Новости / март 2022
Над Россией разошлись облака

Из-за ухода глобальных облачных провайдеров с рынка РФ спрос на облачные услуги внутри страны резко возрос. Российские участники этого рынка массово получают запросы на облачные сервисы. Некоторые из них уже отказывают в предоставлении услуги из-за нехватки объема хранилищ. По прогнозам игроков рынка и экспертов, спрос на российские облачные сервисы будет расти и дальше, при этом некоторые высказывают опасения насчет доступности серверов и систем хранения данных, подавляющее большинство которых построено на импортных процессорах и иных микросхемах.
© ComNews
14.03.2022

В начале марта крупные глобальные провайдеры облачных сервисов Oracle и Microsoft (с облаком Azure) анонсировали уход с российского рынка. То же самое сделал и SAP, все новые продукты которого (начиная с ERP-системы SAP S/4HANA) базируются на облачной платформе. О прекращении продаж в России программного обеспечения заявила и корпорация IBM, чья комплексная облачная платформа IBM Cloud включает более 170 продуктов и услуг с технологиями обработки данных, контейнеров, искусственного интеллекта, IoT и блокчейна.

Крупнейший по выручке облачный провайдер в мире – Amazon Web Services (AWS) сообщил 4 марта, что перекрыл доступ к сервисам для новых клиентов из России и Белоруссии. "В отличие от других провайдеров технологий из США, у AWS нет дата-центров, инфраструктуры или офисов в России, и у нас давно действовала политика неведения бизнеса с правительством РФ, - говорится в заявлении AWS. - Наши крупнейшие клиенты в России - компании, чьи штаб-квартиры расположены за ее пределами".

Российские компании, особенно промышленные, долгое время с недоверием относились к публичным облакам, особенно зарубежным. Тем не менее многие постепенно стали переводить в них данные, не содержащие коммерческую тайну и персональных сведений, а также начали использовать облака иностранных провайдеров как недорогую тестовую среду. Поэтому отказ зарубежных компаний от предоставления облачных сервисов в России и блокирование доступа к данным в облаке российские заказчики восприняли как "удар ниже пояса".

Глава блока цифровизации одного значимого российского предприятия поделился с ComNews письмом, которое получил от корпорации Oracle. В нем, в частности, сказано: "Мы хотим обратить ваше внимание, что все продукты и услуги Oracle приостанавливаются для экспорта, реэкспорта, передачи и использования в России, а также российскими предприятиями, где бы они ни находились, в полном соответствии с американскими и другими применимыми экономическими санкциями и законами и нормативными актами в области экспортного контроля. Поэтому мы обязаны временно прекратить использование вами наших облачных услуг. Мы уведомляем вас о нашем намерении приостановить ваше использование, начиная с 12 марта. Пожалуйста, убедитесь до этой даты, что вы имеете в своем распоряжении все свои данные, необходимые для ведения деловых операций, которые при нормальных обстоятельствах находились бы в облаке Oracle. После остановки облачного сервиса вы больше не сможете получить доступ к облачному сервису и к вашим данным".

ИТ-директора и CDO нескольких крупных компаний на условиях анонимности сообщили ComNews, что попытались спешно перевести данные и приложения из зарубежных облаков в российские, но столкнулись с дефицитом ресурсов и отказами.

Генеральный директор российского облачного провайдера CorpSoft24 (АО "Корп Софт") Константин Рензяев подтвердил, что в его компанию обратилось много бывших клиентов Oracle и Microsoft Azure. При этом он убежден, что аналогичные запросы получили и другие российские облачные компании. Константин Рензяев добавил, что еще больше оказалось тех, кто пользовался услугами выделенных серверов в дата-центрах Европы. "Спрос оказался настолько большим, что почти у всех провайдеров в РФ возникли проблемы с ресурсами и появилась возможность выбора клиентов. При этом спрос однозначно еще не достиг пика, и все сейчас оперативно решают вопрос с расширением мощностей", - рассказал он.

Руководитель группы управления проектами компании Linxdatacenter Евгений Макарьин сообщил ComNews, что его компания видит постоянный рост запросов на размещение в ЦОДе - хотя это не всегда связано с текущими реалиями, а диктуется общеотраслевыми трендами. "Но безусловно, макроэкономическая ситуация оказывает влияние, и сейчас спрос вырос значительно", - добавил он. На вопрос о достаточности серверных и иных облачных ресурсов Евгений Макарьин ответил: "Это, конечно, зависит от специфики запроса - некоторым клиентам нужно столько ресурсов, что для удовлетворения понадобится построить новый ЦОД. Если говорить о среднестатистическом запросе - тогда имеющиеся ресурсы и планы компании по развитию облака и емкости ЦОДов позволяют ответить на этот вопрос положительно". Евгений Макарьин уверен, что спрос на облачные хранилища в России будет расти и дальше. "Наша стратегия по развитию облачной платформы Linxdatacenter укладывается в актуальную повестку. Удовлетворить спрос можно через концентрацию усилий по развитию инфраструктурной основы облака, его сервисов и сетевой связности наших площадок с ключевыми глобальными ресурсами", - считает руководитель группы управления проектами Linxdatacenter.

Директор по продажам компании IXcellerate Анастасия Нойманн рассказала, что IXcellerate является нейтральным оператором ЦОД и оказывает услуги только по размещению оборудования клиентов. "Часть наших заказчиков рассматривают возможности colocation в качестве альтернативы международным облакам", - подтвердила она.

