще одна из тенденций-2022. По оценкам ЮНЕСКО вклад креативной экономики в мировой ВВП составляет около 3%. По другим оценкам этот вклад равен 6,1% глобально и от 2% до 7% на уровне отдельных мировых экономик. Согласно прогнозам, в ближайшие годы размер вклада креативной экономики в глобальный ВВП увеличится до 10%. Для России оценки также различаются: Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ говорит о вкладе в 2,2% ВВП. В то время как Центр городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ) оценил его в 4,37% ВВП или 4,8 трлн руб. В России поддержка креативных индустрий также находится в числе государственных приоритетов – за последние несколько лет Фонд президентских грантов направил порядка 8 млрд рублей на поддержание около 3 тысяч проектов. В июне 2021 года Минкульт РФ представил на общественное обсуждение законопроект, который должен стать основой для развития креативных индустрий в стране, а также комплексную "Концепцию развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года". В частности, законопроект создает базу для развития инфраструктуру креативного предпринимательства в форматах государственно-частного партнерства, вводит специальные налоговые режимы, различные льготы, преференции для предпринимателей (или организаций), создающих новый экономический ресурс на основе интеллектуальной собственности. Развитию креативного предпринимательства должен способствовать и новый федеральный проект "Придумано в России", который вошел в список новых инициатив в сфере стратегического развития и нацпроектов РФ.

Глобальный экономический тренд - "Маркетинг без "печенек". Пользователи уделяют все больше внимания своей приватности. Одним из последствий борьбы за приватность пользователей в онлайн-среде стал фактический отказ от такой технологии отслеживания поведения, как cookie-файлы. Сторонние cookie-файлы уже блокируются в таких браузерах, как Firefox, Safari, Edge и Brave. Но отказ от cookies не означает отказа от таргетинга. В своем сообщении о будущем отказе от сторонних cookie-файлов Google говорит о том, что массовая слежка за отдельными пользователями уходит в прошлое. Но персонализация и таргетированная реклама останутся.

"Киберспорт выходит на новый уровень" - рост игровой индустрии. Глобальный рынок киберспорта в 2021 году оценивается в $1,08 млрд - на 50% больше, чем в 2020 году, а к 2024 году он вырастет еще почти на 60% - до $1,6 млрд. Аудитория киберспорта в 2021 году приблизится к 0,5 млрд человек. С этим показателем киберспорт входит в десятку самых популярных видов спорта, опережая бейсбол, американский футбол/регби и гольф. Трансляции киберспортивных соревнований собирают миллионы зрителей. Вместе с тем, в России аудитория киберспорта составляет 15,4 млн человек, в то время как посещаемость игр Российской футбольной премьер-лиги в сезоне 2020/2021 - 1,87 млн человек (некоторые матчи проходили без зрителей), а в последний "допандемийный" сезон 2018/2019 на стадионы пришло чуть более 4 млн человек. Для сравнения, число подписчиков на канал "Матч Премьер", который показывает все матчи РФПЛ, в середине 2020 года составляло 600 тыс. человек. Интерес к киберспорту в России существенно вырос после победы российской команды TeamSpirit в финале соревнований по Dota 2, который в 2021 году прошел в Бухаресте. Участники команды получили поздравления от президента России Владимира Путина и вице-премьера Дмитрия Чернышенко.

Открывает 3-й блок трендов, "Государство 2022", переход к "Новой стадии импортозамещения". Летом 2021 года была утверждена дорожная карта, согласно которой индекс технологической независимости России в области промышленного ПО должен возрасти с показателя в 15% в 2021 году до 60% в 2024 году. Импортозамещению уделяется больше внимание и в плане мероприятий по поддержке ИТ-отрасли в составе второго пакета мер поддержки, утвержденном Правительством РФ в сентябре этого года. Поддержка импортозамещения планируется, в том числе, за счет таких мер, как: из 62 мер в составе "второго пакета" 28 так или иначе затрагивают тему импортозамещения. По оценкам министра обороны РФ Сергея Шойгу, к 2025 году программа импортозамещения позволит увеличить долю российской продукции на внутреннем рынке в 2,5 раза.

