Леонид
Коник

главный редактор ComNews
© ComNews
02.11.2021

Вступившие в силу 1 сентября 2021 года ограничения Госдепартамента США на поставку в РФ американских компонентов даже для коммерческих спутников ставит под удар все действующие и перспективные российские орбитальные группировки.

О санкциях, направленных против космической отрасли России, Госдеп объявил еще в марте, обвинив РФ в применении химического оружия при попытке отравления оппозиционера Алексея Навального. Американское внешнеполитическое ведомство объявило политику отказа в выдаче лицензий и других разрешений на экспорт в Россию любых компонентов для космических объектов, причем подпадающих не только под Правила международной торговли оружием (ITAR), но и под гораздо более "вегетарианские" Правила экспортного контроля (EAR). Исключение составляет лишь пилотируемая космонавтика, в которой у Соединенных Штатов пока сохраняется сотрудничество с Россией. Тогда, в марте 2021 года, Госдеп дал отсрочку до 1 сентября именно для коммерческих российских спутников.

Пока мало кому в мире удавалось создать космический аппарат без американских комплектующих. Спутники без компонентов, регулируемых правилами ITAR, в 2005-2011 годах производила франко-итальянская фирма Thales Alenia Space (TAS) - для запуска на китайской ракете Long March, "обложенной" американскими санкциями еще в начале 2000-х годов. Среди таких ITAR-free-спутников, выпущенных TAS, - Apstar 6, Chinasat 6B, Chinasat 9 и Eutelsat W3B. При этом TAS обходилась без ITAR-, но не EAR-компонентов из США, к тому же в 2012 году Госдеп поймал TAS на применении американских компонентов в указанных спутниках, и с тех пор эта фирма не выпускала космических аппаратов категории ITAR-free.

Американская политика контроля экспорта комплектующих для космической отрасли беспокоит не только Китай, а теперь и Россию: Франция, в которой работают два крупных производителя космической техники - TAS и Airbus Defence & Space, от нее также не в восторге. Два года назад во Франции на государственном уровне решено избавиться от американской зависимости при производстве космических аппаратов. Однако, по данным "Стандарта", работа продвигается медленно: пока французы смогли лишь создать каталог позиций, которые им требуется заместить.

Первым, кто столкнулся в России с новыми ограничениями со стороны США, стало ФГУП "Космическая связь" (ГПКС). В сентябре это предприятие объявило конкурс на создание тяжелого спутника "Экспресс-АМУ4" (для орбитальной позиции 140° в.д.). Однако заявку на него подал лишь один вендор - отечественное АО "ИСС им. академика М.Ф. Решетнева". Ни TAS, ни Airbus на тендер не заявились, при этом, как стало известно "Стандарту", как минимум одна из этих фирм уведомила ГПКС, что ей требуется четыре-шесть месяцев только на прояснение возможности участия в такой закупке. Как планирует выполнить заказ ИСС - неизвестно: это предприятие во всех коммерческих спутниках связи последних двух десятилетий применяет полезные нагрузки производства TAS. При этом глава ИСС Николай Тестоедов заверил корреспондента "Стандарта", что если ГПКС доверит заказ его предприятию, то ИСС "точно не обрушит" этот проект.

"Экспресс-АМУ4" - лишь первая ласточка: новые ограничения на поставку американских компонентов для спутников коснутся и последующих космических аппаратов ГПКС, включая долгожданную высокоэллиптическую группировку "Экспресс-РВ". Затронут они и компанию "Газпром космические системы", которая намеревается собирать все новые спутники на собственной площадке в подмосковном Щелкове, и перспективные группировки "Скиф" и "Марафон", входящие в программу "Сфера".

Еще в июне на парламентских слушаниях в Госдуме гендиректор "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин посетовал на невозможность запуска нескольких спутников из-за санкций США на поставку в Россию микроэлектроники. "Стоят космические аппараты, практически собранные, но в одном-другом-третьем просто не хватает одной конкретной микросхемы, которая через санкции не дается нам никаким образом к закупке", - сказал Дмитрий Рогозин.

Российским операторам спутниковой связи и производителям космической техники остается либо уповать на помощь Европы (если и когда она сама сможет избавиться от американской компонентной зависимости), либо искать заветные элементы в Китае (имеется ли там полная номенклатура и готова ли китайская сторона поставлять ее в РФ - отдельный вопрос). Но в обоих случаях придется провести полную переквалификацию всего оборудования для российских спутников, а это означает, что сейчас никто не сможет назвать ни вероятные сроки производства, ни цену конечного продукта. Печально, что нет третьего (а точнее - первого) выхода из ситуации - за счет отечественной электронно-компонентной базы и иных элементов космического назначения. Несмотря на бравурные лозунги про импортозамещение, участники спутникового рынка говорят, что все это так и осталось словами.

Интересно, что американские космические компании сами испытывают дефицит чипов - из-за разрыва цепочек поставок с фабрик на Тайване, в Китае и Южной Корее в результате пандемии. Выступая на Space Symposium в Колорадо-Спрингс в конце августа 2021 года, гендиректор SpaceX Гвинн Шотвелл сообщила, что по этой причине ее компания вынужденно задерживает разработку нового абонентского терминала Starlink.

Стандарт №2 (211) ноябрь 2021