АКИТ зафиксировала в I квартале 2022 г. аномальный рост внутреннего рынка e-commerce, вызванный введением санкций, невозможностью банковских транзакций с рядом государств и ажиотажным спросом на ряд товарных категорий. Россияне совершили покупок в интернет-магазинах на 1,25 трлн руб. - это на 59% больше аналогичного периода прошлого года.
Ирина
Приборкина
© ComNews
27.04.2022

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) зафиксировала в I квартале 2022 г. быстрый рост объемов продаж на внутреннем рынке электронной коммерции на фоне изменения потребительского поведения и ажиотажного спроса на отдельные товары. За первые три месяца 2022 г. россияне совершили покупок в интернет-магазинах на 1,25 трлн руб. - это на 59% больше аналогичного периода прошлого года. Доля электронной коммерции в общем обороте розницы превысила исторический максимум 2020 г. (10,2% в первом полугодии) и составила по итогам первых трех месяцев 2022 г. 11,2%.

93% от общего объема продаж - 1,169 трлн руб. - приходится на внутренний рынок: рост +64%; 7%, 88,6 млрд руб., на трансграничный (+11%). Очевидное существенное влияние на распределение рынка оказало изменение внешнеполитической ситуации - введение санкций, сложности с грузоперевозками и проч. Так, если в начале 2022 г. трансграничная торговля по сравнению с показателями прошлого года демонстрировала уверенный рост, в феврале - заметный спад, то в марте ушла в минус: январь +67%; февраль +28%, март -55%. На локальном рынке сложилась другая ситуация: январь +50%; февраль +64%; март +77%.

Президент АКИТ Артем Соколов прокомментировал: "Очевидно, что такой аномальный рост внутреннего рынка электронной коммерции вызван большими переменами в сегодняшней реальности: введение санкций, невозможность банковских транзакций с рядом государств свели практически к нулю покупки на зарубежных площадках. И вместе с этим возникли панические настроения покупателей и ажиотажный спрос на ряд товарных категорий. Сегодня как никогда сложно прогнозировать дальнейшее развитие интернет-торговли, поскольку пока нет достаточной ясности в вопросах поставок из-за рубежа, логистических цепочек и множества других отдельных факторов".

По данным ассоциации, список топ-5 популярных товарных категорий не изменился, однако в рейтинге произошло перераспределение позиций. Категория "продукты" вышла на третью строчку, опередив "одежду и обувь". При этом сумма покупок продуктов онлайн в марте 2022 г. вдвое превышает данные этого месяца за 2021 г.: 60,5 млрд руб. и 30,5 млрд руб. соответственно. Доля топ-5 товаров в общем объеме продаж выглядит так: цифровая и бытовая техника - 23,8%, мебель и товары для дома - 17,2%, продукты питания - 14,5%, одежда и обувь - 13,1%, красота и здоровье - 7,1%.

Если говорить о средних чеках, то самое заметное увеличение оказалось в категориях "аксессуары" (сумки, перчатки, головные уборы и т.д.) - в 6,5 раза, и "цветы и подарки" - в два раза. В среднем на 23% выше стал средний чек в категориях "автозапчасти и автоаксессуары", "одежда и обувь", "спортивные товары", "цифровая и бытовая техника".

Самое заметное снижение среднего чека в категории "садовая техника и инвентарь" - на 56%. На 16-25% ниже стал чек товарных групп "зоомагазины", "мебель и товары для дома", "аптеки" и "книги". В остальных категориях изменения незначительные. Распределение доли регионов существенно не поменялось, топ-10 остался прежним: Москва - 21,2%, МО - 10,6%, СПб - 7,5%, Краснодарский край - 4,2%; Свердловская область и Красноярский край - по 2,6%; Ростовская область - 2,4%; Нижегородская и Самарская области - по 2%; Татарстан - 1,9%.

С начала года также заметно увеличилось количество юридических лиц, занятых в интернет-торговле. По данным ИT-компании OFD.ru, почти на 2700 больше стало индивидуальных предпринимателей (всего ИП в e-commerce на сегодня - 33 706) ؙ- этот сегмент по-прежнему показывает самый высокий темп прироста, количество ООО выросло на 1149 (всего 27 096).

Пресс-служба "СберМаркета" сообщила, что "СберМаркет" продолжает сохранять высокие темпы роста: в I квартале 2022 г. количество заказов увеличилось в несколько раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Пик спроса мы фиксировали в марте, тогда за месяц клиенты сделали больше 4 млн заказов. Похожий спрос на товары мы фиксировали в декабре, когда покупатели готовились к новогодним праздникам. Сейчас спрос на товары вернулся к прежним значениям. В последние месяцы мы видим повышенный интерес клиентов к товарам по спецпредложениям. Их кладут в корзину 46% покупателей. Средняя экономия на один заказ в "СберМаркете" составляет 414 руб.", - рассказала пресс-служба "СберМаркета".

Партнер Data Inisght Борис Овчинников прокомментировал: "Про трансграничный сегмент мы можем подтвердить, что он, действительно, резко сократился в марте - и из-за невозможности совершения россиянами покупок в европейских и американских интернет-магазинах, и из-за увеличения сроков доставки из Китая и роста общей настороженности россиян относительно трансграничных покупок. Если говорить про внутрироссийский e-сommerce, то мы видим заметное ухудшение динамики в марте. Если в январе и феврале количество онлайн-заказов было на 100-104% выше, чем в те же месяцы 2021 г., то в марте рост к марту 2021 г. составил +83% - это наименьший рост за 17 месяцев с октября 2020 г. Правда, замедление роста количества заказов частично компенсировалось ростом среднего чека - но надо, конечно, учитывать, что это во многом инфляционный рост".

Основатель бренда одежды CHUKCHA (одежда для природы и спорта) Артем Глебов рассказал, что I квартал 2022 г. для них сложился хорошо. "При этом роста относительно IV квартала 2021 г. мы не наблюдали, поскольку основной сезон продаж для нас - ноябрь-декабрь. Однако, несмотря на это, не было и спада, который присущ для января и февраля. Уровень выручки сохранился - мы вернулись к отметке в 12 млн в месяц. Падение в марте на трансграничной торговле не наблюдали. По моим оценкам, внутренняя онлайн-торговля будет продолжать расти плавно. Мы планируем на этом хорошо поднять продажи. Прогнозируем двукратный рост выручки уже с сентября, которая составит 22-30 млн в месяц. Нужно, конечно, учитывать, что бренд CHUKCHA - сезонный, и наши активные месяцы - с августа по конец марта", - уточнил он.

Новости из связанных рубрик