По прогнозам iKS-Consulting, объем российского рынка инфраструктурных облачных сервисов будет расти с ежегодным темпом почти 27% в ближайшие годы, при этом ожидается, что некоторые сегменты (например, IaaS) будут расти в отдельные годы до 32%. Исследователи прогнозируют, что в 2021 г. российский рынок достигнет планки в 55 млрд руб., и видят новым драйвером сегмент госуслуг и государственных организаций (B2G). Согласно базовому прогнозу, объем рынка облачных инфраструктурных сервисов в 2025 г. достигнет 140 млрд руб.
Константин
Скурат
© ComNews
14.12.2021

Основные события на облачном рынке заключаются в бурном росте облачных услуг в условиях пандемии COVID-19 и активном выходе на рынок новых игроков в лице финтех-компаний, интернет-интеграторов и операторов связи. Отдельно следует отметить рост активности государства в отношении развития облачных услуг. По оценкам iKS-Consulting, объем российского рынка облачных инфраструктурных сервисов в 2020 г. составил 39,4 млрд руб., показав рекордный рост на 38% к предыдущему году. В 2021 г. рынок достигнет отметки почти в 55 млрд руб., или $739 млн ; рост к 2020 г. в национальной валюте составит 38,3%, в долларах США - 34,9%.

"Второй год тема COVID держит нас в напряжении. Рынок облачных инфраструктурных сервисов в условиях пандемии получил мощный импульс, что отразилось в 38%-ном росте рынка в 2020 г. Взлетел сегмент IaaS, преодолев значение в 33 млрд руб. Мы ожидаем, что 2021 г. закончится также успешно и российский рынок достигнет планки в 55 млрд руб. Новым драйвером рынка мы видим сегмент госуслуг и государственных организаций (B2G)", - говорит автор исследования ведущий консультант iKS-Consulting Станислав Мирин.

На российском рынке продолжается планомерная работа по развитию государственных услуг на базе облаков и по активному переводу федеральных и региональных органов власти в "ГосОблако". В рамках этого движения рассматривается ряд инициатив по стимулированию госорганизаций к использованию облачных услуг, что выражается как в обязательствах по цифровой трансформации деятельности организаций, так и по ограничению на развитие собственной (on-premise) ИТ-инфраструктуры. Активное внедрение облачных услуг в сегменте B2G будет способствовать росту популярности облаков и в сегменте B2B и должно поддержать темпы роста облачного рынка на высоком уровне.

Ведущий консультант iKS-Consulting Станислав Мирин дает прогноз, что в 2022 г. российский рынок IaaS и PaaS будет активно развиваться и темпы роста рынка инфраструктурных облачных сервисов составят не менее 32% относительно 2021 г. При этом темпы роста сегмента IaaS могут достигнуть 33%. Соответственно, объем рынка превысит 71 млрд руб. в базовом сценарии.

"Базовым фактором развития рынка остается тренд на цифровизацию бизнеса и повседневной жизни. Пандемия и связанные с нею ограничительные мероприятия только ускорили эти процессы, выявив бесспорные преимущества использования облачных технологий в условиях дистанционной работы. Кроме того, сохраняются риски в экономике, а в условиях неопределенности облачные решения оказываются предпочтительнее инфраструктуры on-premise, так как, с одной стороны, не требуют капитальных затрат от клиентов, а с другой стороны, позволяют быстро наращивать и снижать объемы потребляемых ресурсов. Третьим фактором развития мы видим изменение отношения к облакам с точки зрения безопасности", - добавляет Станислав Мирин, который также является автором исследования, и отмечает, что положительный пример использования Гособлака должен будет способствовать росту доверия к облакам во всех сегментах бизнеса, а не только среди госпредприятий.

По данным iKS-Consulting, рынок облачных инфраструктурных сервисов (IaaS и PaaS) в России в 2014 г. составлял 4,4 млрд руб. (3,6 млрд и 0,8 млрд руб. соответственно); в 2016 г. - 11,4 млрд руб. (9,1 млрд и 2,3 млрд); в 2017 г. - 16,3 млрд руб. (13,1 млрд и 3,2 млрд); в 2018 г. - 22,2 млрд руб. (17,9 млрд и 4,3 млрд); в 2019 г. - 28,5 млрд руб. (23,4 млрд и 5,1 млрд); в 2020 г. - 39,4 млрд руб. (33,3 млрд и 6,1 млрд); в 2021 г. прогноз составил 54,5 млрд руб. (46,6 млрд - IaaS и 7,9 млрд - PaaS). Согласно прогнозам исследователей, рынок будет расти с ежегодным темпом почти 27%, при этом ожидается, что отдельные сегменты (IaaS) будут расти в отдельные годы до 32%. Согласно базовому прогнозу, объем рынка облачных инфраструктурных сервисов в 2025 г. достигнет 140 млрд руб.

Исследователи рассчитали предварительный рейтинг игроков IaaS, 2021 г., в долях от общей выручки рынка. Прогнозный рейтинг по 2021 г. строится на основании данных, полученных от участников рынка в сентябре-октябре 2021 г. На основании оценок провайдеров и оценок iKS-Consulting, получен следующий прогноз на конец 2021 г.

