Количество фрилансеров в России с марта 2020 г. по сентябрь 2021 г. выросло на 36%. При этом в основном фрилансеры получали новые знания в онлайн-среде, благодаря видеокурсам, вебинарам и урокам. Такие данные приводят аналитики FL.ru по результатам исследования. При этом, по данным Райффайзенбанка, за первые девять месяцев 2021 г. расходы клиентов на образование выросли на 30%. Онлайн-курсов россияне стали покупать больше - количество транзакций в категории за год увеличилось на 41%.

Константин
Скурат
© ComNews
15.12.2021

Аналитики FL.ru заявляют, что пандемия подтолкнула россиян получить дополнительное образование и уйти на фриланс. По данным площадки, c начала пандемии на фриланс-биржу пришло более 1,5 млн человек. Количество фрилансеров с марта 2020 г. по сентябрь 2021 г. выросло на 36%. Исследование проведено на основе внутренних данных компании FL.ru в период с марта 2020 г. по сентябрь 2021 г.

"Во время пандемии многие люди потеряли работу и решили восполнить свои доходы, а работодатели начали осваивать гибридные форматы сотрудничества. В 2022 г. рост рынка фриланса продолжится, хотя темпы могут быть более низкими: по нашим прогнозам прирост фрилансеров составит около 20%", - полагает генеральный директор фриланс-биржи FL.ru Анатолий Орлов.

Согласно данным аналитиков, в топ-5 категорий услуг, в которых стали работать исполнители-новички, вошли тексты (351%); переводы (254%); мобильные приложения (160%); аудио/видео (145%) и программирование (130%). При этом среди программистов на 16% выросла доля занимающихся разработкой blockchain-технологий, на 18% - разработкой чат-ботов и на 43% - программированием игр. Конкуренция среди дизайнеров выросла больше всего среди создателей логотипов - в два раза увеличилось число специалистов в этой области за период пандемии. А среди специалистов по аудио- и видеоконтенту больше всего прибавилось аудиомонтажеров (на 39%) и дикторов (на 11%).

"Работа на фрилансе набирает все большую популярность. По нашим данным, почти половина опрошенных россиян (49%) задумывались о переходе на свободную форму работы и только 13% точно не хотели бы трудиться в таком формате. В последние годы тренд на альтернативные формы занятости становится все более явным. Для специалистов это возможность вести сразу несколько проектов, самостоятельно планировать рабочее время и выбирать наиболее интересные задачи. Поэтому можно предположить, что количество фрилансеров будет только увеличиваться", - отмечает коммерческий директор сервиса "Работа.ру" Владимир Корицкий.

При этом, согласно данным исследователей, 54% исполнителей-новичков освоили навыки для работы именно в период пандемии. Фрилансеры говорят, что в основном получали новые знания онлайн, благодаря видеокурсам, вебинарам и урокам на YouTube, - 63%.

Анатолий Орлов из FL.ru считает, что число тех, кто получит через онлайн-площадки знания для фриланса, однозначно будет расти. По его словам, в пандемию многие поняли, что готовы менять сферу и осваивать востребованные профессии, а самым доступным инструментом стали как раз образовательные онлайн-платформы. Он отметил, что полученные навыки необходимо дальше развивать и начать успешно применять, и логичный этап здесь - зарегистрироваться на фриланс-бирже, нарабатывать портфолио, репутацию и опыт.

"Популярность онлайн-образования сильно возросла во время пандемии. Это расширило для специалистов возможности получения новых знаний. Онлайн-версии курсов появились у многих образовательных компаний и вузов. Специалисты получили возможность осваивать дополнительные навыки и получать профессии вне зависимости от локации. Поэтому популярность таких площадок будет только расти", - говорит Владимир Корицкий из "Работа.ру".

Помимо новичков, обучение проходили и действующие фрилансеры. Главными причинами, по которым фрилансеры решили получить дополнительное образование, стали повышение навыков в текущей области (47%), наработка портфолио при помощи наставника-практика (25%) и обучение новой профессии с нуля (23%).

"Получать новые знания критически важно как для опытных фрилансеров, так и для тех, кто только пробует себя на рынке. Порог входа для новичков достаточно низкий - можно освоить наиболее актуальные навыки и увеличивать свой доход благодаря подработкам на бирже. Исполнителям с большим стажем и опытом фриланс позволяет существенно увеличить свой заработок и, благодаря освоению новых навыков, регулярно поднимать стоимость своих услуг", - отмечает Анатолий Орлов из Fl.ru.