"Позитивный контент" - следующий тренд "Государства 2022". 2021 год отметился рядом инициатив, направленных на борьбу с противоправным контентом и продвижение позитивного контента в онлайн-среде. В частности, в сентябре Роскомнадзором были утверждены требования по маркировке онлайн-контента иностранных интернет-компаний, которые нарушают российское законодательство. Требования относятся к зарубежным или не имеющим гражданства юридическим и физическим лицам с интернет-аудиторией в Рунете, а также к журналистам, занесенным в реестр "иноагентов". По данным Генпрокуратуры РФ за период с 1 января 2020 по ноябрь 2021 было заблокировано 27 тыс. интернет-сайтов с негативным контентом. Отдельное внимание в 2021 году уделялось продвижению позитивного контента для детей. 1 сентября был утвержден Альянс по защите детей в цифровой среде. Участники Альянса взяли на себя обязательства по удалению нежелательного контента и совершенствованию мер по защите несовершеннолетних в интернете. Среди подписавших добровольные обязательства - первые лица "Мэйл.ру груп", "Лаборатории Касперского", "Яндекса","Национальной медиа группы", АО "Газпром-медиа холдинг", "Ростелекома", МТС, "Мегафона", "Вымпелкома". За 2021 год было заблокировано или удалено более 1,9 тыс. ссылок на сайты с мультипликационными произведениями и аниме-сериалами, содержащими сцены насилия и жестокости. Тренд на ужесточение требований к владельцам цифровых платформ в части размещаемого на них контента наблюдается уже не первый год, и его сохранение в 2022 году более чем вероятно.

"Регулирование рекомендательных систем" - государственный тренд. Рекомендательные алгоритмы – это тренд в работе массовых коммерческих цифровых сервисов (от социальных сетей до онлайн-кинотеатров, от систем геонавигации до голосовых помощников). Обратная сторона системы формирования пользовательских предпочтений - пользователь оказывается в узком "информационном пузыре" своих предпочтений. В результате он "теряет в кругозоре", следствием чего становится более слабая способность к фактчекингу и снижение доступа к важной информации, не попадающей в "стабильные предпочтения". Законопроекты о предоставлении пользователям возможности отключать рекомендательные системы сегодня рассматриваются как в России, так и в других странах: в России прорабатывается законопроект о регулировании рекомендательных сервисов; в США рассматривается законопроект в защиту интересов пользователей медиаплатформ; в Китае опубликован проект нормативного документа, устанавливающего новые правила регулирования работы алгоритмов рекомендательных систем. Цифровые платформы уже готовятся к исполнению нового законодательства.

Государственный трендом являются и "Национальные цифровые валюты". В ближайшее время в России, наряду с наличными и безналичными денежными средствами, может появится третья форма национальной валюты - Центральный Банк РФ приступил к реализации проекта по созданию цифрового рубля. До конца 2021 года должно быть завершено создание прототипа, который планируется протестировать в течение 2022 года. Также в следующем году должна быть разработана нормативная база для внедрения. Интерес к национальным цифровым валютам проявляют различные страны. Согласно аналитике Банка международных отчетов, пилотные проекты в настоящий момент реализуются в 26 юрисдикциях, еще в 65 центральные банки активно обсуждают эту тему и настроены в отношении цифровых валют, скорее, позитивно, на Багамских островах, на Восточных Карибах и в Нигерии национальнальная цифровая валюта уже введена. Несмотря на высокую волатильность и неопределенный правовой статус криптовалют, капитализация глобального криптовалютного рынка в 2021 году превысила $3 трлн, что указывает на быстрый рост оборота криптовалют. Центробанк РФ в числе преимуществ цифрового рубля отмечает повышение уровня контроля за расходованием бюджетных средств, снижение издержек на администрирование бюджетных платежей и потенциал для упрощения проведения трансграничных платежей.

