02.02.2022

Пути к экономике замкнутого цикла для индустрии моды и бытовой электроники

- Обеспечение соответствия глобальных моделей производства и потребления экологическим целям лежит в основе устойчивого развития. Цикличность предлагает целостный подход к решению как климатического кризиса, так и других экологических проблем, таких как водопользование и образование отходов.

- Переход к циркулярной экономике основывается на изменении структуры цепей поставок: оптимизации объемов производства и материалов, продлении жизненного цикла продукции, запуске новых моделей использования и разработке новых решений для вторичной переработки. Если упростить еще больше, то циркулярная экономика – это следование 5Rs: Reduce, Repair, Resell, Refurbish, Recycle (сокращение, восстановление, повторное использование, обновление и переработка).

- Обеспечение замкнутых цепей поставок зависит от разнонаправленных потоков товаров, которые необходимо тщательно организовывать и регулировать. Поставщики логистических услуг являются ключевым фактором для упрощения как физических потоков, так и потоков данных.

- Индустрия моды и бытовой электроники — это отрасли, которые могут оказать значительное влияние на формирование экономики замкнутого цикла. Лидеры отрасли уже активно участвуют в изменении парадигмы в сторону цикличности, озвучивая амбициозные цели и запуская широкий спектр инициатив. Потенциальное положительное влияние, которое может оказать цикличность в этих двух отраслях, весьма значительно.

  • В совокупности на долю этих отраслей приходится ~6% глобальных выбросов парниковых газов, ~20% произведенной одежды никогда не используется, а смартфоны часто меняют уже через 2-3 года.
  • Кроме того, эти отрасли ответственны за значительное потребление невозобновляемых ресурсов (таких как редкоземельные элементы и металлы), использование территории (больше, чем площадь Германии и Швейцарии вместе взятых), потребление воды (в объемах, эквивалентных 40% годового потребления воды жителями США) и образование отходов (равных примерно 50% годового объема отходов европейцев).

- Поскольку в среднем 80% выбросов среднего предмета моды или бытовой электроники приходится на этап производства продукции, необходимо максимально продлевать срок использования изделия. Различные этапы циркулярной экономики, такие как обновление и повторное использование, обладают значительным потенциалом для снижения выбросов. Например, при производстве предметов вторичного использования происходит на 60-75% меньше выбросов, чем при производстве новых изделий, созданных из первичных материалов.

- В производственной цепочке мы определили 3 основных фактора и 10 структурных элементов, которые обеспечивают успешный переход от цепей поставок к циклам поставок:

  • Они варьируются от инновационных материалов и дизайна продукции до производства по требованию, разумного возврата продукции, многоразовой упаковки, новых концепций использования, а также сбора и переработки использованной продукции.
  • Прежде всего, необходимо стимулировать цикличное потребительское поведение, перестроить цепочки поставок, сделав их прозрачными и организованными, чтобы сделать цикличность возможной.

- Согласованные усилия всех заинтересованных сторон могут сделать переход к цикличности успешным и выгодным. Бренды и производители играют центральную роль, их участие и вовлеченность определяют достигнутый уровень цикличности.

  • Цикличность достигается при помощи четырех рычагов, а именно: использование бренда, ассортиментная политика, участие потребителей и уровень активности.
  • Цикличность кажется сравнительно удобным и эффективным способом сокращения выбросов парниковых газов. Достижение 50% цикличности сокращает выбросы парниковых газов так же, как если бы все зрители потокового вещания во всем мире перестали смотреть видеоконтент на пять лет.

- Дорожная карта для каждой группы заинтересованных сторон включает 4 следующих шага. Если все заинтересованные стороны возьмут на себя ответственность и начнут действовать сейчас – тем самым ускоряя взаимодополняющий цикл –, экономика замкнутого цикла может стать реальностью.

  • Брендам и производителям: устанавливать измеримые цели, внедрять инновации в продукты и бизнес-модели, сотрудничать с коллегами и поставщиками и стремиться к целостному подходу к цикличности в рамках всей организации.
  • Потребителям: делать выбор в пользу цикличности, корригировать покупательское поведение, обучаться и обмениваться опытом с коллегами и активно предоставлять обратную связь брендам.
  • Логистическим операторам: перестраивать цепи поставок и обратные потоки, обеспечивать прозрачность и наглядность, стремиться к декарбонизации транспорта и обмениваться передовым опытом.
  • Правительствам: устанавливать нормативные барьеры, контролировать переход на цикличность и отслеживать прогресс, поддерживать технологические и продуктовые инновации и повышать осведомленность и образованность населения.