Сбер объявил о ряде изменений в организационной структуре компании. По словам представителей банка, изменения вносятся с целью повышения клиентоцентричности в рамках реализации стратегии Сбера. Все изменения будут осуществлены до начала лета. В частности, Сбер выделит все небанковские активы, относящиеся к сфере электронной коммерции, в отдельный холдинг. Аналитики отмечают, что сервисы электронной коммерции Сбера показывают очень высокие темпы роста в последние годы. По их оценкам, выручка направлений, которые войдут в создаваемый единый холдинг, составляет примерно 3% от операционного дохода Сбера.

Ирина
Приборкина
© ComNews
16.02.2022

Холдинг электронной коммерции объединит инвестиции Сбера в компании "СберМаркет", "СберМегаМаркет", "СберЛогистика", "Сбер Еаптека" и "СММ Ретейл", а также в совместное предприятие c VK - О2О-холдинг. "Единое управление активами позволит обеспечить как лучший клиентский опыт, так и создаст существенные синергии и упрочнит позиции группы Сбер в стремительно развивающейся индустрии е-сom", - отметили в пресс-службе компании. Также в компании подчеркнули, что всем партнерам Сбера в компаниях, которые войдут в состав холдинга, будет сделано предложение обменять свои акции на акции холдинга по справедливой рыночной цене.

Президентом, председателем совета директоров создаваемого Сбером холдинга электронной коммерции станет первый заместитель председателя правления Сбера Лев Хасис, который, по согласию наблюдательного совета банка, с 1 июня 2022 г. по собственному решению будет освобожден от занимаемой сейчас должности. В пресс-службе Сбера сообщили, что, кроме того, Лев Хасис продолжит сотрудничество со Сбером в качестве консультанта. Блоки, подразделения и дочерние компании, которые в настоящее время курирует Лев Хасис, в период до 1 июня 2022 г. будут переданы в курирование первым заместителям председателя правления Александру Ведяхину и Кириллу Цареву, другим членам правления либо переданы в прямое подчинение президенту, председателю правления Сбербанка Герману Грефу.

По словам Льва Хасиса, одной из ключевых целей стратегии Сбера является достижение лидерских позиций в индустрии электронной коммерции в стране. "Это очень амбициозная задача, решение которой принесет огромную ценность акционерам Сбербанка и его клиентам. Буду рад и в новом качестве инвестировать свои знания, опыт и энергию в достижение этой и других стратегических целей Сбера", - отметил он.

"Я уверен, что наше сотрудничество в его новой роли принесет Сберу существенную пользу", - сказал Герман Греф.

Председатель правления Сбербанка Герман Греф рассказал, что создание данного холдинга - абсолютно плановое действие компании. "Мы собираем все наши активы в электронной коммерции в единый холдинг. Бренд мы еще обсуждаем, так же как и схему реорганизации. Никаких дополнительных инвестиций проект не предполагает. Он будет таким же холдингом в e-commerce, какими являются другие игроки на этом рынке. Мы постепенно покупали разные активы в этой сфере, и сейчас это требует приведения к единой технологической платформе, единой культуре и к единой компании", - добавил Герман Греф.

Аналитик ФГ "Финам" Игорь Додонов отмечает, что сервисы электронной коммерции Сбера показывают очень высокие (в разы) темпы роста в последние годы, и данная тенденция, вероятно, сохранится. "Поэтому их доля в чистой выручке банка продолжит расти вне зависимости от того, будут ли они объединены в холдинг или нет", - считает эксперт. По его оценке, выручка направлений, которые войдут в создаваемый единый холдинг, составляет примерно 3% от операционного дохода Сбера.

Начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке "Фридом Финанс" Георгий Ващенко рассказал, что рынок электронной коммерции, по некоторым данным, составил 7,8 трлн руб. в 2021 г. Из них розничная онлайн-торговля - около 4 трлн руб.