Последний тренд в блоке "Государство 2022" - "Цифровизация медицины и медицинские данные". В последние годы наблюдается существенный рост числа инновационных технологических решений в медицине и здравоохранении. Не последнюю роль в этом сыграла пандемия. Во всем мире национальные системы здравоохранения сталкиваются с такими проблемами, как старение населения и нехватка медицинского персонала, решению которых может способствовать цифровизация. В России с 2019 года реализуется федеральный проект по созданию единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), который позволит аккумулировать большие объемы медицинских данных. В конце 2020 года Минздрав РФ предложил использовать обезличенные медицинские данные пациентов, хранящиеся в ЕГИСЗ, для обучения систем искусственного интеллекта. Данное предложение было поддержано Правительством. Пункт о разработке предложений по внесению изменений в нормативно-правовые акты в целях обеспечения регламентированного доступа российских разработчиков решений в сфере искусственного интеллекта к деперсонализированным (обезличенным) государственным датасетам и сведениям из электронных медицинских карт содержится и в перечне мер поддержки ИТ-отрасли ("второй пакет мер поддержки ИТ-отрасли"), утвержденном Правительством РФ в сентябре 2021 года. Упрощение порядка доступа к данным также является целью экспериментально-правовых режимов (ЭПР), закон о которых вступил в силу с 1 января 2021 года. Из пяти проектов в сфере цифровых инноваций, выбранных для реализации в рамках ЭПР, три относятся к сфере цифрового здравоохранения. В частности, российская компания "Дата Матрикс" планирует проводить исследования рутинной клинической практики на основе обезличенных данных из электронных медицинских карт, а также создать национальный банк биомедицинских данных. Сейчас проекты, выбранные в рамках ЭПР, проходят необходимые согласования, и их реализация может начаться уже в 2022 году.

Первый тренд 4-го блока - "Общество 2022" - "Гибридная работа". Гибридная работа или сочетание удаленной работы и работы в офисе - это новый гибкий формат организации труда, который стал ответом на произошедшие в обществе изменения и те преимущества, которые имеет удаленная занятость К примеру, когда в марте 2021 года Google сообщил о том, что с апреля сотрудники компании должны вернуться в офис, а с сентября те из них, которые хотят работать удаленно более 14 дней в году, должны получить на это специальное разрешение, многие из сотрудников заявили, что они лучше уволятся, чем вернуться в офисы. Компания прислушалась к мнению сотрудников - с мая была введена гибкая схемы организации работы, согласно которой 20% сотрудников будут постоянно работать из дома, 20% будут перемещены в новые офисы, и 60% вернуться в те офисы, где работали до пандемии. При этом Google перешел на гибридный формат занятости, при котором сотрудник должен быть в офисе 3 дня в неделю, а остальные 2 дня может работать откуда угодно, и каждый сотрудник получил возможность работать удаленно до 4 недель в году.
Согласно результатам исследования "Будущее работы и рабочих мест", реализованном РАЭК, Microsoft и НИУ ВШЭ, На сегодняшний день гибридный режим работы доступен 51,3% опрошенных сотрудников российских компаний. Наиболее распространенным вариантом в российских компаниях является перевод на гибридную работу 50% и менее сотрудников, в то время как остальные продолжают работать в обычном офисном режиме. Для 24,8% сотрудников гибридный режим - это новая опция занятости, появившаяся только в 2020 году. 71% сотрудников российских компаний, принявших участие в исследовании, хотели бы, чтобы они и в дальнейшем имели возможность работы в гибридном режиме.

Еще один общественный тренд - "Массовые мероприятия уходят в онлайн". В 2020 году по ивент-рынку был нанесен ощутимый удар. Невозможность собирать людей "вживую" поставила крест на массовых мероприятиях, выходом для индустрии стало перемещение в онлайн - концерты и другие ивенты (выпускные, корпоративы, тим-билдинги и т.д.) стали проходить на таких платформах, как Fortnite, Minecraft, Zoom, Spotify и Twitch. Онлайн-среда позволяет реализовать самые смелые идеи организаторов и пригласить на мероприятия многомиллионную аудиторию, включая тех, кто по различным причинам не может посещать офлайн-ивенты. Эти факторы, а также развитие концепции метавселенной означают, что возвращение "живых" мероприятий не означает, что онлайн-события остануться явлением "пандемийного" периода. Подтверждения этому тезису можно найти уже сейчас, причем не только в сфере развлекательных мероприятий. Так, в России в 2021 году была легализована онлайн-защита диссертаций. Постановление Правительства РФ разрешило с 1 августа 2021 года проводить заседания по защите диссертаций в "удаленном интерактивном режиме". А стартап FlyMachine, который разрабатывает платформу для онлайн-концертов, привлек $21 млрд инвестиций для реализации возможностей, связанных с виртуализацией мероприятий, в "пост-пандемийном" мире.