Согласно данному прогнозу, лидером сегмента IaaS в 2021 г. останется группа компаний "Ростелеком-ЦОД" с долей выручки в 19%. На втором месте компания SberCloud c долей 14,7%. Третью позицию занимает МТС (#CloudMTS, 1cloud, ИТ-ГРАД) - 9,9%; четвертую - компания Selectel, 9,2%. Замыкает топ-5 "Крок Облачные сервисы". По сравнению с 2020 г., практически все игроки остались на своих местах, за исключением компании SberCloud, которая, вероятно, поднимается с пятой на вторую строчку рейтинга. Также в десятку крупнейших игроков вошла компания Yandex.Cloud (2,5%).

Директор по развитию инфраструктурных продуктов Selectel Константин Ансимов рассказывает, что в 2020 г. рост выручки компании составил 43%, а по итогам 2021 г. ожидается рост выручки на уровне 45%. По его словам, сейчас больше всего (89% от общей выручки в 2020 г.) компании приносят IaaS-услуги. Он отмечает, что в 2020 г. сегмент IaaS вырос в Selectel на 49% по сравнению с 2019 г., похожие темпы роста ожидаются в 2021 г. Он обращает внимание, что рост происходит как за счет увеличения потребления услуг текущими клиентами, так и за счет привлечения новых клиентов, растет спрос со стороны компаний, которые переходят со своей инфраструктуры в облако. И добавляет, что в 2021 г. Selectel стал партнером NVIDIA.

"В России PaaS-решения еще пробивают себе дорогу, но уже показывают хорошие результаты. В 2021 г. увеличилось не только число наших клиентов, но и их "качество" - компании масштабируются внутри сервиса, добавляя новые кластеры и повышая характеристики арендуемых ресурсов. Это значит, их бизнес растет. Для сохранения лидерских позиций на рынке IaaS мы продолжим инвестировать в развитие инфраструктуры наших дата-центров, клиентского сервиса и качества наших ключевых продуктов", - полагает Константин Ансимов, добавляя, что продукт Selectel "Выделенные серверы" уже по многим параметрам близок к тому, что на Западе принято называть Bare Metal Cloud.

Директор по развитию бизнеса "Крок Облачные сервисы" Сергей Зинкевич называет IaaS базовой услугой для enterprise-сегмента, синонимом всего облачного рынка для крупных клиентов. Он говорит, что IaaS растет на 20-30% в год и позволяет снизить издержки на инфраструктуру, отказаться от операционных затрат и уменьшить влияние негативных факторов, таких как кризис полупроводников, из-за которых сроки поставки оборудования серьезно увеличились. В то же время PaaS он считает одним из наиболее перспективных направлений; клиенты предпочитают использовать уже готовые платформы, например Kubernetes, чтобы ускорить бизнес и меньше отвлекаться на рутинные процессы.

"Результаты 2021 г. мы озвучим в начале следующего года, однако сейчас уже можем сказать, что темп развития "Крок Облачные сервисы" уже традиционно превысит динамику рынка. IaaS остается для нас одной из традиционных и базовых услуг. PaaS также предлагаем своим клиентам, однако не устаем повторять: PaaS вносит серьезный вклад там, где процессы достаточно типовые. Если у клиентов есть специфичные запросы - а как правило, у крупных клиентов они не редкость, - стоит воспользоваться индивидуально настроенными и спроектированными инфраструктурами и обращаться, к примеру, не к PaaS Kubernetes, а к Managed Kubernetes. В 2022 г. и IaaS, и PaaS остаются в фокусе нашего внимания. Дополнительно мы планируем активно продвигать управляемые сервисы - все, что связано с миграциями, настройками, управлением и развитием инфраструктуры в облаке силами команды провайдера", - отмечает Сергей Зинкевич, соглашаясь и с оценкой iKS-Consulting доли и рейтинговой позиции компании, и в отношении комментариев, касающихся других игроков рынка.

Руководитель группы управления проектами компании Linxdatacenter Евгений Макарьин отметил, что рынок становится все более привлекательным для провайдеров, которые расширяют и совершенствуют имеющиеся предложения, ищут и находят незанятые ниши, и даже впервые выходят на него.

"IaaS является одним из ключевых в бизнесе компании – его доля в структуре общей выручки занимает 14%. Думаю, в 2021 году этот показатель вырастет еще больше: этому способствует как конъюнктура рынка, так и планы компании по развитию облачной платформы. Что касается PaaS, то в России это направление только начинает развиваться, развитие сегмента и борьбу за лидерство в нем мы и увидим в 2022 году", - сказал Евгений Макарьин.

