Темпы цифровой трансформации растут. Но при этом внедрение многих технологий упирается в качество данных, которые обрабатывают те или иные аналитические системы. О том, как добиться, чтобы данные, которыми оперируют государственные учреждения, были актуальными и достоверными, говорили эксперты во время круглого стола "Качество государственных данных: куда пришли и куда двигаться дальше?", который прошел в рамках Гайдаровского форума - 2022.
© ComNews
17.01.2022

Как отметила генеральный директор Центра перспективных управленческих решений, академический директор Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Мария Шклярук, тема качества государственных данных станет одной из ключевых в текущем году. Доказательством этому стал факт, что Нобелевская премия по экономике в 2021 г. присуждена как раз за применение аналитических средств в выработке государственной социальной политики. В России же инфраструктура для обработки государственных данных только строится. Свои озера данных имеют только три ведомства - МЧС, Минэкономики и Счетная палата.

Заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) Виктор Нечипорук отметил, что качество данных можно оценить лишь тогда, когда они реально востребованы. И если их использование приводит к отрицательным результатам - например, прогноз, полученный при использовании данных, очень сильно разошелся с реальностью, - значит, они некачественные. Но когда сотрудники, в том числе высокопоставленные, видят, что аналитические системы работают, вовлечение их в работу с данными происходит само собой и случается самая настоящая культурная революция.

Советник министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Сергей Сергиенко назвал задачу повышения качества данных одной из первоочередных, причем с ней многим приходится сталкиваться в повседневной жизни. Примерами является то, что за человеком до сих пор числится давно уже несуществующее имущество или просто всплыли ошибки в адресной информации или даже фамилии и имени. Соответственно, необходимы механизмы контроля качества данных. И в целом государство много о людях "знает", и этот массив должен быть единым и связным, что позволит существенно ускорить оказание многих госуслуг.

Директор департамента цифровой трансформации Счетной палаты Российской Федерации Михаил Петров обратил внимание, что для надзорных ведомств вопрос качества данных тождественен юридической значимости. Счетная палата активно использует в своей практической работе аналитические инструменты, позволяющие выявлять всяческого рода аномалии, за которыми обычно скрываются нарушения, и по этой причине вопрос качества данных является критичным. Для контроля качества в Счетной палате создали институт дата-стюардов, на которых возложен контроль качества данных, и этих сотрудников пришлось специально обучать. Поэтому в Счетной палате разработали параметры, позволяющие оценивать качество данных. При этом Михаил Петров также обратил внимание, что не менее важно как можно быстрее подключать новые источники данных.

Директор департамента развития цифровой экономики Министерства экономического развития Российской Федерации Анатолий Дюбанов напомнил, что качество данных регламентируется международным стандартом ISO 9000:2015, где перечислены основные параметры, которые вполне можно измерить. Это нашло отражение и в проекте закона о национальной системе управления данными (НСУД), разработанного Минэкономразвития. Появление НСУД позволит превратить данные в полноценный инструмент государственного управления и обеспечить информационное взаимодействие всех участников. В самом Минэкономразвития ставят на текущий год задачу выйти на новый уровень аналитики и создать работающую систему поддержки принятия управленческих решений.

Мария Шклярук также обратила внимание, что сосредотачиваться только на данных было бы ошибкой. Не стоит забывать о процессах, что многие игнорируют, и эта ошибка чрезвычайно распространена.

Новости из связанных рубрик