"Демократизация контента" - тренд "Общества 2022". Одним из последствий пандемии стал глобальный сдвиг в процессе производства контента. Самоизоляция стимулировала творчество, а рост онлайн-взаимодействия позволил людям убедиться в том, что они могут взаимодействовать и быть услышанными на глобальном уровне, сейчас каждый может создавать собственный контент и обмениваться им с глобальным сообществом. И для этого не обязательно быть профессионалом - по оценкам Statista, в мире насчитывается 50 млн создателей онлайн-контента, из которых только 2 млн являются профессионалами. Новые медиа и пользовательский контент демонстрируют невероятный рост. Количество пользователей TikTok в 2021 году превысило отметку в 1 млрд, Youtube смотрят более 2 млрд пользователей ежемесячно. В России по оценкам Brand Analytics число активных авторов в социальных сетях в 2020 году составляло 64 млн человек (+30% по сравнению с 2019 годом), а сегодня уже 66,4 млн. На платформе "Литрес. Самиздат" опубликовано более 60 тыс. книг, ежемесячно платформу посещают 20 млн читателей, а число продаж на площадке в 2020 году выросло на 65% по сравнению с 2019 годом. Сегодня интерес к контенту, созданному непрофессиональными креаторами, только возрастает. Появляются новые способы монетизации и новые сферы, в которых можно себя проявить. Развитие метавселенных способно еще больше усилить этот тренд.

В общесте-2022 станут разрабатываться "Новые подходы к созданию лекарств". Обычно, создание лекарственных средств - длительный и трудоемкий процесс, полный цикл разработки нового лекарственного препарата может занять 12-15 лет, совокупные затраты могут достигнуть 2 млрд евро, при этом менее 1% проектов достигают успеха. Но иногда скорость поиска лекарства является критичной не только для конкретных пациентов, но и для всего человечества. Последний такой случай - пандемия COVID-19, где скорость разработки вакцины - один из важнейших факторов. Сегодня по помощь фармацевтическим компаниям приходят технологии ИИ. Нейронные сети гораздо быстрее и точнее справляются с анализом всех возможных молекул, которые потенциально могут обладать лекарственными свойствами. Искусственный интеллект способен не только анализировать уже созданные молекулы, но и самостоятельно их синтезировать, уже сегодня есть инструменты, которые способны предсказывать все параметры синтеза молекул. Еще одно применение технологий для производства лекарств - 3D-печать. В 2020 году объем рынка 3D-печати лекарственных средств оценивался в $301 млн, а к 2025 году он может вырасти до $392 млн.

Выделен сегмент "Делегирование задач технологиям". С развитием цифровизации люди все больше и больше полагаются на технологии. Системы поддержки принятия решений помогают врачам в постановке диагнозов и в прогнозировании развития заболеваний; скоринговые системы оценивают платежеспособность заемщиков или проверяют правоспособность контрагентов; виртуальные ассистенты дают рекомендации по питанию, помогают выбрать подарок или упрощают выполнение финансовых операций; с помощью голосовых помощников можно управлять "умным домом", узнать погоду или заказать билеты. Технологии роботизированной автоматизации процессов (RPA) помогают бухгалтерам в рутинной работе, "умные" камеры видеонаблюдения выявляют нарушения ПДД или помогают обнаружить угнанные автомобили и др. Отдельное направление - различные технологии отслеживания. Трекеры и cookie-файлы позволяют анализировать онлайн-поведение пользователей, сервисы геолокации определяют физическое местоположение. Недавно введенные QR-коды, в том числе, мониторят контакты в период массовых заболеваний и анализ перемещений. В делегировании задач технологиям есть свои возможности и свои риски. Что перевесит - зависит, в том числе, от государства и развития регулирования, от ответственного подхода со стороны бизнеса и пользователей. Однако, очевидно - с увеличением количества собираемых данных и появлением платформ для их анализа автоматизации будет подвергаться все большее число операций.

В 5-й, оставшийся, блок "Отрасль 2022" вошли "Сбер", "Яндекс", VK, Meta, TikTok.

