Евгения
Стогова
15.02.2022

"Яндекс" будет сам передавать уполномоченному измерителю Рунета обезличенную информацию об аудитории своих сервисов. Возвращать на свои сайты счетчики Mediascope интернет-компания не планирует

"Яндекс" не будет ставить на свои сайты счетчики исследовательской компании Mediascope, уполномоченной проводить измерения российской аудитории интернета. Об этом сообщил в ответ на запрос РБК представитель "Яндекса". По его словам, компания планирует "передавать достаточный для анализа аудитории набор обезличенной информации о посещении своих площадок". Такой подход, объясняют в "Яндексе", "позволяет соблюсти баланс между защитой данных пользователей и партнеров, прозрачностью измерения интернет-аудитории, а также соблюдением законодательных требований".

Компания Mediascope, основным владельцем которой с 2016 года является государственный ВЦИОМ, была выбрана измерителем аудитории Рунета на заседании профильной комиссии при Роскомнадзоре 2 февраля. Исследованию, в соответствии с принятым в прошлом году законом, подлежат сайты из утвержденного комиссией перечня. Отказаться от сотрудничества с измерителем владельцы сайтов не могут, однако им предоставляется право выбора: разрешить Mediascope поставить свои счетчики или же передавать требуемые данные, так называемые логи, самостоятельно.

Всего в перечне ресурсов, чья аудитория подлежит измерению, указано 79 сайтов, в их числе — принадлежащий "Яндексу" онлайн-кинотеатр "Кинопоиск", агрегатор "Яндекс.Новости", а также сервисы "Яндекс.Дзен" и "Яндекс.Видео". Управляющий директор "Яндекса" Тигран Худавердян входит в Комиссию по отбору уполномоченной организации по исследованию объема аудитории (но в заседании 2 февраля, на котором Mediascope был избран единогласно, участия не принимал).

Сотрудничество с площадками в части предоставления данных для исследования начнется только с 1 марта 2022 года, уточняет, в свою очередь, представитель Mediascope. По его словам, со многими игроками рынка измеритель находится "на разных этапах технических переговоров", однако говорить о результатах интеграции можно будет только весной: "Мы готовы работать с любым из [предусмотренных законом] вариантов, но интеграция через счетчик требует значительно меньше ресурсов и времени и остается приоритетным способом".

Прогнозный план-график проведения исследования избранных сайтов Mediascope должен был предоставить в Роскомнадзор до 9 февраля. В компании заверили, что срок был соблюден, однако раскрыть детали плана отказались. РБК направил запрос в пресс-службу Роскомнадозора.

Детали предоставления информации об аудитории еще только вырабатываются, отметил представитель "Яндекса", добавив, что у компании "есть все для этого технические возможности".

Какие данные раскрывает "Яндекс"

Информация Mediascope по ключевым сервисам "Яндекса" сейчас ограничена. Например, по "Кинопоиску" раскрываются данные только о пользователях десктопов. Сведения по мобильным устройствам, в отличие от, например, онлайн-кинотеатров ivi или Megogo, не публикуются. Аналогична ситуация и с включенными в список обязательных для измерения аудитории сервисами "Яндекс.Видео" и "Яндекс.Дзен".

"Яндекс" отказался от использования счетчиков измерителя еще в 2019 году, сославшись на поиск "баланса между предоставлением дополнительных гарантий качества рекламодателям и защитой данных пользователей".

Поставка данных по аудитории "Яндекса" и его отдельных проектов среди населения всей страны в возрасте старше 12 лет была возобновлена в августе 2020 года. Однако с тех пор "Яндекс" сам передает исследовательской компании необходимый набор обезличенной информации о посещении своих площадок. Итоговые аудиторные показатели с тех пор рассчитываются на основе двух источников: результатов измерений Mediascope, когда компания с помощью специального программного обеспечения отслеживает поведение в интернете особым образом отобранных респондентов, а также сведений, полученных непосредственно от "Яндекса".

Принципиально не сотрудничает с измерителями аудитории по всему миру и компания Google, чей видеохостинг YouTube также попал в перечень подлежащих исследованию сайтов. В пресс-службе Google от комментариев по поводу новых условий взаимодействия с Mediascope воздержались.

Новости из связанных рубрик