За исключением более мелких игроков, занимающих от 0,3% до 4%, прочие иностранные компании занимают 7,1%, а прочие российские - 11,7%, в которые включена и компания Softline, которая в 2021 г. вышла на IPO и раскрыла показатели своего дохода. Согласно заявленным данным, провайдер получил от облачных услуг выручку более 7 млрд руб. Однако компания в ходе проведения исследования не раскрывает структуру выручки. По оценкам исследователей, доход от собственного облака Softline составил от 0,9 млрд до 1,1 млрд руб., продажи облачных услуг зарубежных партнеров - от 0,7 млрд до 1,5 млрд.

Директор управления облачных решений Softline Дмитрий Исаев обращает внимание, что развитие IaaS в компании по-прежнему остается одним из драйверов роста. При этом он добавил, что заказчиков привлекают комплексные сервисные предложения Softline, когда в одном пакете клиент получает сразу несколько сервисов, начиная с облачных.

"На фоне очень успешного 2020 г. в 2021 г. сохраняются высокие темпы роста. Мы ожидаем сохранение такого тренда как минимум на ближайшие несколько лет, так как рынок облаков в РФ далек от насыщения. В 2022 г. мы планируем делать отдельный акцент именно на комплексных предложениях услуг, когда заказчик из единого окна получает наиболее важные сервисы - облака, включая сопровождение и модернизацию клиентской инфраструктуры внутри виртуальных машин, а также высокий уровень информационной безопасности. Клиенты, получая такую комплексную услугу, могут быть уверены, что их данные всегда будут доступны и защищены от киберугроз самыми современными средствами", - заключает Дмитрий Исаев.

Сооснователь Proto Group Денис Безкоровайный отмечает, что компания исторически делает ставку на облачные сервисы и связанные с ними услуги и будет продолжать активное развитие предложений, связанных с IaaS и SaaS, в 2022 г. По его словам, виден существенный рост использования облачных сервисов Proto Group в 2021 г., основным драйвером среди коммерческих заказчиков можно назвать пандемию и необходимость ускоренного масштабирования инфраструктуры, а также снижение страхов, связанных с информационной безопасностью. Он отмечает, что во многом это произошло за счет повышения зрелости предложений поставщиков облачных сервисов в области ИБ и независимых производителей решений для ИБ, предназначенных для работы в облачных средах.

Исследователи составили также предварительный рейтинг игроков функционального PaaS 2021 г. в долях выручки. Под "функциональным" PaaS они имеют в виду сегмент рынка высокотехнологичных платформ PaaS, который предлагается ведущими российскими игроками рынка PaaS. Он исключает главным образом большой сегмент web-хостинга, платформы видеонаблюдения и ряд платформенных сервисов, которые по фактическому определению подходят под понятие PaaS, но не все игроки рынка относят их к сегменту PaaS. По итогам 2020 г. объем "функционального" PaaS составил 2,26 млрд руб. В 2020 г. лидерами в "функциональном" PaaS были компании SberCloud, Yandex.Cloud, а также CDN-провайдер CDNvideo и компания NGENIX. На долю перечисленных четырех компаний приходилось более 70% рынка. Оставшиеся компании занимают доли не более 7%.

В iKS-Consulting ожидают, что в 2021 г. этот сегмент увеличится почти в два раза, до 4,4 млрд руб. Это увеличение произойдет за счет высокой активности двух первых игроков, суммарная доля которых на рынке составит более 65%. В 2021 г., по прогнозам, эти места займут SberCloud (40%) и Yandex.Cloud (25,1%). На третьей-четвертой позиции останутся NGENIX (9,1%) и CDNvideo (8,9%). 3,6% выручки рынка PaaS отойдут T1 Cloud; 3,4% заберет OnCloud; 2,5% - VK Cloud Solutions, остальным достанется еще меньше."Рост рынка на 27-32% в целом соотносится с нашими прогнозами. При этом стоит понимать, что IaaS - уже достаточно зрелый сегмент, а PaaS находится на раннем этапе развития и будет показывать более быстрые темпы роста, в том числе за счет эффекта низкой базы. Мы видим тенденцию на собственном примере: доля PaaS в нашей выручке в 2021 г. выросла, в сравнении с результатами 2020 г. В то же время не совсем понятен подход к классификации PaaS. Формулировка "функциональные PaaS" искусственно ограничивает список сервисов, которые попадают под критерии", - замечает директор по продукту VK Cloud Solutions Дмитрий Лазаренко, добавив, что в 2022 г. расширение предложения по части IaaS и PaaS по-прежнему останется приоритетным вектором развития платформы компании.

"Для провайдеров, работающих в этом сегменте, может быть только одна стратегия – максимальный акцент усилий на развитии своей платформы. Как показал этот год, конкуренция только усиливается, и единственный путь сохранить свои позиции, а тем более – продвинуться, заключается в концентрации управленческих, финансовых и технологических компетенций на развитии собственного облачного предложения. Собственно, все эти ресурсы у нашей компании есть, поэтому мы планируем на 2022 год максимально активную работу по дальнейшему развитию IaaS-решений, наращиванию инфраструктурных возможностей облака и запуску новых облачных сервисов", - поделился планами Евгений Макарьин из Linxdatacenter.

Новости из связанных рубрик