Новости / февраль 2022
Ситуационные центры в ситуации неопределенности

Сразу в нескольких регионах в 2021 г. завершены проекты по модернизации ситуационных центров в сторону систем поддержки принятия управленческих решений. При этом функция визуализации на виджетах и дашбордах отходит на второй план. Эксперты отмечают, что вследствие отсутствия координирующей функции со стороны федерального центра горизонт развития ситуационных центров в настоящее время неочевиден.
© ComNews
14.02.2022

К примеру, версия ситуационного центра нового образца от "AT Consulting Восток" (входит в Лигу цифровой экономики) представляет собой масштабную региональную многоуровневую master-систему, интегрированную с ГИС субъекта. Она обеспечивает сбор и анализ данных, контроль ключевых показателей цифровой трансформации, поддержку принятия управленческих решений, инструменты для ежедневной совместной работы менеджера по цифровой трансформации (CDTO) региона и их команд.

Также в системе организована работа с картами эффективности, мероприятиями в рамках цифровой трансформации, их проектным управлением. Можно отслеживать работу на соответствие НПА, выявлять точки роста и фиксировать риски. Таким образом, появляются инструменты контроля за всеми мероприятиями, каждое из которых привязано к определенному KPI.

"Существенный скачок в развитии решения и его кастомизация стали возможны при внедрении на юге России. Благодаря вовлеченной в процессы цифровизации региона команде заказчика, решившей реализовать самые смелые идеи, появилась возможность многократно увеличить число пользователей системы, нарастить актуальную функциональность, причем с неограниченным количеством личных кабинетов", - говорит генеральный директор компании "AT Consulting Восток" Владимир Высоцкий. Решение от AT Consulting уже внедрено в Калмыкии, а работы идут в Амурской, Владимирской, Курской, Волгоградской, Калужской областях, Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкесской Республике и Дагестане.

Как отметил министр по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области Ярослав Раков, толчок к развитию ситуационных центров дала пандемия: "В период начала распространения новой коронавирусной инфекции нормативно-правовыми актами были определены ключевые показатели, вносимые в информационные системы (ресурсы) регионального и федерального уровня. Группой контроля ситуационного центра губернатора Тульской области было организовано взаимодействие и координация деятельности Министерства здравоохранения Тульской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Тульской области, органов исполнительной власти Тульской области по своевременному внесению синхронизированных сведений в информационные системы (ресурсы) регионального и федерального уровня в установленном порядке".

В пресс-службе Департамента информационных технологий Москвы также считают пандемию и порожденные ей вызовы важным катализатором изменений, которые пришлось вносить в аналитические системы: "Уже несколько лет Москва использует различные методики работы с обезличенными данными, на которых построены все процессы управления городом. Такие инструменты дорабатываются под любую новую задачу, что позволяет оперативно настраивать актуальные дашборды, карты и иные аналитические срезы. В период пандемии текущие управленческие модели и организационные структуры оперативно адаптированы под новые тематики мониторинга, прогнозирования и реагирования. Оперативно развернуты дополнительные мощности для рабочих мест, в том числе для работы в дистанционном режиме".

Руководитель управления департамента национальных проектов компании "Систематика" Григорий Воронцов отметил, что развитие региональных ситуационных центров происходило в основном за счет настройки новых предметных модулей в уже функционирующих информационно-аналитических системах (ИАС). Потребность развертывания программно-технических комплексов для оснащения помещений под ситуационные центры была выражена слабо.

При этом, как обращает внимание представитель "Систематики", заказчики стремятся к максимальной независимости от вендора: "Ключевая потребность региональных заказчиков - приобретение "вендоронезависимого инструментария". С учетом набирающей темпы цифровизации органов государственной власти заказчики испытывают потребность в инструментах, которыми могут пользоваться в текущей деятельности самостоятельно, без привлечения вендора. Таким образом, востребованным является функционал, обеспечивающий заказчика простыми и удобными инструментами для структурирования и визуального представления различных оперативных данных в различных предметных областях".

Ярослав Раков также обращает внимание на то обстоятельство, что совершенствование работы ситуационного центра Тульской области проводилось собственными силами: "Организация сбора информации, разработка информационных панелей, координация действий различных служб и ведомств по вопросам борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции, темпов вакцинации, текущей обстановки в области реализованы в полном объеме в условиях тесного межведомственного информационного взаимодействия сотрудников правительства Тульской области, органов исполнительной власти Тульской области, органов местного самоуправления Тульской области без помощи разработчиков и иных сторонних исполнителей".

В части, касающейся функционирования ИАС, по оценке Григория Воронцова, основная потребность заказчиков в регионах была выражена в мониторинге и анализе показателей региональных программ и их финансовой обеспеченности; показателей реализации национальных проектов; показателей исполнения по инвестиционным программам региона; показателей исполнения государственных контрактов по ключевым объектам строительства; сводных показателей социально-экономического развития регионов (торговля и платные услуги, рынок труда и уровень жизни населения, промышленное производство, индекс потребительских цен и т.д.). И по его мнению, тенденции развития новых функций региональных ситуационных центров пока неочевидны.

"Вследствие отсутствия координирующей функции со стороны федерального центра, выраженной в продвижении единого подхода к формированию единообразного и централизованного механизма сбора и анализа данных в цифровом виде с уровня субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, необходимых в том числе для исполнения стратегических задач, ситуационные центры губернаторов могут превратиться просто в залы совещаний с защищенной видео- и телефонной связью. Горизонт развития ситуационных центров в настоящее время неочевиден", - говорит Григорий Воронцов.

Новости из связанных рубрик