По словам Георгия Ващенко, нефинансовый бизнес Сбербанка, куда всходит и e-commerce, продемонстрировал рост выручки в 2,6 раза, а объем товаров и услуг на маркетплейсах вырос в 10 раз в годовом выражении. По данным компании, это уже третий по размеру сегмент. "Решение объединить бизнесы главным образом для улучшения управленческой структуры, на мой взгляд, оправданно. Сбер - крупный игрок, активно развивает свою экосистему. Финансовые показатели направления демонстрируют улучшение. Выход на положительную рентабельность стал бы значимым достижением на пути развития экосистемы", - считает эксперт.

По мнению Игоря Додонова из ФГ "Финам", цель создания единого холдинга заключается в повышении операционной эффективности сервисов электронной коммерции за счет приведения к единой технологической платформе, увеличения эффектов синергии. "В итоге это должно будет сократить срок их выхода на прибыльный уровень. Кроме того, ранее руководство Сбербанка заявляло о возможном выводе нефинансовых бизнесов на IPO, что могло бы более полно раскрыть их стоимость и положительно отразиться на капитализации банка. Объявленная реорганизация вполне может стать шагом в данном направлении", - отмечает эксперт. Он считает, что в краткосрочной перспективе изменения в Сбербанке вряд ли отразятся на рынке электронной коммерции России. "В дальнейшем, возможно, благодаря реформе, Сбербанк станет более сильным игроком на этом рынке, но делать какие-то количественные оценки пока сложно", - добавил аналитик.

В пресс-службе Сбербанка сообщили, что также в компании планируется выделить экосистему для клиентов - юридических лиц (В2В-бизнес) и экосистему для клиентов - физических лиц (В2С-бизнес), для обеспечения целостного взгляда на клиентские потребности и создания бесшовного клиентского опыта при использовании сервисов Сбербанка. "В2В- и В2С-экосистемы Сбера будут работать в тесной координации друг с другом, а также с другими подразделениями банка и дочерними компаниями Сбера на базе единых платформенных и технологических решений и в совокупности будут образовывать целостную экосистему", - отметили в компании.

Председатель правления Сбербанка говорит, что Сбер проходит успешную трансформацию бизнес-модели от банка к диверсифицированной экосистеме, предоставляющей сотни полезных повседневных сервисов в различных сферах для более чем 105 млн клиентов в B2C- и B2B-сегментах. По его словам, синергия в продуктах и сервисах на основе клиентских путей, каждодневное предвосхищение потребностей клиента и формирование целостного предложения для сегментов от Сбера как экосистемы - ключевая задача команды. "Именно поэтому было важно объединить все продукты из финансовой и нефинансовых индустрий под единым лидерством в каждом из наших ключевых клиентских сегментов", - отметил Герман Греф.

Курировать развитие экосистемы В2В будет Александр Ведяхин - первый заместитель председателя правления. Наблюдательный совет Сбербанка принял решение ввести должность первого заместителя председателя правления, который будет курировать экосистему В2С, и в случае положительного решения Центрального банка Российской Федерации назначить на эту должность Кирилла Царева, занимающего в настоящее время должность заместителя председателя правления, руководителя блока "Розничный бизнес" Сбербанка. По словам Кирилла Царева, результатом работы группы Сбер за последние пять-семь лет стало успешное развитие компаний экосистемы. "Сейчас перед нами новая цель - обеспечить единый клиентский опыт и максимально удовлетворить потребности наших клиентов. Это интересная задача и, самое главное, возможность сделать продукты и сервисы для наших клиентов ещё лучше", - говорит он

Кроме того, наблюдательный совет Сбербанка в случае положительного решения Центрального банка России назначит на должность заместителя председателя правления Александру Бурико, старшего вице-президента, руководителя блока "Финансы". "Для меня большая гордость и ответственность работать в команде Сбера, где мы объединяем лучшие кадры и создаем новые возможности для всей страны. Очень рада и готова покорять новые горизонты вместе с командой", - говорит Александра Бурико.

Новости из связанных рубрик