Чистая прибыль "Сбера" приблизилась к 1 трлн руб. - за 9 месяцев 2021 года компания заработала 978 млрд руб. Экосистема "Сбера" включает в себя 135 сервисов, включая сервисы партнеров, а количество подписчиков SberPrime составляет более 3,7 млн человек. Выручка нефинансовых активов (сервисы направлений E-commerce, FoodTech&Mobility и "Развлечения") выросла в 2,8 раза - до 121,7 млрд руб. (за 3 квартала 2021 года). В 3-м квартале 2021 года оборот сервисов электронной коммерции ("СберМаркет", "Самокат", "СберМегаМаркет", "СберЛогистика") достиг 28,1 млрд руб., увеличившись в 10 раз относительно аналогичного периода 2020 года. На 70% относительно первых трех кварталов 2020 года вырос сегмент "Здоровье", выручка за 9 месяцев 2021 года составила 2,8 млрд руб. Продолжает развиваться сегмент технологических сервисов - платформ Platfom V, SmartMarket, SberCloud; виртуальных ассистентов "Салют". Они растут как по числу пользователей, так и по числу предлагаемых сервисов. Летом 2021 года "Сбер" опубликовал свою политику в области ESG и устойчивого развития, а осенью утвердил принципы и стандарты корпоративного управления для всех компаний, входящих в Группу. В ноябре на конференции AI Journey компания представила второй суперкомпьютер - "Кристофари Нео", который возьмет на себя обучение сложных моделей трансформеров. Загрузка первого суперкомпьютера "Сбера" "Кристофари", который работает с 2019 года, составляет уже 75%, с помощью которого создана самая большая AI-модель для генерации текстов на русском языке RuGPT-3. В планах "Сбера" на ближайшие 2 года - попадание, как минимум, в ТОП-5 лидеров рынка электронной коммерции с оборотом направления около 500 млрд руб., увеличение доли нефинансовых сервисов в чистом операционном доходе до 5%, рост выручки от нефинансовых сервисов на 100% и более ежегодно, дальнейшее развитие цифровых платформ и бесшовных персонализированных клиентских сервисов.

"Яндекс" в 2021 году увеличил инвестиции в развитие электронной коммерции. Выручка фудтех-направления компании за первые три квартала 2021 года выросла на 124% относительно аналогичного периода 2020 года (кроме того, летом им зарегистрирована в Великобритании компанию для развития сервиса доставки еды и продуктов), а товарооборот на "Яндекс.Маркет" - на 212%. Другое направление-лидер по инвестициям "Яндекса" - беспилотники. Согласно отчету Morgan Stanley, "беспилотный" бизнес Яндекса оценивается в $7 млрд. Компания входит в топ по беспилотным технологиям (по количеству машин, по пробегу автомобилей, и по готовности к запуску сервисов роботакси) наравне с крупнейшими мировыми игроками - Waymo, Cruise, Baidu. Беспилотное такси уже прошло тестирование в Иннополисе. В следующем году ожидается его тестовый запуск в Москве - осенью этого года заявка "Яндекса" на тестирование беспилотников в отдельных московских районах в рамках экспериментально-правового режима получила первое из трех необходимых заключений от АНО "Цифровая экономика". Роботы-курьеры "Яндекса" уже выполняют около 500 заказов в день на территории России и США. В этом году компания вошла в рейтинг самых мощных в мире суперкомпьютеров: в ТОП-500 сразу три суперкомпьютера "Яндекса" - на 19-м ("Червоненкис"), 36-м ("Галушкин") и 40-м ("Ляпунов") местах. Ожидаются новые проекты в области машинного обучения и обработки больших данных.

В 2022 год Mail.Ru Group входит с новым названием - в октябре этого года компания сменила бренд на VK. Социальная сеть "Вконтакте" - ключевое звено в экосистеме сервисов компании, в течение 2022 года планируется "упорядочить" все бренды внутри экосистемы. 2 декабря 2021 г. произошли существенные изменения в структуре владельцев компании: USM Алишера Усманова объявила о выходе из VK, 45% компании перешли в "Газпром-Медиа". Сменился и генеральный директор - на место Бориса Добродеева пришел Владимир Кириенко. Скорее всего, в новом году нас ждет несколько "громких" новостей, а вектор развития компании сконцентрируется в области социальных сетей, контента, игр и рекламы.
Facebook в 2021 году переименовался в Meta и приступил к созданию собственной метавселенной.
Аудитория TikTok в 2021 году превысила 1 миллиард пользователей. По прогнозам App Annie, в 2022 году к их числу прибавится еще 500 млн, которые в совокупности потратят в приложении $3 млрд. Несмотря на запрет в Индии и Пакистане, которые закрыли доступ в приложение для 1,6 млрд потенциальных пользователей, TikTok является самым быстрорастущим приложением в мире.

Новости из связанных рубрик