Большинство россиян (62%) считают, что умеют отличать правдивые новости от фейков - для этого они ищут подтверждение в официальных источниках. Четверть пользователей заявляют, что имеют чутье на ложь, 8% не проверяют новостную информацию, 5% советуются со знакомыми экспертами. По мнению россиян, главные признаки достоверной новости - объективность и непредвзятость (59%), ссылки на источники информации (18%), профессиональный и лаконичный язык (10%).
© ComNews
10.03.2022

Во время чрезвычайных происшествий информационный фон наполняется недостоверными новостями, и отличить их от правды становится сложно. Медиахолдинг Rambler&Co узнал у интернет-пользователей, где они читают новости, смогут ли распознать фейк и по каким маркерам. Опрос проходил на ресурсах Rambler&Co с 1 по 4 марта 2022 г., охват составил 458,5 тыс. пользователей, среди которых 66% мужчин и 34% женщин.

Главным источником новостей 43% опрошенных россиян назвали онлайн-СМИ. Четверть получают информацию по телевидению и радио, 16% читают каналы в мессенджерах, 14% - группы в социальных сетях. Только 2% остались верны традиционным печатным изданиям.

Чуть больше трети респондентов (34%) не ограничивают выборку информационных источников и читают все, что находят по запросу. 32% более избирательны и сократили инфополе до трех-четырех СМИ. 21% постоянно мониторят один-два источника, 13% - пять-шесть.

Большинство россиян (62%) считают, что умеют отличать правдивые новости от фейков - для этого они ищут подтверждения в официальных источниках. Четверть пользователей заявляют, что у них чутье на ложь, 8% не проверяют новостную информацию, 5% советуются со знакомыми экспертами.

По мнению респондентов, главные признаки достоверной новости - это объективность и непредвзятость (59%), ссылки на источники информации (18%), профессиональный и лаконичный язык (10%). Для 7% также важно наличие фотографий и видео с подтверждениями, для 6% - отсутствие эмоциональной окраски.

Главным признаком фейка почти половина россиян (49%) называют раскрытие только одной точки зрения. Для 26% важный маркер недостоверной новости - излишняя эмоциональность, для 19% - ссылки на неофициальные источники. По 3% смотрят на количество публикаций по теме и использование просторечной лексики.

"К примеру, сейчас в разы участились случаи дезинформации о работе банковской сферы. Это играет на руку мошенникам: в состоянии паники люди склонны совершать необдуманные финансовые поступки, их легче обмануть и выманить у них деньги. Нагнетание также может привести к дестабилизации экономической ситуации в стране. Именно поэтому сейчас как никогда важно любую поступающую информацию осмысливать трезво и взвешенно, включая критическое мышление, - считают в Rambler&Co и перечисляют правила для проверки новости на достоверность: - Обращайте внимание на заголовок: чем он более сенсационный и бросающийся в глаза, тем больше вероятность, что перед вами фейк. Проверяйте источник информации: например, легитимные источники в банковской сфере - официальный сайт Банка России, официальные сайты банков. Не доверяйте видео или фотографиям: они тоже могут быть фейком, созданным за несколько минут с помощью Photoshop. Оценивайте сообщение с точки зрения грамотности: опечатки, орфографические и пунктуационные ошибки с большой долей вероятности говорят о том, что это лживая информация, которую торопились распространить, поэтому на правила русского языка не обращали внимания. Смотрите на тональность сообщения: задача фейка - вызвать максимально сильные и негативные эмоции и отключить рациональное мышление".

В условиях чрезвычайных происшествий в мире большинство респондентов (47%) проверяют новости несколько раз в день. Чуть больше четверти (26%) мониторят события постоянно, так как боятся пропустить что-то важное. 12% следят только за уведомлениями приложений СМИ и читают материалы, если их заинтересовал заголовок. 8% ограничиваются утренним и вечерним просмотром новостей, 7% стараются в течение дня не следить за информационным потоком и занимаются повседневными делами.

Управляющий партнер коммуникационного агентства Svoboda Agency Марк Шерман отметил, что для того, чтобы отличить фейки от реальных новостей, нужно в первую очередь расширять кругозор, читать разные источники информации. "Обязательно нужно сравнивать разные мнения сторон. Еще полезно читать соцсети, лидеров мнений. По сути, чем меньше человек погружен в тему, тем проще ему стать жертвой вбросов. И следовательно, если человек интересуется новостной повесткой, политикой, экономикой, то он с куда меньшей вероятностью попадется на фейк, - говорит он. - Но еще есть любопытный феномен: людям нравится верить в какие-то теории и получать новости, которые соответствуют их взглядам. В этом случае фейковые новости падают на благодатную почву - особенно так бывает во времена сложных ситуаций, нестандартных событий, потрясений. Какая-то теория кажется людям более комфортной и выгодной, и они начинают все новости подгонять под нее. И даже если начать объяснять, что есть факты, доказательства, совсем не обязательно, что человек услышит, потому что ему проще верить в более безопасную версию. И распространители фейковой информации это знают, они владеют социальной инженерией и понимают, как конструировать новости, в которые будут верить".

Пресс-служба "ВКонтакте" прокомментировала: "Модераторы "ВКонтакте" круглосуточно следят за материалами на платформе - мы не допускаем распространения недостоверной информации, призывов к насилию, разжигания ненависти и другого запрещенного правилами контента. Сейчас из-за больших объемов публикаций проверять весь контент становится сложнее. Мы уже подключили модераторов, которые готовы работать в выходные, и продолжаем привлекать дополнительные ресурсы. Мы также призываем пользователей активнее жаловаться на публикации, нарушающие правила, - так мы сможем быстрее их обнаружить и отреагировать. Мы рекомендуем пользователям доверять проверенным источникам информации. У нас есть сообщества, отмеченные галочкой, - это СМИ как России, так и других стран, официальные аккаунты ведомств и др. Предлагаем в первую очередь следить за ними".

Новости из связанных рубрик