По данным Райффайзенбанка, за первые девять месяцев 2021 г. расходы клиентов на образование выросли на 30%. При этом на онлайн-обучение клиенты потратили на 60% больше. В сегменте онлайн-образования средний чек рос год к году на 13%, до 5,4 тыс. руб. Онлайн-курсов россияне стали покупать больше - количество транзакций в категории за год увеличилось на 41%. Данные Райффайзенбанка приведены на основе расходов клиентов на образование за 2020 г. и 2021 г.

По словам Владимира Корицкого из "Работа.ру", развитие онлайн-образования оказало влияние на желание людей выбирать другую сферу деятельности или даже изменить специальность. Он говорит, что, согласно опросу сервиса, каждый восьмой опрошенный (12%) с начала 2021 г. сменил профессию, а 23% хотели бы изменить ее в следующем году.

"Онлайн-образование упрощает возможность получения новых знаний и профессий для специалистов из любой точки мира. Доступность обучения увеличивает число людей, готовых перейти во фриланс. При этом стоит отметить, что при увеличении числа фрилансеров возрастает и конкуренция на этом рынке. Требования к сотрудникам со свободной занятостью становятся выше, а повышение профессиональных навыков помогает обеспечивать онлайн-образование. Можно сказать, что рынок фрилансеров и EdTech образует прочную взаимосвязь", - заключает Владимир Корицкий.

Отвечая на вопрос ComNews, насколько рост рынка фрилансеров зависит от роста рынка онлайн-образования, Анатолий Орлов из Fl.ru заметил, что это циклический процесс. По его словам, фриланс-рынок первым видит, какой навык резко становится востребован, что видно по росту числа заказов на те или иные задачи.

"Как результат, онлайн-платформы следят за трендами и выпускают соответствующие курсы. Постепенно появляющиеся специалисты закрывают потребности заказчиков. Однако с течением времени появляются новые технологии, инструменты, требующие для работы новых навыков", - заключил Анатолий Орлов, приведя в пример платформу "Нетология" (входит в ИT-холдинг TalentTech), которая запустила интенсив для своих клиентов о том, как заработать на фрилансе, в дополнение к профессиональным курсам.

Согласно данным исследовательского центра SuperJob, услугами фрилансеров пользуется каждая третья компания, в ИТ - каждая вторая. Чаще всего внештатные работники выполняют работу в сфере информационных технологий, дизайна и маркетинга. В таком опросе SuperJob в конце марта нынешнего года приняли участие представители 1000 компаний из всех округов страны.

"Постоянно привлекают фрилансеров к работе 9% работодателей, объясняя это экономией средств и нежеланием раздувать штат. Время от времени используют труд внештатных специалистов 23% работодателей. 62% российских работодателей не пользуются услугами фрилансеров. Малый бизнес обращается к помощи фрилансеров чаще среднего и крупного: 35% среди компаний с численностью персонала до 100 человек и всего 16% среди предприятий и организаций, где трудится более 1000 сотрудников. Среди работодателей разных отраслей к услугам фрилансеров прибегают чаще всего в ИT и телекоме (51%), а также в сфере услуг (34%)", - приводят данные в исследовательском центре SuperJob, отмечая, что за четыре года с момента их аналогичного исследования, уровень востребованности услуг фрилансеров среди работодателей практически не изменился: в 2017 г. их привлекали 34% компаний, сейчас - 32%.

Кроме того, аналитики SuperJob сообщают, что фрилансеры чаще всего выполняют работу в сфере информационных технологий (об этом сообщили 22% работодателей), дизайна (21%), а также маркетинга, рекламы, PR и SMM (14%). В 11% компаний внештатные сотрудники занимаются конструированием и проектированием, в 9% - рекрутингом. Столько же сообщили, что фрилансеры работают в сфере продаж. О том, что в их компании на фриланс отданы копирайтинг и редактура, рассказали 8% менеджеров по персоналу. По 3% работодателей привлекают фрилансеров на работы, связанные с консалтингом, а также с монтажом и ремонтом оборудования, по 2% заказывают услуги в сфере финансов и аудита, фото- и видеосъемки, переводов и разработки документации.

Новости из связанных рубрик