Уход с российского рынка ведущих зарубежных компаний поднял вопрос отмены ответственности за софтверное "пиратство". Тем более что оплата лицензий на ПО стала нетривиальной задачей.

© ComNews
10.03.2022

В принципе, тема поднимается не впервые. Ряд экономистов, в частности, директор Института нового общества Василий Колташов уже давно выступает за полный выход России из всех соглашений о защите авторских прав, в том числе и на ПО. "Отмена интеллектуальной собственности стран-агрессоров в РФ" стала одной из мер, предложенных депутатом Государственной Думы Михаилом Делягиным на его личном сайте.

По данным "Коммерсанта", "План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления", представленный 2 марта, предусматривал в том числе и отмену уголовной и административной ответственности за использование нелицензированного ПО в России, если оно принадлежит правообладателю из стран, которые поддержали санкции (см. новость на ComNews от 5 марта 2022 г.).

Затем появилось сообщение Минцифры, где заявлялось, что ведомство не вносило предложений по отмене ответственности за использование нелицензионного ПО. При этом профильное ведомство не отказалось от своих планов по стимулированию перехода на российское ПО (см. новость на ComNews от 5 марта 2022 г.).

Однако Минэкономразвития подтвердило "Российской газете", что, действительно, готовится проект о снятии ограничений на использование интеллектуальной собственности, содержащейся в товарах, поставки которых в Россию ограничены. Данная мера должна затронуть не только ПО, но и любые научно-технические результаты и средства индивидуализации (товарные знаки).

"Данная мера будет носить временный характер на период ограничений. Она НЕ будет распространяться на компании, реализующие в России свои товары, работы, услуги, в том числе производящие свою продукцию в нашей стране. Таким образом, речь идет не о "пиратстве", а о симметричной мере в отношении компаний, которые не выполнили контрактные и иные обязательства перед нашей страной. Мера позволит, с одной стороны, организовать производство и использование технологий, которые были представлены в продукции, которых лишили западные компании наших граждан, с другой стороны, мера легализует импорт такой продукции из третьих стран", - сообщили в пресс-службе Минэкономразвития.

Среди российских разработчиков подход намного более осторожный. "Защита авторских прав - это практика, которая действует одинаково в отношении и зарубежных, и российских правообладателей, - предупреждает президент НП "РУССОФТ" Валентин Макаров. - Поэтому отказ от выполнения международных обязательств выключит российскую ИТ-индустрию из остальной части мировой ИТ-отрасли".

"Во-первых, требовать обратно потраченные на них деньги. Во-вторых, проводить параллельный импорт, минуя запреты, вызванные санкциями. В-третьих, использовать опыт ускорения разработки собственных альтернативных решений, существовавший в период холодной войны", - такой комплекс мер предлагает Валентин Макаров.

Новости из связанных рубрик