Директор по продукту VK Cloud Solutions Дмитрий Лазаренко подтверждает: сейчас весь рынок наблюдает заметный рост спроса на облачные решения. "Мы также видим растущий запрос игроков рынка на продукты и технологии VK в этом направлении, в частности на облачные сервисы VK Cloud Solutions. Кроме того, в условиях потребности в дополнительной защите ИТ-инфраструктуры от угроз заметно увеличивается спрос на готовые коробочные решения на базе частного облака. Наши решения и команды продолжают стабильно работать, мы помогаем новым партнерам и имеющимся клиентам переходить в облако, расширять вычислительные мощности и оптимизировать расходы на ИТ-инфраструктуру с помощью наших технологий. В более долгой перспективе, вероятно, будет укрепляться спрос на собственные решения провайдеров, разработанные на базе открытого кода", - полагает Дмитрий Лазаренко.

Директор по облачным продуктам провайдера "Облако.ру" (входит в группу компаний "Систематика") Александр Хечумов подтвердил, что на рынке, действительно, появился повышенный спрос на облачные услуги внутри РФ. "Мы получаем от партнеров запросы на облачные сервисы и услуги хранения информации, в том числе на отечественные решения, такие как видео-конференц-связь и machine learning. Объема хранилищ пока хватает, дефицит не возник. Спрос на российские облачные сервисы, несомненно, будет повышаться за счет влияния нескольких факторов - ухода российских компаний от зарубежных провайдеров, отсутствия у бизнеса времени на создание своих инфраструктурных решений, сложности покупки серверного оборудования для заказчиков, а также необходимости в использовании отечественных решений, как тех, под которые необходимо разворачивать инфраструктуру, так и предлагаемых облачными провайдерами по моделям IaaS, PaaS, SaaS. Мы развиваем отечественные решения, имеем достаточный запас оборудования для обеспечения спроса", - сообщил Александр Хечумов корреспонденту ComNews.

Российские пользователи облачных сервисов Oracle, Microsoft Azure и иных зарубежных провайдеров не хотят публично комментировать отказ от обслуживания и детали перехода в российские облака. Многие из них уверяют, что перешли из иностранных облаков еще до начала "специальной военной операции" России на Украине и последовавших в ответ на нее западных санкций.

Например, на сайте Oracle указано, что облачные сервисы Oracle Cloud at Customer стали частью инфраструктуры X5 Retail Group. Это сообщение датировано 11 июля 2018 г. Однако пресс-служба X5 Retail Group сообщила корреспонденту ComNews: "Мы не используем Oracle Cloud и иностранные ЦОДы. Мы используем отечественные площадки для размещения оборудования, а также успешно развиваем собственное частное облако и делаем ставку на модель "ЦОД как сервис".

В Amethyst Capital (инвестиционная компания, включает проекты Gaskar Group, Cynteka) корреспонденту ComNews рассказали, что еще в 2018 г. начали искать российскую альтернативу облаку Microsoft. "Проекты Amethyst Capital не испытали на себе проблем, связанных с уходом зарубежных компаний и ИТ-сервисов. Часть наших проектов (Gaskar Group) работали с отечественными дата-центрами еще до произошедших событий, поэтому глобальные изменения на себе не ощутили. У других наших проектов ситуация примерно такая же. Например, Cynteka еще в 2018 г. начала поиск более выгодного хостинг-провайдера, чем Microsoft. Команда выбрала для сотрудничества отечественного провайдера Selectel, который обеспечил стабильную работу оборудования и высокую скорость реакции в режиме 24/7", - рассказал представитель Amethyst Capital.

Исполнительный директор J’son & Partners Consulting Сергей Шавкунов отметил, что необходимость миграции данных в российские ЦОДы наложилась на последствия пандемии, когда компании экстренно внедряли удаленные способы работы, что повысило загрузку отечественных облачных мощностей. "Ожидать быстрого отказа от облачных решений для удаленной работы не приходится - они прочно вошли в бизнес-процессы компаний. Это повысило загрузку отечественных ЦОДов и привело к задействованию зарубежных ресурсов. В связи с этим рост российского рынка ЦОДов ускорится, в начале 2022 г. планы крупных игроков говорили о перспективах ввода около 10 тыс. стоек в год. Так, в прошлом году Сбер объявил о планах построить крупнейший в России ЦОД, площадью 55 тыс. кв.м, в городе Балаково Саратовской области. В этом году Linxdatacenter объявила о планах строительства нового ЦОДа в Москве. Расширяются мощности дата-центра ФНС. И это далеко не единственные проекты в перспективе двух-трех лет. Создается впечатление, что если и будут трудности с облачными ресурсами, то они носят временный характер", - говорит Сергей Шавкунов.

При этом он считает, что большей проблемой может стать реализация этих планов с точки зрения обеспечения серверным и коммутационным оборудованием. Согласно исследованию J’son & Partners Consulting, в 2019-2021 гг. потребление коммутационного оборудования в России удвоилось, при этом в условиях политики импортозамещения доля отечественного оборудования перешла далеко за 50%. "В случае санкционных ограничений отечественное производство высокопроизводительных серверов и коммутаторов может просто остановиться на неопределенное время. Так, доля российского импорта наиболее современных интегральных схем, произведенных американскими компаниями по технологическому процессу не более 32 нм, составляет свыше 90%. Чем их заместить - станет колоссальной проблемой для отечественных производителей ИТ-оборудования", - прокомментировал Сергей Шавкунов.

Новости из связанных рубрик