Глобальная ассоциация GSMA, ежегодно организующая Mobile World Congress (MWC) в Барселоне, - в пятницу, 25 февраля, осудила вторжение России на Украину и заявила, что на конгрессе этого года российского павильона не будет. Россия в 2022 г., как и во все предыдущие 16 лет проведения MWC в Барселоне, не планировала создавать национальный стенд. Поэтому заявление GSMA выглядит как формальная попытка следовать западному санкционному тренду. При этом пять компаний из РФ самостоятельно участвуют в MWC-2022 (правда, две из них в последний момент заменили реальный стенд на виртуальный).

© ComNews
28.02.2022

"GSMA решительно осуждает российское вторжение на Украину. Ситуация развивается быстрыми темпами, и мы понимаем, что различные правительства рассматривают возможность введения более широких санкций против России. В свете складывающейся ситуации и учитывая трагическую гибель людей, MWC кажется несущественным в сложившихся обстоятельствах. MWC проводится с целью объединения мобильной экосистемы для продвижения путей и средств, с помощью которых подключение может обеспечить процветание людей, промышленности и общества. GSMA следует всем правительственным санкциям и политике, вытекающей из этой ситуации. Российского павильона на MWC22 не будет. Безопасность мероприятия постоянно пересматривается и корректируется по мере появления информации", - сказано в заявлении GSMA.

Многие страны создают на MWC национальные стенды и павильоны. К примеру, в 2022 г. такие коллективные экспозиции построили Андорра, Бельгия, Великобритания, Дания, Израиль, Ирландия, Испания, Литва, Нидерланды, Франция, Эстония, Южная Корея, Япония, а также четыре региона - Каталония, Бавария, Гонконг и американский штат Вашингтон. Однако Россия за все 17 лет проведения MWC в Барселоне (в 2006-2007 гг. мероприятие называлось 3GSM World Congress) никогда не создавала на нем национального стенда или павильона. Разве что в 2018 г. коллективные экспозиции на MWC организовали Российский экспортный центр (собравший на стенде 17 отечественных разработчиков) и фонд "Сколково" (который привез тогда в Барселону пять стартапов, ориентированных на телеком-рынок). В разные годы на уровне Минкомсвязи/Минцифры РФ велись дискуссии об организации российского стенда на MWC, но эта идея так никогда и не стала реальностью. Не планировался российский павильон и на MWC-2022. Традиционно на MWC Россию представляли единичные компании-разработчики с небольшими разрозненными стендами.

Однако некоторые российские компании сами отказывались от участия в конгрессе. Еще 25 февраля на сайте MWC по ключевому слову Russia в списке экспонентов можно было найти три структуры: Росэксимбанк, Российский экспортный центр (РЭЦ) и ФГУП "Космическая связь" (ГПКС). К субботе, 26 февраля, первые две из них исчезли из списка участников, а рядом с названием ГПКС появилась надпись, что компания будет участвовать в MWC c виртуальным стендом. В ГПКС корреспонденту ComNews сказали, что в складывающейся ситуации принимать участие в выставке компания не будет.

Действия этих трех структур можно понять: все они полностью подконтрольны правительству РФ. Однако от участия в MWC-2022 отказался и "Яндекс" - он также спешно заменил реальный стенд на конгрессе на виртуальный.

Ряд экспонентов из РФ не указывают российское происхождение на сайте MWC или действуют от имени своих зарубежных офисов - так, например, поступили Nexign, Infinet Wireless (среди акционеров этой екатеринбургской фирмы - глава "Яндекса" Аркадий Волож) и "Лаборатория Касперского".

Директор по бренду и коммуникациям АО "Нэксайн" (Nexign) Александр Баранов сообщил ComNews, что компания участвует в Mobile World Congress 2022 в Барселоне с индивидуальным стендом. "Наше участие согласованно и подтверждено", - подчеркнул он.

Представитель российской отраслевой науки, пожелавший остаться неназванным, отметил, что отношение к России у западных партнеров сейчас не описать даже словом "негативное", оно крайне отрицательное. "Все, что указывает на Россию, в странах Европы будет вызывать крайнее раздражение. Стоит посмотреть первые страницы любых западных СМИ - и сразу понятно, что русским там не рады. Российской телеком-отрасли предстоит столкнуться с масштабными технологическими санкциями, но будет и то, что отражает отношение самих людей и компаний: ухудшение отношений с западными партнерами, введение дополнительных жестких корпоративных ограничений на работу с Россией, априорный отказ от предоставления товаров и сервисов. Ситуация меняется быстро. Насколько известно в данную минуту, GSMA приняла продуманное, взвешенное решение для снижения градуса раздражения и конфликтности. Фраза "не будет российского павильона" означает, что российские компании будут распределены в разных местах экспозиции MWC, чтобы избежать "российской зоны". Однако, исходя из ситуации, в ближайшие несколько месяцев российские компании на заграничных выставках могут столкнуться с эмоциональной реакцией, показным игнорированием, даже агрессией и политическими акциями. То есть им будет не до работы. Кроме того, последние новости по закрытию воздушного пространства странами Европы для российских авиакомпаний могут означать массовую отмену рейсов. Так что не все российские гости конгресса смогут даже добраться до Барселоны", - прокомментировал представитель российской отраслевой науки.

Аналитик на российском телеком-рынке, также пожелавший высказаться анонимно, считает, что заявление GSMA по поводу того, что на MWC-2022 не будет "российского павильона", вполне ожидаемо и предсказуемо. "Если какая-либо компания хочет принимать участие в выставке, то логичнее всего подготовить отдельный корпоративный стенд. Участие в рамках "российского павильона" в текущей внешнеполитической ситуации действительно носит политизированный характер. Есть хорошая русская пословица - "со своим уставом в чужой монастырь не ходят". Участие в выставке MWC не имеет ценности для работы компаний в России. Если какая-либо организация хочет продвинуть продукты или услуги на международных рынках, то надо играть по правилам этих рынков", - уверен он.

Еще один эксперт рынка, также пожелавший сохранить инкогнито, подчеркнул, что участие российских компаний в выставочной части MWC всегда было, мягко говоря, скромным. Действительно, по подсчетам ComNews, в этом году стенды на MWC организовали 662 экспонента. Даже если учесть российских отказников, в 2022 г. стенды на конгрессе GSMA собирались построить семь российских структур, что составляет 1% от всех участников выставки. "К сожалению, это точно отражает место России на мировой карте разработок в сфере мобильных технологий, - сетует эксперт. - Именно поэтому санкции стран западной коалиции против технологического сектора РФ будут очень ощутимы и болезненны".

Новости из связанных рубрик